Мой рок-н-ролл
Я не столько о музыке, сколько о нерве и драйве, которые всегда с тобой, если ты - школьный учитель. Хотя и о музыке тоже. В нескольких коротеньких зарисовках.
... - Николай Валерииич!!! - истошный вопль на подлёте к радиорубке заставил меня подскочить и ринуться ему навстречу. - Николай Валерич! Там Милютина бьют!
Однако это что-то новенькое! Во-первых, он довольно неслабых габаритов для ученика 7-го класса. А во-вторых, уроки уже давно кончились. Так какого хребта он мотыляется по школе?! Не было печали... И родителям его что говорить? Там папа - "крутой", как тогда определялась степень обеспеченности и деловитости, к нему подход требуется. А у меня стартовая позиция слабовата...
Всё это моментально пронеслось в моей голове, пока мы с моим "печальным вестником" слетали по ступенькам с пятого на первый. По дороге успел ещё выяснить, что бой без правил проходит на школьном дворе. Выскочив наружу, я по небольшой группке зрителей быстро определил, где, собственно, находится ринг, но самих бойцов из-за спин фанатов видно не было. Я на полном ходу ввинтился между наблюдателями и слегка опешил: мой Милютин уже валялся на земле, а какой-то мелкий крендель класса из пятого вяло попинывал его ногами. Милютин при этом был в общем невредим, если не считать запылённой одежды и взлохмаченной башки, и так же вяло отбивался, не переставая ругаться и сыпать страшными угрозами в адрес оппонента.
Ещё подбегая к месту действия, я краем глаза отметил высокую крупную фигуру в плаще, направлявшуюся к нам со стороны школьных ворот. И лишь теперь, немного отдышавшись и сообразив, что ничего особо страшного не произошло, поднял глаза на человека в плаще.
- Здравствуйте! - слегка дрогнувшим голосом уверенно пролепетал я.
Он стоял, возвышаясь над нами, благоухая каким-то явно дорогим одеколоном, и с плохо скрываемым недоумением разглядывал двух малолетних гладиаторов.
- Виталя! - слегка брезгливо наконец произнёс он, чуть кивнув мне в качестве приветствия. - Ты так и будешь валяться или встанешь уже и надерёшь ему одно место?!
Виталя пыхтел, но подниматься даже не пытался.
- Ладно, - фигура в плаще едва заметно пожала плечами, - закончишь тут - выходи за ворота. Машина ждёт, - и, спокойно развернувшись, удалилась восвояси, так же молча кивнув мне на прощание.
Опомнившись, я схватил за плечо мелкого бойца и с трудом оттащил его от поверженного противника, который тут же встал и начал отряхиваться, бормоча в сторону победителя:
- Повезло тебе, козззёл, что это был мой отец! Мама бы тебе таких трендюлей нарисовала за испачканную куртку: ты хоть знаешь, бомжара, сколько она стоит?!
Как вы, наверное, уже догадались, в тот раз объясняться с родителями Милютина не пришлось...
... Страшный сон учителя - ребёнок потерялся. Это вообще стресс для любого взрослого. Но для учителя - особо: дети-то не свои, а ответственность за них вот она - висит над головой дамокловым мечом, готовым рухнуть в самый неожиданный момент...
Поездки с классом куда-либо - тот ещё квест. Никогда не знаешь, чем дело кончится, и кто что отчебучит. И ладно, когда какой-нибудь балбес развеселит переполненный эскалатор, пробравшись вперёд всего класса, чтобы высунуться чуть не до половины над поручнями и корчить рожи всем, кто позади! Результат закономерный: балбес так увлечён своей пантомимой, что не замечает, как сзади неумолимо приближается стойка светильника, которой он и огребает со звоном по затылку.
Как сейчас сказали бы - мгновенная карма. Все, находящиеся на эскалаторах (и на встречном тоже!), едва не падают от хохота, и даже посторонние взрослые, которые ещё секунду назад собирались сделать хулигану строгое замечание. Но это же Алексеев! С него как с гуся вода. Он найдёт на свою пятую точку приключения обязательно.
И ладно бы, когда ты везёшь на общественном транспорте не только свой класс, но и ещё кучу разновозрастного народа, как, например, это было с поездкой в зоопарк (о чём можно прочитать здесь) или когда в Москве открылось приснопамятное СтарГэлакси.
Билеты туда стоили денег (правда, какое-то количество выделялось на школу бесплатно), а московское начальство чуть не в приказном порядке обязывало школы отправлять детей "на экскурсии", обещая взамен (какие я уж не помню) преференции. Смотреть там было в общем нечего - обычное американское шоу "на палочке". Такой диснейленд на минималках для аборигенов. Но дети загорелись идеей туда попасть непременно, особенно вместо уроков, поэтому народу набралось полшколы на нас двоих. В итоге мы все не влезли в один троллейбус! Но ехали весело, особенно ни в чём не повинные пассажиры, моментально и неожиданно для себя превратившиеся в работников школы, потому что в полупустом дневном транспорте школьников оказалось явно больше, чем взрослых.
Тонкий момент состоял ещё и в том, что билеты были меньше чем у половины жаждущих голливудских развлечений, а на входе нас встречали турникеты с электронными счётчиками и строгие контролёры. Но когда мы отдали пачку билетов одному контролёру и он уж было вознамерился всех пересчитать, толпа наших архаровцев, повинуясь незаметному, но заранее оговоренному знаку, ринулась на штурм турникетов. Бедным сотрудникам не оставалось ничего другого, как махнуть рукой и с наших слов записать, из какой мы школы и сколько у нас детей. И вот что удивительно, в этой толпе мы умудрились никого не потерять и вернуть всех в целости и сохранности!
Но иногда в поездках происходят события, добавляющие тебе седых волос как минимум. Так произошло и в тот памятный раз. Рядовая, не предвещавшая ничего из ряда вон выходящего автобусная экскурсия, завершавшаяся на Поклонной горе. Там мы (около 30-40 человек) высадились из автобуса и отправились в музей Великой Отечественной, а после должны были быстренько осмотреть вечерние, красочно подсвеченные фонтаны, пофоткаться на память и - домой, ибо уже вечерело. Автобус ждал нас на том же месте, и ребята потихоньку подтягивались к условленному времени, разбившись на небольшие группки по интересам, но не слишком отставая друг от друга. Я плёлся в хвосте замыкающим, подгоняя особо уставших. Наконец все собрались, расселись по местам, и тут выяснилось, что двоих не хватает. Двоих девиц-красавиц, одна из которых, между прочим, гражданка Сербии! А как говаривали в популярном фильме "если что, международный скандал нам не нужен!" Главное, шут его знает, куда и как они могли потеряться: от них я такого точно не ожидал. Уж кто-кто, а эти две всегда в первых рядах - "разгрузка угля - я! песчаный карьер - я!" Соответственно, и в автобус они должны были прийти одними из первых. Значит, произошло что-то непредвиденное, раз именно они "отстали от поезда".
Мы подождали для порядка ещё пять минут и ринулись на поиски. В голову полезли самые нехорошие мысли, отгонять которые приходилось только активными поисками и отчаянными просьбами к редким тогда сотрудникам милиции обратить внимание на двух несовершеннолетних девчонок, которые, возможно заплутали и должны уже как полчаса быть вон в том автобусе. Надо сказать, что обежать всю эту огромную площадь, включая фонтаны (а вдруг они там зафоткались?), вплоть до музея - нехилая физическая разминка, которая к тому же оказалась совершенно напрасной.
Между тем стемнело уже окончательно, поэтому соваться дальше в парк было бессмысленно, и мы с коллегой в отчаянии, взмыленные и издёрганные, повернули назад к автобусу, надеясь на последнее - пока мы тут носимся в поисках, эти две подруги вернулись всё-таки и ждут нас там. Но увы, надежды наши рухнули, как только мы заглянули в салон: по вытянувшимся физиономиям ребят стало ясно - не вернулись...
Мы не могли больше задерживать автобус, поэтому приняли решение одному из нас отправиться с детьми в школу, а второму остаться на месте и продолжать поиски, уже официально заявив о пропаже в соответствующие службы. Я в совершенно разодранных чувствах, как мог бодро и уверенно попрощался со всеми в автобусе, спрыгнул с подножки наружу в осеннюю неприветливую темноту и тут же попал в какой-то сумасшедший вихрь из воплей, слёз, объятий и всхлипываний. Рядом стояла и, чуть улыбаясь, наблюдала за всем этим женщина-ангел, не иначе как для маскировки одетая в милицейскую форму.
- Ладно, - в конце концов помахала она мне рукой, понимая, что освободиться от этого цунами мне удастся не скоро, - рада, что привела их по адресу. Сразу видно, что ваши. Не теряйтесь больше!
Я в ответ тоже только мог помахать ей рукой и никаких слов благодарности произнести был не в состоянии, потому что на меня обрушился какой-то чисто женский град из смеси упрёков, раскаяния и нервных объяснений:
- Николай Валерич!!! Как вы могли? Пачуму??? Вы хотели уехать без нас?! Мы чуть с ума не сошли, пока вас искали! А вы! Простите нас, пожалстаааа! Мы буквально на минутку... Янке приспичило... А мы не знали где... Пока нашли, пока то да сё - а вас и след простыл! Мы бегали, везде вас искали, всю Поклонку сто раз обошли!
- Тааак, стоп-машина! - рявкнул я, вконец осатанев от этого потока сознания. - Вы зачем бегали везде, когда с самого начала было сказано - потеряетесь, идите к автобусу - он никуда не уедет! Почему сразу не вернулись назад? Что на вас нашло?!
Девчонки замолчали, посмотрели друг на друга и прыснули со смеха, нервно переминаясь с ноги на ногу.
- Николай Валерич, а мы не знаем! - отсмеявшись, честно ответили они. - Перепугались слегка, вот и...
... Никогда не думал, да что там - просто не мог даже предположить, что вся моя работа в школе будет плотно увязана с музыкой. А с другой стороны, кому ещё мог поручить директор, сам пришедший в эту школу за несколько месяцев до нас, прокладку системы трансляции и оповещения на этажах, а также организацию школьных вечеров и дискотек, которые были тогда ещё очень популярны и добавляли школе очков с точки зрения ребят? Пришлось нам впрягаться и, как говориться, въезжать в тему усилков, ресиверов, пищалок, миди, бин, ревербераторов, пультов, микрофонов, джеков, схем подключения и прочих тонкостей, коих много в работе звукорежиссёра. А она у нас была именно такой, потому что в актовом зале и радиорубке стояла настоящая концертная аппаратура хорошего для того времени уровня: ею школу обеспечивал папа двух наших учениц, настоящий инженер-звуковик, звукорежиссёр и по совместительству владелец фирмы по производству отечественной звуковой аппаратуры. Да, не раз ему пришлось срочно паять сгоревший усилитель или, в удивлении качая головой - как это так получилось?! - менять вдруг замолчавший динамик в одной из колонок, а нам в очередной раз краснеть и уверять, что уж в следующий раз мы точно ничего не перепутаем!
Но в конце концов всё наладилось, и наша работа в роли ди-джеев пошла как по маслу, за исключением совсем редких случаев, когда кое-кто, забыв убавить звук колонок на пульте, врубал усилитель. Колонки в этом случае делали не слышный, но оглушительный "пуууххх", и открытое окно в конце актового зала захлопывалось с громким звоном разбитого стекла. А раз в год рано утром первого сентября мы, выставив колонки в окна первого этажа, проводили "саунд-чек", то есть устанавливали микрофон на стойке посреди школьного двора, с трёх сторон окружённого жилыми домами, и во всю ивановскую рассказывали следующий стишок из "Алисы в стране чудес":
"Дети, в школу собирайтесь:
Петушок пропел давно!
Только как ни упирайтесь,
Ни кусайтесь, ни брыкайтесь -
Не поможет всё равно.
Громко плачут зверь и пташка,
Караул кричит пчела,
С воем тащится букашка...
Неужели им так тяжко
Приниматься за дела?"
После этого обычно сразу несколько наших коллег, живших неподалёку, перед торжественной линейкой подходили к нам с намёками, что сегодня рань-ранью их разбудил до боли знакомый голос...
Но если со звуком вопрос был решён на крайне высоком уровне, то вот со светомузыкой дело было дрянь. А какая дискотэка 90-х без светомузыки?! Цветные лампочки мы ещё относительно легко где-то надыбали и даже соединили в гирлянды, но как быть с аппаратурой, которая должна их зажигать да к тому же в унисон с саундтреками? Проблема "в те времена укромные, теперь почти былинные" практически неразрешимая: денег на это у школы не было. Точнее так: денег не было даже на обновление "ненаглядных пособий" типа карт и глобусов. Какая уж тут речь о покупке дискотечной аппаратуры...
Но недаром говорят, мол, "голь на выдумки хитра!" Для того, чтобы лампочки мигали, нам нужен был прерыватель. Под него мы приспособили старый проигрыватель пластинок, где вместо пластинки на вращающийся диск была надета алюминиевая полоска. Она играла роль замыкателя, соприкасавшегося с двумя концами оголённого провода от лампочек. В этот момент, понятное дело, лампочки вспыхивали. Как только провод соскакивал с полоски, лампочки гасли. Диск вращался, процесс ритмично повторялся. К тому же, у проигрывателя можно было регулировать скорость вращения диска, подбирая её максимально приближенно к ритму музыки.
Испытания "Прерывателя" успешно прошли на ближайшей же дискотеке, правда, с некоторыми побочными эффектами. Во-первых, при замыкании провод иногда неслабо искрил, что особенно хорошо становилось заметно в дискотечной темноте. Директор, в первый раз увидев это, так обалдел, что потребовал немедленно включить в зале полный свет и разобраться, что там у нас не в порядке с аппаратурой. У вас же, говорит, короткое замыкание где-то - надо устранить, иначе вы мне всю школу спалите к такой-то бабушке! Когда же мы объяснили, что к чему, он так проникся, что договорился с "Учколлектором" (были такие склады, откуда школы могли получать бесплатно разные всякие ништяки), чтобы нам выписали аж целых три магнитофона кассетных, отечественных, которые вместе с нашим "Прерывателем" ещё долго служили школе верой и правдой.
Во-вторых, втыкать нашу хэндмейд светомузыку и звуковую аппаратуру следовало в розетки, "висящие" на разных проводах. Иначе на динамики наводились нехилые помехи, и дискотека становилась слишком уж "техно".
И в-третьих, как советовал нам директор, "Прерыватель" желательно было "не светить" на официальных мероприятиях, когда в зале присутствовали всякие важные шишки из Управы или департамента образования. Им мы не смогли бы без последствий ответить на вопрос: "Что это там такое у вас искрит, а?"
В общем, дискотечная жизнь наладилась и даже текла себе своим чередом без особых эксцессов: никто не буянил, не приходил в подпитии и даже не пытался нарезаться непосредственно в процессе. А если и происходило там чего такое мало законное, то в пределах нормы и максимально незаметно для нас. Дети, как правило, тонко чувствуют эту грань и, если среди них нет откровенных отморозков, стараются её не пересекать, или из страха наказания, но большинство из уважения к старшим. У нас вскоре появились заместители - двое приятелей из 9-го класса, оба Пашки с потрясающе созвучными фамилиями (мужики, если прочтёте когда-нибудь - большой привет вам!), прекрасно проводившие даже выпускные вечера. А нам оставалось только подготовить аппаратуру и приглядывать одним глазком за порядком.
Среди наших учеников не было совсем уж "отбитых" товарищей. Хотя с поправкой на то время встречались такие кадры, что сейчас даже странно об этом вспоминать. Я, например, именно на одной из дискотек впервые увидел и покрутил в руках сотовый телефон, ещё тот - с монохромным зелёным дисплеем, и настоящий травматический пистолет, который до окончания вечера запер от греха в радиорубке, а потом взял слово с этого наивного балбеса, додумавшегося его принести, что больше он такого не повторит...
Про зоопарк немного здесь:
А если вы любите детские рассказы, но ещё не были на нашем с моим соавтором сайте, то милости просим! Заходите в гости на детская-литература.рф
Там вы сможете почитать, скачать и послушать наши авторские рассказы про школу и не только.
А на вкладке "Подкасты" мы специально для вас озвучили стихи и рассказы для детей наших любимых Носова, Драгунского, Сотника, Маяковского, Твардовского и многих других.