Найти тему

Наталия Навроцкая - Блог уходящего детства. Последний школьный год в книге для подростков

Почему-то у меня неважно складываются отношения с современной литературой. С взрослой практически вообще, в результате чего я перестала читать беллетристику, где белыми нитками шиты фокусы и фишки для того, чтоб меня заинтриговать и заставить дочитать до конца, и перешла на мемуары, а с детско-подростковой - в частности. Много лет с отечественной подростковой был просто провал полный. Тотальный уход в фэнтэзи меня просто огорошивал. В магазинах полки и сейчас ломятся от обложек с трансформерами, вампирами, молниями, циферблатами, волчьими шкурами и скафандрами, а почитать почти нечего... Окружающая реальность, Жизнь, составляющая ткань бытия, выходит, никого не интересует и не привлекает?

Даже психолог Катерина Мурашова, блог которой я давно с удовольствием читаю, которая проводит с подростками очень интересные эксперименты и бьет тревогу по результатам их проведения, в своих довольно интересных книгах, которые я все же смогла дочитать, уводит своих героев для решения проблем в фантастическую реальность. Это грустно. Единственное, что когда-то прочитала, не отрываясь, и сразу же заказала - "Я хочу в школу!" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Начала Крюкову "Костя+Ника" - бросила, опять фэнтези, не могу. Пробовала другие - то мне слог не тот, то действие неинтересно. Слушала встречу писателей, согласилась с ними в том, что литература разделилась по признаку адресации - для мальчиков пишут брутально-воинственное фэнтези, для девочек - душевные истории, где в конце героине достается тот мальчик, о котором она мечтала.

Конечно, я была очень рада появлению книг Дашевской, тонкими ручейками заполняющих давно пересохшее русло. И сейчас радуюсь появившимся новым именам, чьи книги начали заполнять зияющую ранее пустоту "школьной" литературы.

Не помню где наткнулась на название "Блог уходящего детства". Название понравилось, ведь я давно уже перешла с чтения книг на чтение блогов, тем более, что читаемые мною издания записных книжек и дневников - это ведь те же самые блоги, только бумажные )

Я пошла гуглить и читать ознакомительный отрывок. Отрывок внезапно оказался очень солидным куском книги, в котором я утонула. То есть - начав со скептическим "посмотрим-посмотрим" как автор-женщина будет от первого лица представлять современного юношу и что из этого выйдет, я промахнула несколько первых записей блога, которые, действительно, совершенно блоггерские, со сленгом интернет-общения, тэгами, подростковым сленгом, собралась немного разочароваться - все же отрывочные записи - это не широкое полотно повествования, как вдруг попала в это самое полотно, неожиданно увлекшее меня. Я быстро забыла, что "инспектирую" автора на предмет гендерного соответствия мышлению и переживаниям юного героя, и стала просто читать записи Дениса Мартыновского, ученика выпускного класса. Казалось бы - ничего особенного. Обычная школа, обычный класс, обычные подростки из разных семей, из тех, что побогаче или победней, группировки, неизбежные в любом коллективе, занятия с репетиторами - ведь выпускной же класс, готовиться к экзаменам и поступлению надо! Но я читала с удовольствием. Удалось легко погрузиться в повествование. Мне очень симпатичны были главные герои и члены семьи Дениса. Очень понятны переживания Дениса и Ани, новенькой ученицы в классе, совершенно незаметной на первый взгляд. Мне нравилось, что повествование не замкнуто стенами класса, школьными мероприятиями и "горизонтальными" связями и проблемами подростков, что в нем очень много "вертикальных" связей - взрослых людей. Нравилось, что действительно описывается современность, в которой не вытесняется и не утрируется роль гаджетов и соцсетей. Мне нравился легкий язык повествования, но.... Ознакомительный кусок подло закончился! Не скажу, что "на самом интересном месте", НО! Мне же интересно! Мне же хочется дочитать! Я же привыкла к героям! И к Денису, и к Ане, и к родителям, и к Клаксону!!! Этот вот последний, между прочим - очень обаятельный персонаж ))) Это рыжий пушистый кот Дениса персидских кровей, которого друг отца называет Коляном ) И обладающий зычным голосом, за что, собственно, имя и получил, Колян-сын Клака, то есть Клаксон, привлекает к себе внимания и симпатий ничуть не меньше, чем остальные герои. Он тоже - один из колоритных полноправных героев повести.

Книгу я заказала, через пять минут после того, как дочитала ознакомительный отрывок. Читается она на одном дыхании, несмотря на отсутствие погонь, стрельбы, кладов и разбойников и скачков во времени и пространстве. Ежедневная обычная реальность затягивает, не дает отвлечься. Книга более "девочковая", как мне кажется. При этом неважно какого девочка возраста )) Если ровесница героя - то очень приятно почитать и помечтать о таком избраннике. Если куда старше, то таким хотелось бы видеть подрастающего сына или именно такого друга видеть рядом со своей дочерью.

Однажды "книжная" подруга сказала, что не хватает светлых хороших книг для подростков: "Про подростков тоже нужны хорошие книги. Не про то, как им тяжело живется. И не про то, какие учителя с родителями плохие и какая школа у нас ужасная. А про то, как все-таки хорошо быть школьником, учиться, дружить... Негатива очень много. Позитива гораздо меньше, а жаль".

Эта книга - как раз такая. Несмотря на то, что в ней есть место и подлости, и интригам, и размолвкам, и душевным травмам. И без семейных скелетов в шкафах не обошлось, хотя скелеты там не столько прячут, сколько хранят (ну где-то же их хранить надо), не делая из них тайны. Насчет скелетов абсолютно уверена, что они вызовут волну осуждения и праведных риторических восклицаний "Как так можно!". И все равно книга светлая, да с трудностями и переживаниями, с острыми моментами, возможно их даже многовато, но зато без чернухи и безнадеги. Да, местами там бывает довольно "сладко", но до приторности не дошло )))

Я долго носилась с идеей дать ее на прочтение парню-одиннадцатикласснику - да, на предмет все той же "экспертизы" на достоверность описываемых переживаний )) Мне-то понравилось, хотя я, как взрослый человек, вижу в мелочах взгляд на все происходящее "взрослой тетеньки", потому что каких-то деталей парень просто не в состоянии увидеть, даже если смотрит в упор, но вдруг? )) Вдруг уже выросли вот такие юноши, как Денис? )
Из читателей мужского пола повесть прочел только один одиннадцатиклассник, немногословный мальчик-отличник. Сказал "нормально, интересно", но не поняла искренне или из вежливости... Но на "зумных" книжных встречах и в комментариях книжных блогов мне говорили и писали, что мальчики-старшеклассники читали и принимали книгу очень благосклонно. Считаю нужным это отметить.

Подробно рассказывать содержание не буду, нет желания, да и смысла ни спойлерить, ни разбирать по косточкам...

Я просто вношу ее в свой список книг для подростков о первой любви и ставлю рядом с "Дикой собакой Динго", "Милым Эпом", "Киммерийским летом", "Дверью в чужую жизнь", "Вам и не снилось", "В моей смерти прошу винить Клаву К.", "Когда же пойдет снег?" и другими.

Не вижу особого смысла и в фотографиях страниц, но пусть будут - хоть и просвечивающие, но белые, приятные )

-2

Рыжий Веник, предшественник дымчатого Оськи, хоть и был коренным сибиряком по происхождению, а не курносым южанином, как герой книги, но зато масти такой же, как и Клаксон, и поэтому вполне сошел за отсутствующую иллюстрацию ))

-3

Читали ли вы эту повесть? Как к ней отнеслись? Хотелось ли посоветовать ее подросткам? Что еще современного "школьного" для старшеклассников хотелось бы посоветовать?

Книги той же возрастной адресации: