Найти в Дзене

ИОВ (ч.23): ТРЕТЬЯ РЕЧЬ ЕЛИФАЗА

(22:1–30) В третьем цикле речей (22:1―27:23) Елифаз нападает на Иова с обвинениями в конкретных грехах (22:1–30). Вилдад произносит очень короткую речь, всего лишь из шести стихов, не добавив ничего нового (25:1–6). Софар вообще ничего не говорит. Х. Роули пишет: «В третьем цикле речей обличения друзей звучат ещё резче, и они открыто обвиняют его в ужасных и отвратительных грехах. При этом они опираются не на факты, а лишь на свою собственную логику, вытекающую из их религиозных взглядов. Им не нужны доказательства, для них достаточно собственных убеждений, которые, по их мнению, обладают большей силой аргументации». В главе 22 Елифаз попадает в ловушку, характерную для тех, кто, не умея ответить на правдивые доказательства другого человека, предпочитают перейти к личным нападкам. В стихах 6–9 он предъявил Иову личные, конкретные и совершенно безосновательные обвинения. Отрывок с 21-го по 30-й стих является «прекрасной евангельской проповедью, содержащей несколько отточенных фраз... Эт
Оглавление

(22:1–30)

В третьем цикле речей (22:1―27:23) Елифаз нападает на Иова с обвинениями в конкретных грехах (22:1–30). Вилдад произносит очень короткую речь, всего лишь из шести стихов, не добавив ничего нового (25:1–6). Софар вообще ничего не говорит. Х. Роули пишет: «В третьем цикле речей обличения друзей звучат ещё резче, и они открыто обвиняют его в ужасных и отвратительных грехах. При этом они опираются не на факты, а лишь на свою собственную логику, вытекающую из их религиозных взглядов. Им не нужны доказательства, для них достаточно собственных убеждений, которые, по их мнению, обладают большей силой аргументации».

В главе 22 Елифаз попадает в ловушку, характерную для тех, кто, не умея ответить на правдивые доказательства другого человека, предпочитают перейти к личным нападкам. В стихах 6–9 он предъявил Иову личные, конкретные и совершенно безосновательные обвинения. Отрывок с 21-го по 30-й стих является «прекрасной евангельской проповедью, содержащей несколько отточенных фраз... Это ещё один пример хорошего лекарства для не того пациента» (Олден).

«ИОВ, ЗЛОБА ТВОЯ ВЕЛИКА»

«И отвечал Елифаз феманитянин и сказал: "Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобой в состязание, пойдёт судиться с тобой? Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомлённому жаждой не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. За то вокруг тебя петли, и разит тебя неожиданный ужас или тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя"» (Иов 22:1–11).

Этот отрывок начинается с саркастической ремарки о мудрости и праведности Иова. Затем в нём подчёркивается беспристрастная справедливость Бога, и заканчивается он конкретными обвинениями в адрес Иова.

Стихи 1, 2. Елифаз начал свою речь с вопроса: «Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому». «Человек» ― перевод с иврита слова гебер («сильный человек»). Джон Освольт пишет: «В отличие от более привычных слов с значением “человек”, таких как адам, иш, енош и т.д., это слово означает мужчину на вершине власти. По своей сути оно содержит идею высшей степени знаний и умений человечества как такового». Слово гебер встречается в речах персонажей книги Иова пятнадцать раз.

Слово «разумный» (маскил) образовано от глагола сакал и означает проницательного (Прит. 1:3) и благоразумного человека (Прит. 19:14). Он не только праведен, но и благоуспешен. Елифаз уверен, что если бы даже и был такой человек, он не вправе требовать от Бога помощи и защиты.

Стих 3. «Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен?» От слова с общим значением «человек» в ст. 2 Елифаз переходит к личному «ты» в ст. 3, нападая на Иова. Как сильно нынешнее отношение Елифаза к Иову отличается от того, когда он впервые обратился к нему со своей речью! Тогда он похвалил Иова за те добрые дела, которые тот совершал в своей жизни (4:3–6). «Удовольствие» или «радость» (Современный Перевод) ― перевод с иврита слова хепец, которое означает «участие, интерес, преимущество» и, как в этом контексте, «польза». На самом деле, праведность людей доставляет Богу радость: «Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: “Да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!”» (Пс. 34:27).

«И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути свои в непорочности?» Слово, переведённое как «выгода» (беца), означает «прибыль, добытая силой» или «(незаконная) прибыль». Это то же самое слово, которое употребил Иуда, когда сказал своим братьям: «Что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем кровь его?» (Быт. 37:26). Елифаз хотел сказать, что никто не может жить настолько праведно, чтобы что-либо требовать от Бога.

Стих 4. «Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобой в состязание, пойдёт судиться с тобой?» Слово «бояться» (йира) в первой речи Елифаза было переведено как «богобоязненность», то есть страх перед Богом: «Богобоязненность твоя не должна ли быть твоей надеждой?» (4:6). В своей второй речи Елифаз обвинил Иова о том, что тот «отложил страх и за малость считал речь к Богу» (15:4). Роберт Олден объясняет: «Елифаз принимал как должное, то, что Бог наказывал Иова. Единственный вопрос был: почему. Ответы, которые он предлагал на [свои же собственные] вопросы, были далеки от истины. На самом деле именно смирение и благочестие Иова стало причиной этого испытания веры, когда сатана заявил, что праведные люди служат Богу из личной корысти». «Пойти судиться» означает привести кого-либо в суд, или предъявить обвинение в суде (см. Новый Русский Перевод).

Стих 5. В этом месте Елифаз открыто обвиняет Иова в грехах; более открыто, чем когда-либо раньше. Он заявляет, что грехи Иова были велики, и им не было конца. Злоба (раах) это любая деятельность вопреки Божьей воле, которой обычно предшествует отрицание Бога. Под беззакониями (авон) обычно подразумевались «разного рода гражданские преступления», а также это слово может означать «совокупность прошлых преступлений против Бога и человека».

Стихи 6–9. Елифаз называет конкретные грехи, в которых, по его мнению, был повинен Иов:

1. «Ты брал залоги от братьев твоих ни за что».

2. «[Ты] с полунагих снимал одежду».

3. «Утомлённому жаждой [ты] не подавал воды напиться».

4. «Голодному [ты] отказывал в хлебе».

5. «Вдов ты отсылал ни с чем».

6. «[Ты] сирот оставлял с пустыми руками».

Все эти предполагаемые грехи были направлены против его соплеменников: «братьев», «полунагих», «жаждущих», «голодных», «вдов» и «сирот». В главе 31, в которой содержится один из величайших манифестов праведной жизни в Библии, Иов опровергнет эти лживые обвинения. О необходимости помогать неимущим и слабым говорится и в законе Моисея и в Пророках (Исх. 22:21–27; Втор. 24:6, 10–15, 17–22; 26:12; 27:19; Ис. 1:17; 32:6; 58:7, 10; Иер. 7:6; Иез. 18:5–9; Зах. 7:10; Мал. 3:5). Роберт Олден отмечает: «Впервые один из друзей предъявил Иову обвинения в конкретных грехах, которые все находились на пересечении жажды богатства, алчности и скаредности. Следующие за грехом гордыни, эти грехи предполагают сомнительные и незаконные операции с деньгами и являются, возможно, самыми возмутительными, особенно среди капиталистов».

Стихи 10, 11. После этого Елифаз называет последствия предположительных преступлений Иова: петли, неожиданный ужас, тьма и множество вод, которые, вероятно, являются образными выражениями постигших его несчастий. Все они были прямым результатом неправедных действий Иова по отношению к Богу и соплеменникам. Упомянутые «петли» это буквально «силки для ловли птиц».

ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НЕ СКРЫТЫ ОТ БОГА

«Не превыше ли небес Бог? Посмотри вверх на звёзды, как они высоко! И ты говоришь: “Что знает Бог? Может ли Он судить сквозь мрак? Облака ― завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу”. Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные, которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их? Они говорили Богу: “Отойди от нас!” И что сделает им Вседержитель? А Он наполнял дома их добром. Но совет нечестивых будь далёк от меня! Видели праведники и радовались, и непорочный смеялся над ними: “Враг наш истреблён, а оставшееся после них пожрал огонь”» (Иов 22:12–20).

От обвинения Иова в его мнимых грехах Елифаз переходит к размышлениям о природе и действиях Бога. Он утверждает, что беззаконные будут наказаны за свои грехи, а праведные возрадуются.

Стих 12. «Не превыше ли небес Бог?» Возможно, здесь Елифаз высмеивает убеждённость Иова в том, что Бог находится слишком далеко, чтобы беспокоиться о судьбах людей. Бог выше звёзд.

Стих 13. «И ты говоришь: “Что знает Бог? Может ли Он судить сквозь мрак?”» Елифаз приписывает Иову эти слова на основании вывода к стиху 12. Фактически он обвиняет Иова в «практическом атеизме» или «современном деизме», согласно которому, если даже и существует Бог, сотворивший мир, Он настолько далёк от него, что Ему нет дела до того, что в этом мире происходит.

Стих 14. «Облака ― завеса Его, так что Он не видит». Это утверждение призвано подкрепить сказанное выше. Сторонники подобных воззрений безразличны к Богу, который находится слишком далеко, и, будучи скрытым во мраке, не интересуется земными делами.

Стихи 15–20. Елифаз завершает этот отрывок словами о том, что на самом деле Бог всё видит и накажет всех беззаконных. Отвергающие Бога дерзко «говорят Богу: “Отойди от нас!” И что сделает им Вседержитель?» Наводнения и огонь служат символами Божьей кары за преступления. В качестве примеров наказания нечестивых можно привести потоп во времена Ноя (Быт. 6―8) и разрушение Содома и Гоморры в огне (Быт. 19:1–29). А «праведники видели... и радовались» справедливому Божьему суду.

«ОБРАТИСЬ К БОГУ И ВНОВЬ УСТРОИШЬСЯ»

«Сблизься же с Ним ― и будешь спокоен; через это придёт к тебе добро. Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твоё. Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего и будешь вменять в прах блестящий металл и в камни потоков ― золото офирское. И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя, ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лицо твоё. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет. Когда кто уничижён будет, ты скажешь: “Возвышение!” ― и Он спасёт поникшего лицом, избавит и небезвинного, и он спасётся чистотой рук твоих» (Иов 22:21–30).

Елифаз обращается с пламенным призывом к Иову покаяться, каким бы ни был его грех, который и привёл его в такое жалкое состояние. По сравнению с предыдущими стихами в этих стихах слышатся ноты сострадания. Общая интонация этого отрывка напоминает первое обращение Елифаза к Иову (5:17–27).

Стих 21. «Сблизься же с Ним ― и будешь спокоен; через это придёт к тебе добро». Слово, переведённое как «сблизься» (сакан), также может означать «быть пригодным» или «примириться» с кем-либо. Последнее значение представляется более уместным в этом стихе, поскольку глагол стоит в сильной позиции. Согласно Елифазу, хотя человек не может быть полезным для Бога, он может покориться Ему и получить от этого пользу в виде обилия благословений. Слова Елифаза дальше развивают тему благословений для благочестивых и несчастий для беззаконных ― тему, несостоятельность которой ранее доказал Иов.

Стих 22. «Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твоё». Слово, переведённое здесь как «закон» (тора), встречается в книге Иова лишь в этом месте. Хотя в Ветхом завете оно обычно используется в значении закона Моисея, очевидно, что здесь под ним подразумеваются предписания, пришедшие от мудрых патриархов, которым Бог дал разумение Его путей. К этой группе людей Елифаз причислял и себя (см. 4:12–21; 15:11).

Стих 23. Последние стихи в этой главе образуют два предложения с придаточными условия («если... то»). Первое содержится в ст. 23: «Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься». Елифаз призывает Иова «обратиться» или вернуться к Богу, чтобы Тот «устроил» или восстановил его прежнюю жизнь в почёте и богатстве.

Роберт Олден пишет: «“Устроишься” образовано от корня бнх, который обычно означает “строить/восстановить” по отношению к зданию или семье. Интересный выбор слова, особенно в свете того, что в конечном итоге у Иова будет ещё семь баним “сыновей” и ещё три банот “дочери” (42:13)».

«Обратиться» (шуб) значит «покаяться». Но именно в этом и была проблема! Иов не совершил грехов, соизмеримых с масштабом его страданий. Он не совершал «беззакония», о котором говорил Елифаз.

Стихи 23, 24. Эти стихи образуют придаточное условия (часть с «если») во втором предложении; часть «то» образуют стихи 25–30. «[Если] удалишь беззаконие от шатра твоего и будешь вменять в прах блестящий металл и в камни потоков ― золото офирское». Елифаз взывает к Иову избавиться от всего неправедно приобретённого богатства, «удалив беззаконие от шатра [его]» (см. 11:14). Этим поступком он доказал бы, что Бог для него важнее богатства. Положить «в прах блестящий металл» или «в камни потоков», вероятно, означает вернуть золото туда, откуда он взял его, то есть возвратить тем людям, у которых отнял его силой или обманом (см. Лк. 19:8).

«Офир» ― местность, славившаяся своим «золотом» (1 Пар. 29:4; Иов 28:16; Пс. 44:10; Ис. 13:12). Царь Соломон посылал свои корабли, чтобы привезти оттуда золото и различные заморские сокровища (3 Цар. 9:26–28; 10:11, 12). Точное местонахождение Офира остаётся спорным, но в целом комментаторы сходятся на том, что он был на юге Аравии вдоль берега Красного моря.

Стихи 25–30. Во второй части сложного предложения с придаточным условия (части «то...») Елифаз перечисляет пять благословений, которые получил бы Иов, если бы покаялся и обратился к Богу:

1. «И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя» (22:25). Бог снова станет для Иова его сокровищем. Это утверждение соответствует имени Елифаза, которое дословно означает «мой Бог ― чистое золото». Позднее в книге Иов скажет, что никогда не полагал своей надежды на золото (31:24, 28).

2. «Помолишься Ему, и Он услышит тебя» (22:27). После того, как Иов покается, ничто не будет препятствовать его молитвам достигать Бога. Тем самым Елифаз даёт понять, что с тех пор как с Иовом произошли все эти ужасные несчастья, Бог не слышал его горячих и слёзных молитв.

3. «Положишь намерение, и оно состоится у тебя» (22:28). После того, как Иов покорится Божьей воле, Бог исполнит желания его сердца (см. Пс. 36:4, 5).

4. «Когда [кто] уничижён будет, ты скажешь: “Возвышение!” ― И Он спасёт поникшего лицом» (22:29). Иными словами, Иов сможет помочь страждущим и ободрить их словами утешения. Бог услышит слова Своего праведного раба и благословит униженных.

5. «Избавит и небезвинного, и он спасётся чистотой рук своих» (22:30). Иов станет ходатаем за виновных, и Бог милостиво снизойдёт к его мольбе. Можно только представить, как эти слова звенели в ушах Елифаза, когда Бог заставил Иова помолиться за себя и своих друзей (42:7–10).

Эта часть речи Елифаза содержала истину, но она не имела никакого отношения к ситуации Иова. Призыв Елифаза вытекал из необоснованных обвинений к Иову. По мнению Джон Хартли, «настоящий защитник Божий не должен унижать другого человека. Елифаз так и не понял, что осуждая Иова, он также бросал тень на Бога, который его создал».

Проверка безопасности