Найти в Дзене
Camerton.web

Как Хрущев лишил школьные золотые медали золота и смысла

Оглавление

Николай ВОЗНЕСЕНСКИЙ (Молдова)

От редакции

Начиная новый учебный год, поход за знаниями и... вспомним (не без помощи Камертона) историю высших наград, венчающих эти походы. Золотых и Серебряных медалей.

***

27 августа 1959 года Правительство СССР издало Постановление № 1025 «О награждении медалями оканчивающих средние общеобразовательные школы».

Сам этот документ нередко позиционируется не в самых глубоких источниках вроде Википедии едва ли не в качестве основополагающей вехи в этом полезном во всех отношениях начинании. Хотя на самом деле ситуация с этим хрущевским постановлением (Никита Сергеевич как раз и занимал кроме поста Первого секретаря ЦК КПСС еще и должность Председателя Совета Министров СССР) обстоит, что называется, с точностью до наоборот. К счастью, в смысле неполного упразднения школьных золотых (и серебряных) медалей, — но максимального выхолащивания изначально заложенного в них содержания.
Впервые же эти награды лучшим школьникам были введены полутора десятком лет раньше — Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 1247 ОТ 30 мая 1945 года. Принципиальное же решение на этот счет было принято властью еще 22 июня 1944 г. — в рамках куда более широких реформ образования. Коснувшихся, в частности, системы оценок, — когда во всех школах и ВУЗах страны была введена четкая пятибалльная система. В то время как до этого в данной области царил разнобой, — где, в зависимости от образовательного учреждения, могла применяться и 5-ти, и 10-ти, и 12-ти бальная система отметок. И даже система «бесцифровая» на манер оценивания поведения школьников или экзаменационных отметок студентов — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Не менее важным было и наведение порядка в правилах приема выпускников школ в ВУЗы, до этого менявшихся едва ли не ежегодно. Например, с 1936 г. для этого необходимо было иметь среднее образование — и сдать вступительные экзамены хотя бы на «тройки». С началом войны, в ее первые, самые тяжелые месяцы, на фронт пришлось призвать и очень многих студентов-мужчин. Тогда сидеть за студенческой скамьей разрешили уже просто всем желающим выпускникам средних школ — даже без сдачи вступительной сессии. И лишь с июня 1944, когда ситуация в стране более-менее стабилизировалась — вступительные экзамены для абитуриентов вновь были восстановлены. Соответственно, и с конкурсом для последних — если число поступающих в тот или иной популярный институт или университет превышало число мест на первом курсе.
Тем не менее прежнее положение о поступлении без экзаменов для окончивших школу было сохранено — в качестве важной льготы для тех самых «медалистов». Получивших в аттестате «пятерки» по всем предметам — с золотой медалью. При этом для таких дисциплин, требующих особых талантов, как пение, черчение, физкультура и даже начальная военная подготовка(!) им разрешалось «пятерок» и не иметь. 
«Серебро» давали и при наличии 3 четверок на школьных экзаменах, — а обладатели таких медалей сдавали в понравившийся ВУЗ один экзамен. Кстати, вовсе не обязательно «на отлично» — достаточно было хотя бы не получить «неуд». Интересно заметить, что такое положение вещей существовало при «тиране Сталине» и в первые годы после его смерти. А вот при «добряке Брежневе» в 1968 г. «серебряные медали» вообще были упразднены (до 1985-го), — а прежние льготы медалистов «золотых» были существенно урезаны. Как раз до уровня прежних «серебряных призеров», и даже сильнее. 
Так, теперь обладатель золотой медали вместо прежнего одного лишь «собеседования» должен был сдать один профилирующий экзамен — и обязательно на 5. В противном случае ему надо было для получения заветного студенческого билета досдать еще 2-3 вступительных испытания — причем набрав общий балл не ниже «проходного» в данной «альма-матер». Серьезно усилились и требования к соискателям золотых медалей. Так, их работы на «письменных экзаменах» (обычно — математика и сочинение), после проверки школьными учителями, подлежали перепроверке минимум в районо, а то и в области! Также роковой могла стать даже не экзаменационная, а «четвертная» тройка в табеле успеваемости, и даже двойка за обычный урок в классном журнале.

***

Впрочем, особо ругать Брежнева даже как-то не хочется — особенно на фоне горе-реформ его предшественника-«кукурузника». Самыми важными из которых в отношении медалей за отличную учебу в школах стало почти полное выхолащивание заложенного в них первоначального смысла. Никите Сергеевичу при подготовке Постановления правительства от 27 августа 1959 г. показалось мало снижения допустимого количества «четверок» для серебряных медалистов — с прежних 3 до 2. Пункт 3 этого документа содержит просто шедевр бюрократического «тумана»:

«Награжденные золотыми и серебряными медалями “За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение” имеют преимущественное право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР при прочих равных условиях».

На деле сей «перл» означал одно — теперь ровно никаких льгот — ни по полному освобождению от вступительных экзаменов, ни по снижению их количества до всего одного у медалистов не будет. А загадочное «при прочих равных условиях» подразумевало всего лишь, что в случае если медалист после школы поработает пару годиков на производстве, — то после этого, при попытке поступить в ВУЗ в «льготной» категории «стажников», его медаль даст ему преимущество при равенстве баллов с не-медалистами. То есть если условный «вундеркинд», мечтающий о лаврах академиков Капицы, Прохорова, Богомольца, других корифеев, захочет побыстрее начать «грызть гранит науки» — ему сперва надо будет поработать на заводе или там в сельском хозяйстве. А спустя два года, когда «суровые будни прозы жизни» выветрят из головы большинство полученных в школе знаний, — можно думать, как их преумножить на студенческой скамье.

***

К тому же для медалистов-юношей существовал еще один важный момент, о котором очень редко вспоминают авторы публикаций на данную тему. Ведь в 50-х годах в СССР продолжительность полного среднего образования составляла 11 лет, да еще и в школу многие шли лишь в 8 лет, а не 7 или 6 как сейчас. То есть «аттестат зрелости» после выпускного школьного бала получали уже действительно формально зрелые люди — 18 лет или даже старше. И иметь возможность поработать 2 года перед поступлением в ВУЗ у подавляющего большинства юношей просто не было — в связи с получением повестки в армию. Где срок службы (до середины 60-х) тогда составлял 3 года, а на флоте даже 4. 
Да, приходящие «на гражданку» «дембеля» тоже пользовались всеми положенными льготами при поступлении, как и обычные «стажники» — и даже больше. Вот только сам этот «дембель» при условии призыва в 19 лет наступал в 22-23 года. И после этого получать высшее образование еще 5-6 лет, живя на стипендию (или на шее у родителей), желающих оставалось не так уж много. Особенно если возмужавшие молодые люди хотели завести семью, зарабатывать нормальные деньги. 
Единственной альтернативой многолетней задержки с началом получения высшего образования для выпускников школ была лишь возможность попытать счастья, поступая в ВУЗ «на общих основаниях». Общих с 1959 г. в том числе и для «медалистов» — без каких-либо льгот по количеству сдаваемых вступительных экзаменов. И с учетом того, что в самых популярных «альма-матер» на абитуриентов после школы выделялось порой не более 20 % мест, остальные 80 % предназначались для «льготников». То есть конкурс среди вчерашних школьников был просто сумасшедший — при официальном, например, в 3,5 человека на место, мог реально быть на порядок выше.

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ ДАЛЬШЕ