Вчера пока ехала в метро до нужной станции читала статью про всеми известного из школьной программы литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского.
Для меня, да и для большинства, наверное, это какой-то картонный сухой образ из учебников. Однако, за этим образом и за этой личностью кроются серьезные детские психотравмы, недолюбленность и тяжелые условия. Пожалуй, и они сыграли немалую роль в том, кем стал Белинский в зрелости.
Итак...с чем же пришлось столкнуться будущему критику и как эти травмы повлияли на него в будущем?
Начнем с того, что родился маленький Виссарион в семье пусть и не рилигиозной, но с весьма...ВЕСЬМАА религиозным прошлым. Дед священник и аскет, его брат тоже священник, племянник - монах...Свечку мы не держали, но, скорее всего, это тоже повлияло на детство критика. Его отца по традиции отправили на то же поприще, однако, чуть позже он все это бросил, стал медиком, получил дворянство и женился. Вроде бы хорошая почва чтобы обзавестись потомством и обеспечить ему благостное будущее. Но нет...
Отец, конечно, фигура важная, но мать - та, кто даст ребенку базовое доверие миру. А вот тут как раз было не все так гладко.
Вот что рассказывал Белинский о своем детстве и отношениях с матерью:
"Мать моя была охотница рыскать по кумушкам; я, грудной ребёнок, оставался с нянькою, нанятою девкою; чтоб я не беспокоил её своим криком, она меня душила и била. Впрочем, я не был грудным: родился я больным при смерти, груди не брал и не знал её… сосал я рожок, и то, если молоко было прокислое и гнилое — свежего не мог брать… Отец меня терпеть не мог, ругал, унижал, придирался, бил нещадно и ругал площадно — вечная ему память. Я в семействе был чужой"
Ни своим присутствием ни воспитанием, мать не дала ребенку жизненной опоры и доверия к большому миру.
Позже биографы Белинского объясняли причины его ранней смерти нищим детством. Хотя не столько нищета, сколько детские психотравмы сказались на мальчике. Он, действительно, начал много болеть.
Когда ребенок вырос, он поступил в губернскую гимназию. Мог ли ребенок с таким "прекрасным" бэкграундом делать успехи в учебе? Нет. Сначала дела шли сносно, но постепенно интерес к учебе угас и он начал пропускать уроки.
Однако же, мальчик внезапно принимает решение поступить не куда-то там, а в Москву в университет! Все мы помним теорию Адлера о компенсации человеком ощущения своей в чем-то ущербности путем максимального приложения усилий в другой сфере. Да, уже взрослым юношей он не смог вернуть себе то, что ему не дали - заботу, внимание и любовь матери, уважение и внимание отца. Но это можно своего рода компенсировать получив признание в обществе, добившись чего-то, став кем-то...И юноша готов был бедствовать, но во что бы то ни стало стать студентом.
При этом он тут же сменил фамилию с Белынского на Белинский (разрыв с прошлым или попытка понравиться новому обществу, найти там одобрение?)
В 1829 году Виссариона все же зачислили в студенты. И даже началась активная и интересная студенческая жизнь. Тут же был сформирован кружок студентов-разночинцев, юноша увлекся философией и горел жаждой знаний. Однако, и здесь не все было гладко.
Воспоминания Белинского об условиях в которых он жил в то время:
Столики стоят в таком близком один от другого расстоянии, что каждому даже можно читать книгу, лежащую на столе своего соседа, а не только видеть, чем он занимается. Теснота, толкотня, крик, шум, споры; один ходит, другой играет на гитаре, третий на скрипке, четвёртый читает вслух — словом, кто во что горазд! Извольте тут заниматься! Сидя часов пять сряду на лекциях, должно и остальное время вертеться на стуле. Бывало, я и понятия не имел о боли в спине и пояснице, а теперь хожу весь как разломанный… Пища в столовой так мерзка, так гнусна, что невозможно есть. Я удивляюсь, каким образом мы уцелели от холеры, питаясь пакостною падалью, стервятиной и супом с червями. Обращаются с нами как нельзя хуже."
Постоянный стресс и дискомфорт не могли не сказывать на физическом и психологическом состоянии. Кому-то может показаться, что его воспоминания отдают...ну прямо скажем "нытьем". Точно мы уже не узнаем преувеличивал что-то критик или нет, но если согласиться с тем, что в его воспоминаниях присутствует элемент излишней мрачности и недовольства, то давайте вспомним время в котором он жил. Это было время повального увлечения молодежи романтизмом и Гете (страдания юного Вертера и вся сопутствующая эстетика декаданса). И вполне объяснимо почему юного критика привлекала эта эстетика, учитывая его психотравмирующий опыт детства.
Далее первые публикации, кружки, знакомства с современниками того времени, первые неудачи и первые серьезные проблемы со здоровьем. Однако, Белинский стал одним из самых непримиримых критиков современности. Друзья вспоминали, в какую горячку он впадал во время споров. Возможно, такое полное и горячее погружение в публицистику и философию отчасти "заслуга" и прошлых психотравм и своего рода защитный механизм от воспоминаний о травматичном детстве.
Вспомнил его горячие строки, которые наглядно это демонстрируют:
"...Придёт время, — просвещение разольётся в России широким потоком, умственная физиономия народа выяснится, — и тогда наши художники и писатели будут на все свои произведения налагать печать русского духа. Но теперь нам нужно ученье! ученье! ученье!…"
И, кстати, как аукнулось почти фанатичная свехрелигиозность предков? Казалось бы, критик отошел от религии вообще став закоренелым атеистом и увлекшись социалистическими идеями...А аукнулась она в том, что Белинский стал воспринимать свою творческую деятельность как "служение сродни монашеству":
"...Мы живём в страшное время, судьба налагает на нас схиму, мы должны страдать, чтобы нашим внукам легче было жить…"
Эта жертвенность тоже, скорее всего, один из отголосков несчастливого детства.
Герцен вот так описал Белинского в поздний период его творчества:
"...Без возражений, без раздражения он не хорошо говорил, но когда он чувствовал себя уязвлённым, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щёк и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким..."
Подобное поведение, такая непримиримость также может говорить о травмированности.
Также психотравмы детства повлияли и на личную жизнь, куда без этого. Белинский был женат, но на личности, которая его подавляла и обесценивала потребности (к примеру, обвиняла его в том, что он без причины уехал лечиться, за два года до своей смерти). Кроме того, с ними поселилась и сестра жены, которая быстро переняла тактику поведения и заявляла в письмах, что "плюет" на Белинского ( не это ли "возврат" к обесценивающей, оставляющей матери?)
Анализ творчества критика тоже не во все времена был однозначным. Многие современники отмечали его излишнюю восторженность и желание соперничать с писателями.
Однако же, именно травмы часто и формируют личность человека. Так что в итоге, Виссарион Белинский все же занял достойное место среди именитых критиков своего времени!