И снова Первое сентября...
Буквально на днях у кого-то в блоге в комментариях упомянул, что бывал на первосентябрьских линейках трижды: на своей, у старшего сына и у младшего. А потом сообразил, что во-первых, не трижды, а десять раз у себя точно (а, нет - девять: один раз проболел) и ещё по столько же раз у каждого из парней (с поправкой на то, что учились они в одной школе, и несколько лет их "первые сентября" совпадали), а во-вторых, в бытность свою школьным учителем я уж точно не пропустил ни одного начала учебного года! Короче, есть, что вспомнить...
Поэтому сегодня - взгляд изнутри, так сказать, глазами учителя на подготовку к празднику "День знаний". Кое-что вот здесь я уже осветил:
Обычно же как? Мы проходим два этапа: "я - ученик" и "я - родитель". Два очень разных первых сентября, хотя и проходящих в тесной связке. Но очень уж разные заботы у одного и у второго!
До этапа "я - учитель" немногие доходят. Некоторых, однако, угораздило...
Для школьного учителя первое сентября начинается во второй половине августа, когда ты весь такой отдохнувший и даже иногда местами загорелый появляешься на первом этаже школы, впечатывая каждый свой увесисто-уверенный шаг в керамическую плитку под ногами, и с удовольствием слышишь, как отдаются они эхом "по гулким школьным этажам".
И заходишь поздороваться с широкой улыбкой на лице с работниками канцелярии.
- О, Николай Валерьевич! Рада Вас видеть!
Это секретарь директора - чудесная женщина, красивая к тому же, с необыкновенным чувством юмора, хлебосольная, а по совместительству - мама бывшей ученицы, а ныне моей коллеги, учительницы английского.
От неё меньше всего ждёшь подвоха.
- Вас-то мне и надо! - жизнерадостно продолжает она. - Директор о вас уже спрашивал...
- А что случилось? - так же жизнеутверждающе улыбаюсь я. - Вот он я! Точен, как швейцарские часы - сегодня первый день после отпуска.
Я всё ещё лучусь прошедшим летом и солнечными днями, проведёнными на реке.
- Как Вы загорели! - отмечает секретарь, абсолютно искренне восхищаясь моим нездешним, приморско-пляжным видом. - Где это вас так припекло? Уж не на Мальдивах ли?
И тут же, не давая мне возразить, она снимает трубку внутреннего телефона и сообщает директору о моём прибытии. Я немедленно слышу "стерео" знакомого зычного баритона из трубки и из-за двери кабинета:
- Немедля пусть заходит! Мы очень ждём!
Вот как? А я и не в курсе... Начинаю недоумевать, но прохожу в кабинет со всё ещё широкой летней улыбкой.
В кабинете кроме директора присутствует завуч - железная леди, высокий профессионал без страха и упрёка. Сейчас таких не делают. А раз она здесь, значит случилось что-то из ряда вон.
- Николай Валерич! - подозрительно расцветает директор и поднимается из-за стола, чтобы пожать мне руку. - Ну, красавец! Отдыхал, поди, на заграничных курортах!
"Ну да, - вяло подумал я, - с моей-то зарплатой!" Но лишь тонко улыбнулся, мол, оценил юмор, а вслух сказал:
- Вызывали? Здравствуйте!
- Здравствуйте, Николай Валерьевич! - как всегда подчёркнуто вежливо и доброжелательно обращается ко мне завуч, Татьяна Викторовна. - Выглядите, действительно, хорошо отдохнувшим! Рада за Вас!
- Да, и это очень кстати! - энергично продолжает директор. - Потому что мы вынуждены тебя как следует нагрузить...
Повисает секундная пауза, за которую моё лицо из блаженно-отпускного приобретает физиономию "пионер, ты в ответе за всё!", а директор, несколько виновато улыбнувшись, произносит:
- В общем, ситуация сложилась следующая: у 7"Г" нет классного руководителя, и мы очень рассчитываем, что им будешь ты, а также спешим уведомить, что в этом, по крайней мере, полугодии у тебя получается 46 часов в неделю. Это помимо географии и биологии ещё и физкультура в начальной школе, которая учится во вторую смену. Но зато прикинь, какая у тебя будет зарплата!
Насчёт зарплаты я прикидывать даже не стал, ибо тайна сия велика есть (за все годы работы, получая каждый месяц совершенно другую сумму, я так и не понял, как она рассчитывалась), а вот разделить 46 на 5 у меня ума хватило. Получалось больше девяти уроков в день. Что я и не замедлил озвучить.
- Но ты не волнуйся, - утешил меня директор, - девять уроков у тебя будет не каждый день!
"Ага, - молча "обрадовался" я, - это значит, что в какие-то дни будет меньше, а в какие-то неизбежно больше!"
- И, Николай Валерьевич, я составлю расписание так, чтобы у Вас была возможность отдохнуть и переодеться перед физкультурой, - заверила меня завуч.
Вот тут я был спокоен: кто-кто, а уж Татьяна Викторовна сможет это воплотить, чего бы ей это ни стоило! Ну, хоть так...
Я пожал плечами, не шибко уверенно высказавшись в том смысле, что готов к труду и обороне, и вышел из кабинета директора, уже не так ослепляя загаром и слабо представляя себе будущий учебный год...
Забегая вперёд, скажу, что всё так и было: учебный процесс у меня проходил как под наркозом - ничего не помню примерно с четвёртого урока, но расписание завуч подогнала чётко под меня, за что ей низкий поклон и благодарность до конца дней моих!
Правда, часть уроков физры мне пришлось проводить в актовом зале. Но это уж не в силах была побороть даже Татьяна Викторовна, ибо другого физкультурного зала у нас отродясь не водилось, а уроки у старшей школы ещё шли, когда начиналась вторая смена.
Итак, до первого числа оставалось дней десять, но уже понеслось: подготовка кабинетов, августовский педсовет, заполнение журнала на правах классного руководителя, проверка звукового оборудования к первому сентября и т.д., и т.п.
И ко Дню знаний ты был уже полностью взнуздан и запряжён работой по самую маковку, недоумевая, как бы тебе так поаккуратнее Первого сентября разорваться между своим новоиспечённым классным руководством, почти незнакомыми родителями, хорошо знакомыми балбесами из 7 "Г" (а я точно знал, что балбесами, так как вёл у них уроки с пятого класса - уже два года как!) и звуковой аппаратурой?
Но, идя ранним прохладным утречком Первого сентября в школу, ты понимал, что Козьма Прутков всё-таки был прав: нельзя объять необъятное! Поэтому что нужно сделать? Правильно - отпустить ситуацию! Само оно как-нибудь, а ты делай, что должен.
То есть, как есть - в костюме и при галстуке - таскай свои динамики-пульты-микрофоны с пятого этажа на первый, соединяй всё, проверяй звук, рассказывая на весь район известный стишок "Дети, в школу собирайтесь!", а потом, после торжественной линейки, вместо первого урока у своего 7"Г", волоки "всю эту халабуду" снова на пятый - в радиорубку, потому что вместо тебя это точно никто не сделает! И только со второго урока принимайся за работу учителя. Как сказал мой друг и коллега, тоже нагруженный часами и классным руководством по самое "не хочу":
- Куда нам спешить? Весь год впереди - успеем ещё наишачиться!
И как в воду глядел... Потому что со второго сентября начался настоящий рок-н-ролл! Но, как говорит один известный актёр и телеведущий, это уже совсем другая история...
С праздником всех школьников, а также их родителей! С Днём знаний! С Первым сентября!