Индия - страна, безусловно, развивающаяся дикими темпами. Жаль только, что развитие это идет не только в позитивном направлении. И после нескольких поездок по ней я бы уверенно назвал Индию мировой столицей мошенников и пройдох.
Без шуток, я сюда уже не в первый раз приехал, но все равно не перестаю поражаться тому количеству трюков и уловок, к которым надо быть готовым, чтобы не попрощаться внезапно с честно заработанными денежками.
И это все при том, что я так-то любитель исследовать мошенничества разных стран и рассказывать о них вам. Помните иорданских девочек, которые если к тебе за столик в кафе сядут, то твой счет сразу на 100 долларов увеличится? Или галатский мост в Стамбуле, где я гулял в ожидании знаменитых мошенников-"сияющие ботинки"? Эти и многие другие истории в моем блоге подтверждают, что я путешественник не самый наивный.
Но все равно Индия нашла чем удивить, причем не один раз!
Самое любопытное, что индийские мошенники неосмотрительных туристов легко могут развести на деньги и обмануть еще даже до прилета в страну!
Не верите? Сейчас расскажу о некоторых "трюках".
Начать стоит с того, что даже оформление индийской визы онлайн, на государственном портале, можно отнести к не самому честному поведению.
Когда я впервые оформлял визу, на сайте, принадлежащем правительственным органам, у меня возникли проблемы с платежом: он то не проходил, то списывались деньги с карты, но сайт все равно писал, что платеж не прошел.
Визу я тогда оплатил аж три раза и только с третьей попытки платеж сочли успешным. Разумеется, в течение месяца средства за «неудачные» попытки вернулись, но меньше списанного. Приблизительно 2 доллара за каждую операцию обратно не дошло. Вроде как при пересчете на валюту карты "списались".
Второй раз, два года спустя, оформляя визу на все том же индийском правительственном портале, я столкнулся с абсолютно аналогичными проблемами. Это все при том, что страна хвалится своими специалистами в области информационных технологий.
Понятное дело, что на самом деле это просто очень кривая государственная платформа для оформления платежей, но согласитесь: так с каждого туриста по 2 доллара собрал, вот и ВВП на полпроцента вырос =)
Такси - оно и в Индии такси
Если вы читаете меня не впервые, то точно слышали о моем отношении к водителям такси, которые работают в аэропортах разных стран мира.
Мой опыт путешествий показал, что даже в самых гостеприимных странах, таких например как Ирак, где турист - не просто кошелек, а самый настоящий гость, где тебя запросто приглашают в дом незнакомые люди, даже там водители в аэропортах - это самые настоящие мошенники.
Ну и конечно же аэропорт имени Индиры Ганди в Дели - не исключение. Изначально здесь все сделано очень удобно. Любителям такси через приложение, которое всегда минимум вдвое дешевле стандартного, здесь выделили специальный сектор для посадки. Он располагается метрах в 800 от выхода из зоны международных прилетов.
Однако пока мы шли эти скромные 800 метров, нас атаковали таксисты старого формата.
- Сэр, такси! Сэр, такси!
- Спасибо не надо, у меня убер заказан.
– Так убера здесь нет, - закатывают глаза таксисты, - им в аэропорт нельзя, вам до парковки убера идти 4 километра (особо наглые говорили 6).
Причем даже когда мы уже стояли в 50 метрах от этой самой парковки для такси-приложений, отчаянный таксист все равно пытался наврать, что до Убера нам идти 30 минут.
В общем, врут не стесняясь! Но это все же международная проблема, а теперь давайте перейдем к крутым, исключительно индийским ноу-хау.
Красная зона – подставной отель
Разводка с красной зоной и подставным отелем действительно эпичная! Я таких нигде до Индии не встречал, и у нее есть три варианта развития.
Первый - вы берете такси из аэропорта. Называете отель, таксист уверенно говорит, что знает куда ехать. Потом кому-то звонит и сообщает, что вокруг вашего отеля демонстрации/забастовка/прорвало трубы/откопали бомбу времен куликовского сражения.
Неважно, какая причина, но к отелю попасть ну никак невозможно. И тут же он предлагает вам отправиться в отличный отель совсем неподалеку, очень хороший, «мамой клянусь». И так вы оказываетесь в клоповнике, за который еще и приходиться заплатить втридорога.
Второй вариант развития событий - если вы едете на метро до станции, где расположен ваш отель. Там, уже на выходе, вас ловят очень агрессивно настроенные водители рикш с вопросом «Какой отель». Если вы решите их не игнорировать и назовете ответ, то тут же узнаете, что отель в «красной зоне» - без шуток, мне про мой отель так и сказали (что за красная зона, они особо не продумывали) – попасть туда нельзя, надо ехать в другой отель, в который водитель рикши отвезет даже со скидкой - и снова вы в клоповнике.
Третий вариант самый эпичный. Вы выходите из метро, рикшист вас уговаривает воспользоваться его услугами, спрашивает название отеля, но вместо него везет в отель «своего дяди» и говорит, что это ваш отель, просто в главном здании все номера заняты.
И даже если вы уже оплатили бронь, вам тут же расскажут, что бронирование отменят и надо заплатить наличными. Люди, которые попадаются в такую ловушку, мало того что ночуют в переоцененном клоповнике, так еще и платят за ночь в отеле, который они на самом деле забронировали, ведь реальную-то бронь через букинг никто не отменял.
Все уважающие себя отели предупреждают постояльцев об этих схемах во время бронирования. Присылают сообщения о возможных уловках, но люди все равно попадаются.
Псевдоправительственные учреждения
- Пойдемте, друзья, я отведу вас в отделение министерства туризма при правительстве Индии, они вам помогут и сим-карту купить, и билет на поезд, и информацию предоставят, которая вам может пригодиться.
Вот такой вот фразой заманил нас в очень даже респектабельно выглядящий офис в центре Дели новый, как будто бы случайный, знакомый, который по факту точно работает за премиальные. Над офисом белым по синему гордо было написано "Министерство туризма Индии"
Причем знакомый этот, "совершенно случайный", подсел к нам в кафе, где мы с товарищем обедали. Слово за слово, какие планы и так далее... Все как-будто бы естественно, можно было бы и повестись, но мы-то не первый день на подводной лодке.
Я пошел туда исключительно посмотреть, как работает схема - и работает все просто фантастически. Сначала нам пытались продать недельный проездной на поезд без ограничений чуть ли не за 20.000 рублей. Потом еще какие-то фантастические услуги железной дороги по невероятным ценам. Только при том, что поезда в Индии стоят 100 - 1000 рублей в зависимости от класса обслуживания и расстояния, нам за все время в стране никак этот проездной не отбить бы.
В общем, мы от услуг отказались, а выйдя наружу, пригляделись к вывеске: над словами "Министерство туризма Индии" маленькими такими буковками написано "Одобрено", а поскольку в английском языке падежей нет, то очень легко запутаться и поверить, что вывеска гласит "Правительство Индии", а не "Одобрено правительством Индии".
А знаете, что самое классное было в случае с этим псевдоправительственным офисом? Когда уже мы оттуда вышли, не купив ничего, к нам подошел местный мужичок, который терся у дверей, и заговорщицким шепотом на ухо признался, что это не настоящее правительственное учреждение, а мошенники, и что он нас сейчас отведет в настоящее министерство туризма - и повел нас к другой такой же точно конторе.
Ну а теперь давайте о самом интересном: об одном из методов, которым индийские предприниматели обманывают людей еще до приезда в страну.
Если вдруг в системе бронирования или на гугл картах вы открыли страницу небольшой гостиницы, и количество пятизвездочных отзывов у неё больше, чем у Диснейленда в Париже, - будьте уверены, вы смотрите гостиницу рядом с аэропортом в Дели.
Индустрия поддельных отзывов в этой стране развита до неприличия. И у только что открытых халуп с номерным фондом в 3 комнаты уже через месяц легко может быть уже под 500 отзывов счастливых "постояльцев".
Из-за этого многие прилетающие в Дели туристы попадаются на уловку с ненастоящими фотографиями номеров и поддельными отзывами.
Причем доверять нельзя даже тем системам бронирования, где оставить отзыв можно только после того, как ты воспользовался услугами отеля. Если потратить немного времени, углубившись в изучение отзывов на том же букинге, то легко можно обнаружить такие: "Администратор отеля взял мой телефон под предлогом проверить номер брони, и сам впаял своему отелю отзыв в 5 звезд". Такое ощущение, что букинг просто "умыл руки" в вопросе наведения порядка в своем приложении в этой стране.
В общем, путешествие по Индии, если вы, конечно, не летите в разрекламированный Гоа, может стать делом проблематичным. Хотя стоит отметить, что количество всей этой грязи и вранья сильно зависит от штата и региона страны - не везде все так ужасно.
В Гималаях например, где мы сейчас и находимся, к гостям относятся совсем по-другому. Об этом я обязательно расскажу в следующих статьях, подписывайтесь, чтобы не пропустить.