Сегодня я расскажу об увлекательнейшей профессии – музыкант. Имею на это право, являясь по первому образованию преподавателем музыкальных дисциплин и руководителем ансамбля и хорового коллектива – он же дирижер. Отдельно у меня на канале есть статья «Я – дирижер», освещающая тонкости работы дирижера, а в этой будет идти речь о музыканте в широком смысле слова.
Манит эта профессия в первую очередь популярностью, эстетикой и, конечно, музыкальностью. Вот представьте себе, что Вы стоите за кулисами и ожидаете свой выход на сцену. Присутствует волнение, возможно сильное – даже ближе к страху. Вы стараетесь себя успокоить и, зная текст песни, все равно проговариваете его про себя, чтобы не забыть. Это уже нервное. Не хочется опозориться перед всей публикой. Вот объявляют название Вашей песни и самого Вас. Под аплодисменты Вы поднимаетесь по ступенькам на сцену, смотрите в зал, ужасаетесь, удивляетесь и радуетесь одновременно, что так много зрителей пришло. Становитесь на самую середину сцены и только сейчас охватываете взглядом весь зал. Все смотрят только на Вас и ожидают Ваше исполнение. Первые звуки музыки. Вы сосредоточены, потому что Вам нужно вовремя вступить. Затем первый куплет – голос звучит, затем он усиливается ближе к припеву и на середине песни от волнения уже не осталось и следа. Пытаетесь передать весь смысл произведения, заложенный композитором и поэтом. Вы прекрасно выступили! Понимаете это по бурным овациям, кто-то выкрикнул «Браво!». Вы довольны и под шум рукоплескания уходите со сцены. Спускаетесь с нее по тем же ступенькам. Коллеги хвалят Вас и Вы встречаетесь взглядом со следующим исполнителем: его лицо напряжено, он морально готовится к исполнению. Три с лишним минуты назад Вы были в таком же состоянии. Теперь Вам легко, Вы улыбаетесь.
Вот так чувствует себя певец до, вовремя и после выступления. Стресс есть, но в этом и удовольствие. Но больше мне нравилось играть на рояле. Он всегда вызывал у меня ощущение стабильности. Стоит такой огромный, красивый, блестящий на середине сцены. Присаживаешься за него и на зрителей почти не смотришь – завораживает чередование черно-белых клавиш, на которые нужно правильно нажать. Дело в том, что особенностью профессии музыканта является сиюминутность. Если в сложных переговорах я могу додумать аргументы и перезвонить повторно собеседнику, то играя на рояле, если палец случайно соскользнет на другую клавишу – это будет неправильный негармоничный звук и фальшь услышит каждый сидящий в зале. А нужно дальше продолжать играть… Почему может так произойти? Причин три: нервы сдали, вспотели руки, случайно зацепила другую клавишу.
При этом немало случаев помутнения памяти, когда студенты от страха НАЧИСТО забывают ноты. В музыкальной школе и колледже есть стандарт: раз в месяц школьник или студент должен разучить одно новое музыкальное произведение, более сложное и развивающее его мастерство владения инструментом. Не важно – баян, фортепиано, гитара, кларнет или на другом инструменте играть обучаетесь. Тоже касается экзамена по вокалу каждый месяц. Итак, студент сначала запоминает нотное полотно, то есть разучивает ноты для правой руки и для левой. Кто-то учит сначала для каждой руки отдельно, а затем соединяет вместе, кто способнее может сразу разучивать произведение с двух рук. При этом задействуется несколько видов памяти: зрение запоминает какая нота на каком нотном стане за какой следует и для какой руки; мышечная память запоминает движения пальцев, кистей и локтей для каждого пассажа; слуховая – это когда музыка «звучит в голове», Вы как будто слышите какой будет мелодия в следующую секунду. После того как все виды памяти соединяться можно добавлять художественную выразительность. Ведь нам кажется музыка прекрасной не только из-за последовательности нот. Еще у нее есть нарастающая или спадающая громкость, кульминационные моменты, темп, характерные для произведения, отдельные особенности для передачи автором состояния игры в каждом конкретном месте произведения. Например, legato - связано, плавно и пианист будет «тягуче» играть фрагмент, staccato – отрывисто и т.д. Все описания взяты с итальянского языка, поэтому не удивляйтесь их названию те, кто не относится к сфере музыки. Даже слово «фортепиано» означает «форте» - громко, «пиано» - тихо. Так вот когда все нюансы произведения отработаны много раз – студент перестает на них акцентировать внимание и благодаря им может передать характер произведения, заложенный композитором, начинает наслаждаться звучанием композиции. Все это я рассказала для отображения усилий, требующихся для освоения произведения, а психика может сыграть злую шутку и от напряжения кто-то частично, а кто-то совсем забывает то, что учил целый месяц. Такое правда бывает от стресса: ни зрительная, ни слуховая, ни мышечная память не помнят ничего. После некоторого времени, конечно, знания проявляются и студент играет материал. Но представьте, если сбой произойдет в процессе концерта…
Слова также можно забыть или перепутать куплеты, но с голосом ещё сложнее: ангина, критические дни, определенная пища, недосыпание и многое другое влияет на голос. При болезнях горла все знают какой скрипучий с хрипотцой он становится, иногда может сесть на октаву ниже. В период критических дней голос срывается и вокалистки не очень любят в это время выступать, потому что от тебя твой голос уже полностью не зависит. Острая еда, орехи, мороженое – в день выступления желательно это не есть. Недосыпание приводит к слабому «вялому» голосу. И до 11:00 часов связки «спят» в принципе и, конечно, подготовлены для разговора, но не для профессионального пения. Поэтому на утро принято не ставить уроки по вокалу.
У представителей духового отделения есть тоже свои особенности. Над играющими на саксофоне, кларнете, гобое одногруппники прикалываются, держа на первом ряду зала в руках лимон. Если на него смотреть или просто рядом человеку говорить постоянно слово «кислый» - у него активизируется слюноотделение и дуть в инструмент «слюнявым» ртом будет сложнее.
Итак, какой путь нужно пройти, чтобы стать музыкантом?! Начать следует с музыкальной школы. Для этого детей приблизительно в 5-6 лет приводят на прослушивание, где педагог постукивает по предмету и затем просит ребенка повторить ритм, простучав его. Играют на музыкальном инструменте простую мелодию и ребенок должен ее пропеть. Если интонационно он в ноты попадает, не фальшивит – говорят, что у ребенка есть музыкальный слух. Если голос красивый – считается, что есть вокальные данные. Иногда могут попросить что-то простое станцевать – например, польку или повторить танцевальный элемент. Это понадобится на сцене, т.к. параллельно музыке или между куплетами возможны движения характерные песне и надо, чтобы они были органичны вокалу и музыке. Это базовые требования для поступления в музыкальную школу. Конечно, все дети имеют изначально разные способности. Например, ребенок немного фальшивит и за годы обучения можно синхронизировать слух и голос. В результате он будет петь чисто. Или голос красивый, но слабый – тренировками голосового аппарата можно усилить его звучание.
Для корректировки навыков понадобятся тонкие педагогические приемы от учителя, вовлеченность самого ребенка и чуткий контроль родителей. Со взрослыми, кстати, отдельный разговор нужен, потому что одни родители хотят просто развить разные навыки своего чада и водят его на секции и кружки, в том числе и на музыкальные. Другие сами когда-то играли на музыкальных инструментах, пели или занимались балетом и теперь стремятся воплотить свою мечту в ребенке. Третьи приходят с конкретным желанием и даже требованием к педагогам – «Сделайте из моего ребенка звезду!» Особенно это было актуально в период моего поступления в музыкальный колледж в начале 2000-ых, потому что тогда гремела «Фабрика звезд» и подростки грезили о подобном шоу.
Как основательно работают с ребенком, также деликатно общаются с родителями, дети которых не станут Монсеррат Кабалье и не смогут играть на фортепиано как Денис Мацуев. По сути, красивый голос дается генетически – просто сформировались определенные связки, диафрагма, объем легких. Его требуется натренировать вокальными упражнениями, и он будет красиво звучать. Высокий тембр – сопрано или низкий альт – это тоже данность, которую можно скорректировать, но не изменить. Ширина ладоней пианистов не единственный, но важный показатель – больше возможность дотягиваться до клавиш размером октавы и больше во взрослом возрасте. И чтобы у родителей после нескольких лет обучения не возникло разочарование от несостоявшейся карьеры своего отпрыска, нужно аккуратно озвучить реальные исходные данные ребенка.
После прослушивания и разговора с родителями ребенка зачисляют в музыкальную школу на отделение, на котором хочет он сам учиться. Это очень важный момент! Хороший педагог даже при жгучем желании мамы и папы спросит у самого ребенка – хочет ли он сам играть на домбре, барабанной установке, балалайке или другом инструменте. Если речь идет про вокал, то есть академическое пение – это чаще всего мы слышим сольно в виде арий, романсов. Является базой исполнения среди других видов пения. Существует народное пение, сопровождающееся зачастую хороводами, танцами. Не во всех, но в некоторых школах есть эстрадное или эстрадно-джазовое отделение. Исходя из выбранного вида вокала, упражнениями педагоги «ставят голос» ребенку и разница в звукоизвлечении очевидна: сравните пение джазовой певицы и исполнительницы русских народных песен. Как поет, например, Лариса Долина и Надежда Бабкина. Во-первых, конечно, прекрасно, а во-вторых, разница в манере пения, подаче звука явная. То есть, чтобы не переучивать весь голосовой аппарат петь по-другому, нужно изначально определиться с видом пения. После подросткового возраста возможны совмещения некоторых видов пения, но когда голосовой аппарат будет окрепшим.
Сопутствующими учебными дисциплинами является обычно игра на фортепиано, обязательна для начальных классов ритмика и всегда есть сольфеджио. Впоследствии появляется музыкальная литература, занятия в хоре и прочие предметы.
Фортепиано для многих является базовым инструментом. Даже гитаристы и, например, кларнетист смогут на каком-то уровне сыграть музыкальное произведение на фортепиано. Ритмика – это для совсем маленьких деток, чтобы развить у них чуткость к темпу, ритму и его изменению в произведении. Сольфеджио – это теория музыки, которая раскладывает композицию на составляющие: вступление музыки, движение мелодической линии вверх, затем, например, появляются синкопы в ритме, далее ниспадающая золотая секвенция и т.д. Так выглядит «изнутри» музыка. А то как обыватель слышит ее, наслаждается ей – это и цель и побочный эффект одновременно. Музыкальная литература знакомит будущих специалистов с мировыми произведениями, их композиторами и их биографиями. Мы ведь откуда-то знаем о том, что «Лунную сонату» написал Людвиг Ван Бетховен, а «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» принадлежит Петру Ильичу Чайковскому. Нам ведь кто-то об этом рассказал – это музыковеды. И если мы услышим эти произведения, то сразу их узнаем – вот это и есть мировой фонд музыки.
Я уже упомянула, что есть стандарт, когда необходимо выученное за месяц произведение исполнить перед заведующим отделением и также еще могут присутствовать другие педагоги. Спустя три месяца уже три произведения за один экзамен требуется сыграть. Это нужно для того, чтобы учащийся привыкал к выступлениям, не боялся сцены и даже наоборот – стремился чаще демонстрировать свое мастерство публике. Музыка в целом – это всегда для публики и не важно, является это подработкой в ресторане, поете ли Вы в церкви или сольно выступаете на огромный зал. Разница в контингенте и его количестве неоспоримо есть, но цель одна – исполнить произведение для кого-то другого и передать весь замысел композитора, чтобы вызвать в слушателе эмоции.
Проходит семилетний период обучения и юный музыкант уже обладает основными знаниями о музыке и навыками. Назревает вопрос о продолжении обучения в музыкальном колледже для получения средне-специального музыкального образования. В этой профессии за выученными этюдами стоит предварительная отработка гамм арпеджио, старательное пение и скрупулезное обучение сольфеджио, поэтому на стадии музыкального колледжа случайных людей нет. Все осознано продолжают путь музыканта. Это связано с тем, что владение музыкальным инструментом и вокалом – это тренировки, которые совершенствуют мастерство. Например, мышцы пальцев рук пианиста или подушечки пальцев гитариста, легкие и диафрагма саксофониста – это все мышцы и органы. Если бегун прекратит тренироваться – он не выиграет забег и даже не улучшит собственный рекорд. То же самое с мышцами пальцев – без тренировки сыграть прекрасно произведение, которое Вы выучили раньше, не получится. Вокалисты также разрабатывают скороговорками и упражнениями речевой аппарат и распевками «пробуждают», «настраивают» на пение голос. Все изменения на себе на физическом уровне ощущают музыканты и, поэтому не могут позволить себе отдохнуть, например, в летний период и три месяца не прикасаться к инструменту. К 1 сентября навыки будут частично утеряны, их понадобится восстанавливать Соответственно, подготавливаются к экзаменам в колледж выпускники музыкальных школ и с еще большим усердием оттачивают свое мастерство.
Сейчас прекраснейшее время для музыкантов, потому что у них есть возможность в интернете нескончаемое количество раз прослушать исполнение изучаемого произведения от именитых виртуозов. В период 2000-ых для этого требовалось идти в фонотеку, класть виниловую пластинку на проигрыватель, опускать на нее иглу и слушать несколько раз эталонное звучание произведения, запоминать его и пытаться воспроизвести своими пальцами на рояле дома. Конечно, в фонотеку заходили и другие студенты, поэтому все-таки количество проигрываний было ограничено очередью.
Отдельно о поступлении в музыкальный колледж пару слов. Время меняется и какой набор на место сейчас в разных городах мне не известно, но в 2000 году в моем региональном городе был явный недобор на дирижерско-хоровое отделение, поэтому брали и тех, кому просто для достижения нормальных способностей требовалось работать в три раза больше. Заранее понятно, что выдающимся деятелем культуры стать точно не получится, но аккомпаниатором, учителем музыки в детском саду, школе, сельской школе – это да. У кого на тот момент была возможность – нанимали репетиторов, но сейчас студии эстрадного вокала, репетиторы по эстрадной речи, педагоги по гармонии и прочим предметам есть – только плати. И подход к детям на эстрадно-джазовом отделении изменился: стало больше молодых педагогов, все стильные, модные. Это не отделение академического вокала, где разучивают арии и оперы, хотя при первом прослушивании хотя бы одно исполнение должно показать оперное пение. Это важно, потому что является основой: если ты смог спеть арию, то эстрадную песню наверняка споешь. Плюс у классических произведений есть широкий звуковой диапазон, задействующий все три регистра голосового аппарата: низкий, средний и высокий. Соответственно, можно продемонстрировать экзаменующим как бархатисто звучит голос в нижнем регистре, слышно на последних рядах в удобной тесситуре в среднем регистре, какие обертона красивые появляются; как звенит голос на высоких нотах. Большинство эстрадных песен имеют мелодию, как говорится, «вокруг трех нот». Прекрасные исключения все-таки есть, значительно больше их в джазовых композициях, но классическое исполнение в своем консервативном виде все же показатель владения голосом и актерским мастерством.
Обучаются в музыкальном колледже четыре года с поэтапным усложнением уровня мастерства, накоплением репертуара и наработкой новых навыков, потому что дополнительные предметы появляются.
Основным предметом, как уже упоминалось, еще с детского периода является сольфеджио. Почему я хочу особенно обратить на этот предмет внимание? Потому что в нем есть уникальность, которая меня всегда удивляла и продолжает это делать до сих пор. Речь идет о написании музыкальных диктантов: педагог играет одну мелодию или мелодию для скрипичного и басового ключа, т.е. двухголосие, а ученики с двух – максимум трех попыток должны записать этот музыкальный отрывок в нотной тетради - тетрадь с отрисованными пятью линейками для правой и пятью для левой руки, в которой пишутся ноты. Или другой пример: Вы услышали по радио песню, которая Вам понравилась. Она когда-то композитором нотами написана, ее сыграли и в студии звукозаписи записали, выпустили в эфир на радио и вот теперь Вы ее слышите. Попытайтесь на слух «скопировать» на нотный стан ноты в такой же последовательности с таким же ритмическим рисунком. Вот это фиксирование и называется диктантом с той только разницей, что Вам дается ограниченное время и всего 2- максимум 3 попытки для записи.
Что это дает музыканту? Очень важные навыки: музыкальную память и развитие внутреннего слуха. Первое – прослушали и запомнили, а второе – это когда песня прицепилась и крутится в голове. По сути Вы проигрываете ее в своем мозге, не прикасаясь к музыкальному инструменту и даже не напевая вслух. Ярчайшим примером является снова Людвиг Ван Бетховен, который постепенно, но все-таки оглох. Он продолжил сочинять произведения, выдумывая музыку и «прослушивая» ее в своей голове. Это самый показательный случай того, как даже не мелодию, а всю гармонию, состоящую из множества аккордов, человек слышал только в своем воображении, а теперь мы знаем его шедевры.
Именно этот навык впоследствии сводит с ума всех, кто имеет музыкальное образование или абсолютный слух. То есть просто наслаждаться пением невозможно: если фальшь, то очень раздражает, если певец тяжело берет верхние ноты – гортань на физическом уровне вверх приподнимается, хотя ничего не произносишь. В целом понимаешь, что нужно сделать с речевым аппаратом, чтобы так понизить голос, или сделать в этом месте звук объемнее, или где перехватить дыхание, чтобы партия звучала цельнее и т.д. Еще бесят неприятные голоса. Всегда невольно обращаешь на это внимание и ничегошеньки с этим сделать не в состоянии, потому что это профессиональная деформация. Невозможно с пяти до двадцати лет тренировать свои музыкальные навыки, а затем отмахнуться от них, потому что выбрала другую карьеру. Нет, теперь они на всю жизнь. Зато это восхитительное удовольствие слышать звуки музыкальных инструментов и красивый вокал, потому что обострен слух, как к фальши, так и к чистому исполнению. От него получаешь двойное удовольствие, чем человек без музыкального образования.
Такое же наслаждение испытывают абсолютники, которые от рождения слышат верно все ноты, точно интонируют и могут на слух определить в какой тональности исполняется данное проигрываемое произведение.
Следующим этапом развития мастерства является консерватория. Располагаются самые именитые, наподобие консерватории имени Гнесиных, естественно в двух столицах нашей страны, но есть много весьма хороших в регионах, где подготавливают отличных специалистов. Высшее музыкальное образование – это исключение, потому что является мастерством и рояль, например, простой (не будем называть марок) и рояль дорогущий в московской филармонии без мастерства ничего из себя не представляет. Поэтому обучиться тонкостям музыкального искусства можно и в региональных консерваториях. Потребуется для этого пять лет. Диплом об образовании позволяет выступать на площадках разного масштаба: как академических – консерватории, филармонии, так и более демократичных – стадионы.
Для тех кто готов пройти этот непрерывный путь длиною в жизнь предлагаю заняться развитием своих навыков. В любом случае эта дорога будет увлекательной.