В эпоху "ножек Буша" культура потребления свернула в другую сторону. Задача хлынувших тогдав нашу страну политтехнологов и маркетологов состояла в том числе и в том, чтобы привязать российского потребителя к импортным торговым маркам не только в технике и автомобилях (здесь всё как раз было просто), а в продуктах повседневного потребления. В том, что (в отличие от автомобилей и видиков) мы как раз производить умели.
И даже в тот момент, когда многие иностранные торговые марки уже разместили свои производства на территории России, используя российское сырьё, в сознании потребителя уже плотно укоренился принцип выбора товара в соответствии с принадлежностью. Не задумываясь о его истинном происхождении.
К слову, свою лепту внесли и новые наши производители. Изображавшие из себя «импортных». Ведь так проще продать.
Пару недель назад коллеги пригласили меня на круглый стол (он был онлайн) для обсуждение любопытной темы. Как увязать локальных сельхозпроизводителей и туриндустрию, а точнее так называемый сегмент ХОРЕКИ (Это общепринятая аббревиатура из слов Hotel (отель), Restaurant (ресторан) и Catering (кейтеринг). HoReCa — это индустрия гостеприимства). Обсуждение совпало с началом традиционной для Петербурга выставки-форума Агрорусь. Где представлены производители самых разнообразных сельхоз товаров, преимущественно из Ленинградской области.
И речь сегодня уже не только о плодовоовощных культурах, но и более сложной продукции, глубокой переработки. Впрочем, какие-то направления и раньше пользовались популярностью.
Выставка традиционно привлекает внимание участников рынка и представителей профильных комитетов. Начиная от губернатора Ленобласти Александра Дрозденко и руководителя комитета по АПК Олега Малащенко.
Хотя тенденция развития агропрома характерна сегодня для многих регионов, есть проблема с позиционированием на рынке. Проблемы две. Крупные сетевые магазины предпочитают иметь дело с производителем способным давать объём. При этом "франшиза" маг азинов предполагает не только общий стиль, единую структуру и общую для всех систему бонусов (вовлечения покупателей). Но схожий набор товаров на прилавках.
Во-всяком случае доминирующих и ключевых позициях. Что фактически закрывает путь для небольших фермерских хозяйств и местных производителей.
Самостоятельно реализовывать свою продукцию - дело довольно хлопотное. И хотя сейчас появляется всё больше небольших специализированных магазинов. Ориентированных на конкретную группу товаров, даже они не строят свой бизнес с опорой на локальных производителей.
Задача сделать модным покупку местной продукции! Но как это сделать? Способов несколько. И не случайно я упомянул ту самую ХОРЕКУ, поскольку местные рестораны и отели, обеспечивающие питание способны не только обеспечить производителю объём, но и строить маркетинг на основе организации питания с использования местной продукции. Овощей, рыбы, мясной продукции и тд.
Другой способ - возвращение культуры продуктовых рынков. Особенно для малых городов. Где в одном месте могли бы собираться исключительно местные производители. Вплоть до частных. В сочетании с фут-кортом, где некоторые продукты можно было бы и попробовать. Что-то похожее представляет из себя московский "На волне", но там представлена продукция со всей страны. Появление таких рынков могла бы способствовать и развитию внутреннего туризма. Когда цель поездки не только посмотреть достопримечательности, но и привезти какую-то продукцию, которой славится этот регион или конкретный город.
Сегодня приезжая в любой незнакомый город такой возможности нет. И на выбор туристов все те же сетевые продуктовые магазины. А кафе и рестораны предлагают усреднённое меню без каких-либо акцентов на местную кухню. За редким исключением и не всегда эти исключения удобны.
Говоря об этом, я опирался на воспоминания своего детства, когда в Приморске (Ленинградской области) каждые выходные местные жители собирались на местном рынке, предлагаю свою домашнюю продукцию. Сегодня такая торговля оказалась вне закона по нескольким причинам.
Во-первых, невозможность фитосанитарного контроля. Во-вторых, отсутствия надлежащей регистрации, эквайринга, уплаты налогов и тд. С другой стороны, вдоль трасс полно стихийных торговых точек, где продают ягоды, грибы, соленья и прочее. Без всяких "сложностей". Компромиссное решение могло бы способствовать продвижению региональных "брендов". Причём под брендом не обязательно кроится какая-то торговая марка, но может быть и конкретный продукт.
Задача контроля лежит на плечах Роспотребнадзора и Ветеринарной службы. Последние вчера отмечали свой профессиональный праздник. К слову, говоря о ветеринарах, как правило, представляешь "доктора Айболита", который лечит зверушек. На самом же деле миссия этих специалистов куда сложнее. И задача состоит в том числе не допустить попадания на прилавки некачественной и даже опасной продукции. Хотя эта работа и обделена вниманием, на самом деле она ведётся достаточно эффективно. Во-всяком случае, в нашем регионе.
Итак. Первым шагом должно стать способствование упрощение и сокращению административного "расстояния" между местным производителем и потребителем. И уже через это начать информационную компанию по возвращению "вкуса" к своему, местному! Чтобы для потребителя местный продукт был в приоритете над привозным!
Друзья, я знаю, что среди подписчиков блога есть жители самых разных (порой мне кажется вообще всех) регионов России. Напишите в комментариях какие продукты и товары (прошедшие глубокую обработку или выращиваемые/добываемые в вашем регионе) могли бы стать (или уже являются) таким "региональным брендом"?
--------
Спасибо за внимание к публикации!
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812