Найти тему
Extreme Sound

История одной песни: Jesus Christ Pose от Soundgarden

Как выпад Soundgarden в сторону рок-звёздного самолюбования помог им самим стать рок-звёздами

1991 год. Две группы из Сиэтла, Nirvana и Pearl Jam, вот-вот должны были совершить большой прорыв с альбомами “Nevermind” и “Ten” соответственно и присоединиться к Alice In Chains – первой так называемой гранж-группе, вкусившей плоды успеха тем летом (с хитом “Man In The Box” с альбома “Facelift”). Сиэтл должен был прославиться не только Boeing и Starbucks.

Soundgarden in 1991: Kim Thayil, Chris Cornell, Matt Cameron, Ben Shepherd
Soundgarden in 1991: Kim Thayil, Chris Cornell, Matt Cameron, Ben Shepherd

Но многие ожидали, что первой «вырвавшейся» группой из Сиэтла станет Soundgarden, особенно после выхода 8 октября их третьего полноформатного альбома “Badmotorfinger” с заглавным синглом “Jesus Christ Pose”.

На протяжении года группе никак не удавалось найти постоянного басиста, но с приходом Бена Шепарда давние участники Крис Корнелл (вокал/гитара), Ким Тайил (гитара) и Мэтт Кэмерон (ударные) словно сорвали куш: Шепард оказался ещё и отличным автором песен. Тайил вспоминает, чем группа занималась в начале 1991 года, и как Шепард помог запустить “Jesus Christ Pose”.

«Мы репетировали на студии Avast!. Ею управлял Стюарт Халлерман, наш первый звукорежиссер. В своё время он записал для нас кучу демок. У них была комната для записи с бетонным полом, и мы репетировали там днём, а вечером отодвигали наши усилители в угол, и он приглашал клиентов для записи».

Именно на этом раннем этапе поиска нового материала им и пришла в голову идея будущей классики Soundgarden.

«Кажется, мы просто джемовали, и Бен выстукивал этот ритм на басу», – вспоминает Тайил. – «Это определенно был один из риффов Бена – основной рифф. А потом к нему подключился Мэтт на ударных. Всё вышло очень быстро».

Шепард придумал основу, но именно вклад Тайила и Корнелла сделал “Jesus Christ Pose” по-настоящему хитовой.

«Было сложно разобрать, что именно за ноты и ритм играет Бен, потому что было очень громко, грязно и быстро. И пока я пытался вникнуть в эту тему, мне в голову пришла эта странная гитарная партия, похожая на птеродактиля под кайфом. Мне было проще ориентироваться на эту странную мелодию. Вот так я и внёс свой вклад. Мы взяли этот рифф и записали его. Крис взял кассету домой, послушал и попытался сам разучить партию на гитаре. А потом придумал бридж и концовку».

В итоге авторство музыки принадлежит всем четырём участникам, а текст написал Корнелл.

Крис Корнелл
Крис Корнелл

Выпад в сторону рок-позёров

В 1991 году мэйнстримный хард-рок достиг пика нелепости и пафосности, и в тексте песни Корнелл решил показать, насколько нелепо выглядят все эти «Эксы» от мира музыки.

«Думаю, Крис устал от знаменитостей и рок-звёзд, которые эксплуатировали этот образ этаких уязвимых страдальцев и/или вели себя соответствующе со своими фанатами. Многие рокеры тогда постоянно разыгрывали из себя жертв, которые страдают ради своих поклонников и своего искусства. Это раздражало. Крис решил пройтись по этому, где-то посмеялся над этим, а где-то вышло совсем не смешно», – смеётся Тайил.

Что интересно, многие сиэтлские группы считали и самого Корнелла немного позерствующим рокером, в том числе Марк Арм из Mudhoney, который в книге «Grunge Is Dead: The Oral History Of Seattle Rock Music» вспоминает: «Выходки Криса немного раздражали. Я только за то, чтобы артист отрывался на сцене и зажигал публику. Но он, бывало, надевал рубашку, которую нужно было рвать. Одно дело – снять рубашку, а другое – заранее сделать надрезы на швах. Он хватал рубашку за подол и с силой стаскивал её через голову. Это было заранее срежиссировано».

Клип, который не понравился MTV

В клипе на “Jesus Christ Pose” были использованы довольно яркие образы, например, участники группы, идущие по пустыне; висящие вниз головой; вращающиеся флюгеры; металлический череп в стиле Терминатора; и множество крестов – что вызвало недовольство со стороны MTV.

«Мне понравился клип», – говорит Тайил, – «но больше всего запомнилось то, что мы использовали много провокационных образов с крестом. У нас было несколько кадров с перевёрнутым крестом и горящим крестом. Кстати, образ горящего креста использовал ещё Хиро [Ямамото, первый басист Soundgarden] в текстах ранних песен».

«Как правило, мы использовали визуальный образ или горящий крест. А MTV не захотели его крутить. Они отказались ставить его в прайм-тайм. А вскоре после этого Мадонна выпустила клип на “Like A Prayer” с горящим крестом! Получается, танцовщица/актриса может вставить в свой клип горящий крест, а рок-группа – причём мультикультурная рок-группа – не может показать короткий кадр с горящим крестом, потому что MTV это не нравится. Ну, по крайней мере, они так сказали. Причём мы специально хотели, чтобы на кресте была темнокожая женщина – нам не нужен был на кресте белый парень. В итоге мы нашли женщину, которая, кажется, была наполовину индианкой, но это было не очень заметно. Было бы лучше, если бы она была индианкой или афроамериканкой. Мы хотели, чтобы в наших клипах были меньшинства – и девушки, которые не танцуют на капоте машины. Но по какой-то причине это всегда вызывало сопротивление».

Путь к успеху

В итоге MTV всё же показали клип “Jesus Christ Pose”, но только поздно ночью и в передаче Headbangers Ball. И, несмотря на отсутствие ротаций на MTV, альбом “Badmotorfinger” стал для Soundgarden большим коммерческим прорывом благодаря куда более «телевизионному» клипу на второй сингл “Outshined” и удачным гастролям: группа выступала на разогреве у Metallica и Guns N’ Roses, а также участвовала в фестивале Lollapalooza-92. С момента выхода и вплоть до распада группы в 1997 году “Jesus Christ Pose” открывала или закрывала многие концерты Soundgarden.

Тайил до сих пор любит эту песню. «Я до сих пор от неё тащусь», – говорит он. – «Мне уже тошно от многих песен Soundgarden, но только не от “Jesus Christ Pose”».