Для профессионального продвижения и реализации выбранной карьерной стратегии необходимо уметь правильно себя "подавать", поэтому поговорим о самопрезентации и персональном бренде.
Личность в процессе общения с внешним миром постоянно "продает" себя, стремясь получить за себя хорошую "цену". Особенно наглядно это проявляется в сфере профессиональных интересов, где работодатель "покупает" знания и навыки специалиста, а тот, в свою очередь, стремится получить за себя хорошую "цену", которая выражается в соответствующем размере заработной платы. Таким образом, намерение человека сделать карьеру становится проектом по повышению его рыночной стоимости. Как точно заметил "гуру бизнеса" Том Петерс в своей известной статье "Бренд по имени Вы", независимо от социального положения и занимаемой должности каждый является президентом компании под названием "Я", и если хочется быть успешным, то без построения собственного конкурентного бренда просто не обойтись.
Поскольку личность при карьерном продвижении становится "товаром", который предлагает себя потенциальным "покупателям", стало быть, здесь применимы технологии товарного брендинга. Как известно, с помощью бренда своего продукта компания информирует клиентов о том, чего им следует ожидать, тем самым она надеется приобрести кредит доверия покупателей к качеству данного продукта. Те же принципы можно применить и по отношению к созданию персонального бренда, через который человек стремится завоевать целевые аудитории, соответствовать их ожиданиям, выражая при этом свое истинное "я", свои базовые ценности.
Процесс создания персонального бренда ("Я-бренда") можно разделить на три этапа построения персонального бренда:
1) Определение целевых аудиторий;
2) Выявление внутренних качеств и особенностей личности;
3) Определение содержательной части персонального бренда.
Приступая к персональному брендингу, необходимо учитывать, что суть концепции бренда как в бизнесе, так и в карьере заключается в понимании характера отношений между людьми и тех потребностей, которые они стремятся реализовать через эти отношения. Именно хорошие взаимоотношения помогают любому бренду быть успешным. Но при каком условии можно создать надежные позитивные отношения? Любой бренд-менеджер скажет, что для этого бренд должен отвечать реальным запросам и ожиданиям тех людей, на которых он ориентирован. Если речь идет о стратегии личного успеха, ее важнейшим аспектом становится установление глубоких стабильных контактов с наиболее значимыми "покупателями" персонального бренда, будь то коллеги, руководители, деловые партнеры, представители госструктур или общественности и т.д.
Чем конкретнее очерчен круг потенциальных "потребителей" персонального бренда, тем легче его создать, тем более стабильным и успешным такой "Я-бренд" окажется.
На следующем этапе предстоит выявить внутренние качества и особенности личности, на которые будет опираться "Я-бренд", иными словами, определить его ресурсы. Для этого полезно узнать, как воспринимают личность представители целевой аудитории, поскольку нередко мнение окружающих совсем не похоже на самовосприятие человека, он может ценить в себе определенные качества, которые ничего не значат для той среды, в которой он намерен добиваться успехов. В то же время нельзя быть одинаково хорошим для всех, сильный персональный бренд предполагает, что основополагающие ценности личности остаются неизменными при любых обстоятельствах. В этом случае окружающие научатся уважать эти ценности и, соответственно, не будут ожидать от человека действий, которые бы им противоречили. За счет этого брендовые отношения только укрепятся. К примеру, предприниматель открыто заявляет, что его принципы не позволяют давать взяток и вся его деятельность это подтверждает. Возможно, это помешает ему получить госзаказ у чиновника-коррупционера, привыкшего к "откату". Но в деловом сообществе такое поведение вызовет уважение, сотрудничать с ним захотят такие же честные и принципиальный партнеры, что, в конечном счете, будет способствовать успешному развитию его бизнеса.
Следующим важным этапом брендинга является определение содержательной части персонального бренда. Следует определить, что именно готов человек предложить в ответ на ожидание аудитории, отталкиваясь от этого можно будет сформировать правильный образ "Я-бренда". Содержательной частью своего личного бренда занимается каждый, кто в поисках работы составляет резюме. В нем соискатель старается максимально ярко и доходчиво отобразить свои преимущества: хорошее образование, успешный опыт работы в данной сфере, высокий профессионализм, умение работать в команде, коммуникабельность и т.п. По сути дела, речь идет о сложившейся к данному моменту репутации работника, поскольку он оповещает окружающих о своих реальных достоинствах. В этом контексте персональный бренд можно считать ядром устойчивой репутации, поэтому персональный брендинг во многом заимствует технологии репутационного менеджмента.
По мнению Дэвида Макнелли и Карла Д. Спика, сила брендов - это сочетание следующих трех ключевых компонентов:
▲ отличительности, которая является не просто непохожестью на других, она отражает систему ценностей индивида, на которую он опирается, ориентируясь на удовлетворение потребностей других людей. Ценности оказывают влияние не только на мысли и чувства, но и на поведение, в то же время, наблюдая за действиями человека, окружающие делают выводы о мотивах его поведения. Чем выше степень отличительности в поведении, тем более ярким и неповторимым представляется личный бренд;
▲ значимости, т.е. значения, которое другие придают деятельности человека, и их оценка этой деятельности. Чтобы стать значимым в глазах окружающих, необходимо встать на их место и понять их потребности. Это позволит направить собственные действия на удовлетворение этих потребностей. Значимость будет тем выше, чем полнее будут удовлетворены ожидания;
▲ последовательности, т.е. способности демонстрировать отличительность и значимость в постоянном режиме. Последовательность воспринимается как надежность и внушает доверие к бренду, поэтому все сильные бренды должны демонстрировать это качество.
Факторы успешной самопрезентации. Способы развития необходимых навыков самопрезентации
Самопрезентация— это личное заявление о себе. Цель самопрезентации: сформировать желательный имидж. Принципы: краткость, убедительность, эмоциональность.
Формы самопрезентации:
- живое выступление;
- интернет-презентация;
- выступление в СМИ;
- пресс-релиз (официальное сообщение для печати);
- статьи и публикации в научных изданиях;
- семинар, лекция, мастер-класс.
Для проведения самопрезентации требуется тщательная подготовка, начиная от выбора и устройства помещения, заканчивая подготовкой речи и созданием оптимального настроя. По содержанию структура выступления может быть различной. Классический вариант выглядит следующим образом.
Психологические исследования убедительно показывают, что наибольшее влияние на людей оказывает не опосредованная информация, а личный контакт. Встречи, беседы, выступления предоставляют замечательную возможность эффективной самопрезентации. В связи с этим возникает конкретный вопрос — как наилучшим образом использовать свой шанс, чтобы сделать встречу с аудиторией незабываемой?
При организации и проведении личного выступления имеет смысл придерживаться некоторых правил.
Чтобы выступление было эффективным необходимо:
✅ завладеть вниманием аудитории в течение первых трех минут
способы: яркая одежда, активная жестикуляция, неожиданные действия, колоритный голос, броская деталь внешности, зрительный контакт с аудиторией
✅ сохранять внимание аудитории на протяжении всего выступления
способы: удерживать взгляд людей, перемещаться, играть с интонацией и громкостью голоса, задавать вопросы, приводить яркие примеры, сократить длительность выступления до 20 минут
✅ структурировать выступление
способы: сообщить цель и план выступления, четко формулировать ключевые идеи (но не больше трех), повторять наиболее важные моменты, сделать резюме
✅ быть убедительным
способы: паузы, прямая осанка, аргументированность речи, позиционирование своих сильных сторон
✅ добиваться понимания
способы: простая речь, разъяснение понятий, примеры, наглядные материалы (графики, таблицы, слайды и т. д.)
✅ добиваться максимальной выразительности выступления
способы: живая мимика и жестикуляция; высокий темп речи; выразительная интонация; сильные чувства; юмор; яркие примеры.
Таким образом, добиваясь повышения эффективности собственного выступления, мы должны научиться решать три главные ораторские задачи, что есть:
а) краткость;
б) убедительность;
в) эмоциональность.
Публичное выступление является лучшим способом самопрезентации. Удачное выступление сразу и значительно повышает авторитет человека. Важно помнить, что ораторами не рождаются, — ими становятся в результате многолетней тренировки. Имиджмейкеры настоятельно рекомендуют при выступлении обходиться без написанного текста. Выступление должно представлять собой непосредственный живой диалог, в котором главную роль играет зрительный контакт выступающего с присутствующими людьми. Такое выступление требует предварительной подготовки.
Подготовка выступления состоит из следующих шагов:
1) Формулировка целей выступления.
- Чего я хочу добиться в результате выступления? Как можно назвать мое выступление? Какие идеи я хочу донести до аудитории в первую очередь?
2) Составление плана выступления.
- Из каких разделов будет состоять мое выступление?
Например: вступление, три основных раздела, заключение.
3) Подготовка тезисов по каждому пункту плана.
- Каково содержание моего выступления?
4) Формулировка выводов.
- Какие выводы вытекают из моего выступления?
5) Оформление речи.
- Тезисы, записанные на отдельных карточках или компактная таблица с развернутым планом.
6) Подготовка ответов на возможные вопросы и возражения.
- Какие вопросы может вызвать каждый пункт моего выступления? Какие возражения могут быть высказаны? Как я могу на них ответить?
7 Подготовка наглядных материалов.
Тезисы, выступления, рисунки, фотографии, таблицы, графики, слайды, дискеты, папки с рабочими материалами и так далее.
8) Авторский дизайн выступления.
Оригинальное приветствие; запоминающиеся фразы по ходу выступления, броская деталь внешности, непривычное поведение, запоминающаяся концовка.
9) Проигрывание выступления.
Вслух перед зеркалом, перед хорошо знакомым человеком или перед небольшой группой близких людей.
Тщательная подготовка к выступлению является важным, но не единственным требованием. Другое обязательное условие — максимально позитивный настрой до и во время выступления. Аудитория медленно понимает содержание речи, но практически моментально оценивает эмоциональное состояние оратора. Если выступающий переживает такие положительные чувства, как интерес, воодушевление, увлеченность, то они в полной мере передаются аудитории. Точно также оратор может заразить аудиторию скукой, оппозиционным настроем или агрессией.
Третьим условием развития ораторского мастерства, является получение обратной связи от аудитории.Обратная связь — это встречная информация от слушателей о произведенном впечатлении и результатах выступления. Для этого в ходе или в конце выступления задаются вопросы: «Все ли понятно? Что вызвало затруднения? Что аудитория считает особенно полезным и интересным? С чем не согласны? Что хотелось бы изменить?»
Одновременно можно использовать письменную обратную связь. Для этого в безопасной ситуации (в проверенной и позитивно настроенной аудитории) предлагается оценить по пятибалльной системе выступление по заданным качествам. Слушателям выдаются карточки с перечнем характеристик.
Данную таблицу должны заполнить не менее пяти человек. Полученные оценки позволяют сформировать более полное представление о собственном выступлении. При этом становятся очевидными как сильные стороны, так и недостатки. Это в свою очередь дает возможность наметить конкретные пути работы над собой.
Ораторское искусство — очень важная часть имиджа публичного человека, поэтому навыки эффективного выступления требуют постоянной тренировки.
Сила убеждения
Наряду с усилением общей внушительности имиджа необходимо развивать такое конкретное умение, как умение убеждать. Это ценное качество оказывается востребованным в самых разнообразных жизненных ситуациях. Например, для руководителя оно особенно необходимо в следующих ситуациях: мотивирование подчиненных, ведение переговоров с партнерами, беседа с вышестоящим руководством.
Уметь убеждать — это значит:
- владеть информацией и использовать ее по назначению;
- четко формулировать цель и сообщать вероятность ее достижения;
- разъяснять важные детали;
- опровергать ошибочные мнения;
- приводить сильные аргументы в пользу собственной позиции.
Как известно, аргументы бывают прямыми и косвенными. Использование прямых аргументов является основным способом доказательства своей точки зрения. Прямые аргументы апеллируют к фактам. К прямым аргументам относятся:
- ссылка на авторитетный источник информации;
- ссылка на научное исследование;
- использование конкретных цифр, графиков, таблиц;
- апелляция к научно обоснованным законам;
- апелляция к историческим примерам;
- ссылка на мнение экспертов;
- выводы, полученные логическим путем.
Прямые аргументы подходят для подготовленной или заинтересованной аудитории, а также для людей с аналитическим складом ума, например, программистов или бизнесменов. При общении с более широким кругом слушателей или с менее адаптированной к ситуации публикой чаще используют косвенную аргументацию. В этом качестве могут выступать: намеки, обещания, образные примеры, ссылки на авторитеты, ссылки на непроверенные факты, актуализация сильных чувств (радости, страха, восхищения). Косвенные аргументы не апеллируют к разуму, но действуют прямо на чувства и стереотипы людей.
В ряде случаев требуется убедить не большую аудиторию, а конкретного человека. Для этого можно использовать следующие средства:
- задать несколько вопросов, на которые собеседник гарантированно бы ответил Вам «Да»;
- показать преимущества Вашей идеи с точки зрения интересов Вашего собеседника;
- взывать к благородным мотивам и «высоким» темам;
- сделать собеседника соавтором Вашей идеи;
- драматизировать ситуацию;
- создать собеседнику хорошую репутацию, которую он будет стремиться оправдать;
- попросить собеседника о помощи.
Нередко приходится предпринимать меры для отражения возможных возражений искушенной аудитории. Для этого подходят следующие приемы:
- говорить в оживленном темпе;
- отвлекать внимание яркими деталями одежды или красочными примерами;
- говорить на языке аудитории;
- приводить доводы, предложенные слушателями;
- задавать риторические вопросы.
Основные ошибки самопрезентации:
⛔ Ошибка 1: избегать зрительного контакта, бегать взглядом по помещению, не смотреть на аудиторию, смотреть в текст, в окно и куда-то вообще. Не смотреть на человека/аудиторию – это признак неуверенности или скрытых мыслей.
⛔ Ошибка 2: Говорить «ни о ком». Самопрезентация– это рассказ о себе – помните об этом.
⛔ Ошибка 3: Применять один шаблон самопрезентации. Разные ситуации требуют разного подхода: в зависимости от особенностей каждого конкретного случая, надо продумать речь, манеру поведения, информацию, которую надо преподносить.
⛔ Ошибка 4: Употреблять много отрицательных слов и выражений. Если вставлять в рассказ много «не», собеседнику это не понравится, он сам даже не поймет почему. Надо продумать повествование так, чтобы не было отрицательных высказываний, общаться будет проще.
⛔ Ошибка 5: Использовать закрытые позы – это выглядит как наличие нервозности и страха. Используя подобные жесты и позы, выступление и презентация могут провалиться.
⛔ Ошибка 6: Суетиться и много жестикулировать (ерзанье на стуле, кручение ручки, сгибание скрепок, наматывание волос) – признак нервозности, суетливости, спутанности мыслей.
⛔ Ошибка 7: Не понимать цели самопрезентации или не ставить ее. А если нет цели, речь и действия – бессмысленные, не имеют четкого направления. Отсюда неловкие движения, неудобные паузы, и путаная речь.
⛔ Ошибка 8: Игнорировать потребности собеседника или аудитории. Перед самопрезентацией желательно узнать, что интересно тому или тем, перед кем предстоит выступление, чем ему/им можно помочь, в какой форме преподнести информацию о себе/проекте/работе.
⛔ Ошибка 9: Приукрашивать информацию. Все, что говорится в самопрезентации, должно соответствовать реальному положению дел: лучше не говорить о том, в чем нет компетентности, чего не было или не происходило.
⛔ Ошибка 10: Не реагировать на то, что происходит в процессе самопрезентации. Надо оставаться внимательным и к собеседнику или аудитории.
Таким образом, самопрезентация — это личное заявление о себе. Цель самопрезентации: сформировать желательный имидж. Принципы: краткость, убедительность, эмоциональность. Формы самопрезентации: живое выступление, интернет-презентация, выступление в СМИ, пресс-релиз (официальное сообщение для печати), статьи и публикации в научных изданиях, семинар, лекция, мастер-класс.
Для проведения самопрезентации требуется тщательная подготовка, начиная от выбора и устройства помещения, заканчивая подготовкой речи и созданием оптимального настроя.
По содержанию структура выступления может быть различной. Этапы эффективной «живой» самопрезентации: 1) Приветствие. 2) Представление себя. 3) «Встряска» аудитории. 4) Сообщение цели выступления. 5) Предоставление основной информации. 6) Выводы. 7) Призыв к аудитории. 8) Благодарность.
Психологические исследования убедительно показывают, что наибольшее влияние на людей оказывает не опосредованная информация, а личный контакт. Встречи, беседы, выступления предоставляют замечательную возможность эффективной самопрезентации для успешного трудоустройства и карьерного роста.
А как вы себя презентуете?
Что можете рассказать о себе за 3 минуты, чтобы ваш оппонент достойно оценил вас?
Подписывайтесь и изучайте новые материалы!
Рада Вашим комментариям!
Всем успехов в познании нового и достижении своих целей!
Список использованных источников:
1. Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 431 с.— ISBN 978-5-534-09984-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488711
2. Павловская, И. А. Планирование карьеры: курс лекций / И. А. Павловская. — Владикавказ : Владикавказский институт управления, 2010. — 142 c. — ISBN 978-5-98161-051-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/57834.html
3. Пугачев, В. П. Управление персоналом организации: практикум : учебное пособие для вузов / В. П. Пугачев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 280 с. — ISBN 978-5-534-08906-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493785
4. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А. А. Литвинюк[и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 461 с.— ISBN 978-5-534-14697-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488852
5. Управление человеческими ресурсами : учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова[и др.] ; под общей редакцией О. А. Лапшовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. — ISBN 978-5-9916-8761-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489420
6. Шнейдер, Л. Б. Психология карьеры : учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер, З. С. Акбиева, О. П. Цариценцева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 187 с. — ISBN 978-5-534-06900-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493542
7. Брендинг в системе коммуникаций. — URL: https://studfile.net/preview/7358059/page:3/
8. Создание персонального бренда. Репутационный менеджмент. — URL: https://studme.org/1299101011366/menedzhment/sozdanie_personalnogo_brenda