Найти в Дзене

Сепарация ребенка в возрасте 9-10 лет

Когда ваш ребенок достигает возраста 9-10 лет, начинается важный этап его развития, который тесно связан с навыками общения и работы в команде. В этом возрасте ребенок начинает активно взаимодействовать с другими детьми, проверяя, что из этого общения у него получается, а что нет. Он учится отстаивать свои границы, договариваться, сотрудничать и достигать целей вместе с друзьями. Это своего рода подготовка к жизни в коллективе, к способности работать в команде.

Всем привет, с вами на связи семейный психолог Ольга Иванова, автор уникальных курсов «Мой жизненный сценарий» и «Фокус на год», сегодня поговорим о том, чего важного кроится в этапе формирования ребенка в возрасте 9-10 лет, и в чем состоит роль родителя.

Успешное прохождение этапа сепарации ребенка в возрасте 9-10 лет зависит от того, насколько хорошо ребенок прошел предыдущие стадии сепарации. Если до этого момента у ребенка сформировалось чувство "я сам" и он уверенно справляется с задачами, то работа в команде не вызовет у него особых трудностей. Он будет чувствовать себя частью группы, умеющей сотрудничать и добиваться целей вместе.

Если же процесс сепарации на предыдущих этапах был нарушен или не завершен, то могут возникнуть проблемы. Ребенок может начать избегать коллективной работы, предпочитая действовать в одиночку. Ему может казаться, что другие дети нападают на него, или что ему лучше держаться подальше от коллективных действий. Это может проявляться, например, в отказе участвовать в общих проектах, в затруднениях при взаимодействии с одноклассниками, или даже в столкновениях с буллингом. Этот период как раз совпадает с концом начальных классов, когда дети начинают более остро реагировать на взаимоотношения в группе.

Что может ухудшить процесс становления в 9-10 лет?

Это чрезмерное вмешательство родителей в социальные связи ребенка. Например, если вы, как родитель, активно указываете, с кем дружить вашему ребенку, а с кем нет, если вы за него решаете, кого приглашать на день рождения, а кого нет, ребенок лишается возможности самостоятельно строить отношения и развивать свои социальные навыки. Такое вмешательство нарушает естественный процесс сепарации, когда ребенок должен учиться находить друзей и справляться с конфликтами самостоятельно.

Вместо того чтобы контролировать все аспекты социальной жизни ребенка, лучше предоставьте ему больше свободы. Дайте ему возможность самому выбирать друзей, участвовать в коллективных проектах и решать возникающие проблемы. Это поможет ему почувствовать себя увереннее в коллективе, развить навыки работы в команде и готовиться к будущим более сложным этапам взросления.

Очень важно, чтобы вы, родители, на этом этапе поддерживали своего ребенка в его стремлении к самостоятельности, особенно в социальной сфере. Если ребенок успешно прошел предыдущие этапы сепарации, то он с легкостью адаптируется к новым вызовам, связанным с работой в команде и общением со сверстниками. А если же возникают сложности, обратили внимание на то, насколько активно вы вмешиваетесь в социальную жизнь ребенка. Постарайтесь дать ему больше свободы для самостоятельного выбора и действий. Это как раз та история, когда родитель не сепарируется от ребенка, потому что в естественной среде ребенок сам спокойно сепарируется, если родители ему не мешают.

Для создания в семье командных отношений существует массу тренингов. И у меня есть тренинг командообразования между детьми и родителями – «Дискавери». Благодаря специально подробным упражнениям, квестам, заданиям семья в составе родителей и детей учится ставить задачи, рассчитывать этапы выполнения задания и идти к победе семьей. Семейный тренинг Дискавери провожу под запрос, который можно оставить, написав мне в личку телеграм