Это одна из самых интересных для меня тем. Потому что будто бы кажется, что, сколько ни изучай этические кодексы и сколько ни покупай новые обучения у мастодонтов психологии, все равно со своими личными ошибками и «косяками» сможешь столкнуться лишь на практике. И каким бы «совершенным» и идеальным студентом я ни была, я, как всякий нормальный живой человек и специалист, ошибалась. И наверняка могу ошибиться и в будущем, несмотря на почти год непрерывной практики психологического консультирования.
Мне думается, что демонизировать ошибки не нужно, а честно говорить о том, что я была не права — будет означать идти на глубину и в уязвимость и становиться лучшим специалистом, чем я была вчера.
В начале практики мне очень помогло опираться на общепсихологический этический кодекс, в дальнейшем — на этический кодекс EATA, который составили транзактные аналитики. И опыт педагогов ШМП. Именно год назад я поняла, что немаловажно не только то, как мы контрактировали с клиентом, но и то, как сами соблюдаем договоренности. Именно предсказуемость и соблюдение административных контрактов способствовали укреплению доверия и сшиванию прежних разрывов контакта.
Какие ошибки допускала я?
- Думала за клиента (цена консультации 500-700 рублей, потому что для клиента выше будет дорого). По факту, оказалось, что многие клиенты сомневались в эффективности специалиста, цена на услуги которого ниже стоимости педикюра в средней руки салоне красоты.
- Шла вести консультации после недосыпа или когда болела/плохо себя чувствовала (онлайн). Сейчас, оглядываясь назад, вспоминаю, что не хотела потерять первых клиентов, «подвести» кого-то, не оправдать ожиданий, а в итоге истязала себя во время таких консультаций.
- Опаздывала на консультации. Такое было всего 2 раза. И меня как раз очень выручили наши административные договоренности. Я озвучивала клиенту, что несу такую же ответственность. И, когда случались опоздания, мы непременно отрабатывали это время (либо в тот же день, либо присоединяя время к следующей консультации), а также я давала скидку 50% на занятие. Я физически наблюдала, как клиент «расцветал», думаю, не столько от скидки, сколько от восторга от моей ответственности и соблюдения договоренностей.
- Отменила консультацию день в день, напутав со временем. Также, по предварительному контракту, если я отменяю без форс-мажорных обстоятельств, следующую консультацию провожу за свой счет, без оплаты для клиента. Я тоже наблюдала, что клиентка была рада тому, что ответственность не только на ней, но и на мне. Мы на равных, просто я компетента в сфере психологии, я работаю для нее помогающим специалистом.
- Стеснялась брать предоплату, а клиент (одна и та же) дважды переносила — я теряла время, деньги и самоуважение. На третий раз я предупредила, что записать могу только с предоплатой, после чего она пропала. Что ж, значит, не мой клиент.
- Хотела быть «идеальным» психологом и несколько абстрагировалась от клиента в метапозиции наблюдателя. Сейчас же я могу и уронить слезу на сессии (как говорят в анекдоте, главное, чтобы терапевт не заплакал раньще клиента).
- Пыталась работать без запроса, потому что у конкретного клиента видела, что ему надо «полечить». Теперь понимаю, что поддержки и быть рядом было достаточно. Не всё, что мы видим профессиональным взглядом, готово к переменам. А, главное, если защиты крепко стоят, они все же для чего-то нужны и помогли человеку самосохраниться и выжить в какой-то ситуации.
У меня не было проблем с границами (за исключением случая с сеттингом по оплате от клиентки), я всегда знала, что нельзя консультировать знакомых и близких, поэтому менялась с коллегами клиентами, после этого пошел «сарафан» и рекомендации меня как специалиста. Я, возможно, пыталась дать многое и в одну сессию вместить кучу пользы, техник и методик, но никогда не в ущерб клиенту или терапии, я всегда внутренне придерживалась того самого пресловутого «не навреди». Изолированно мне думается, я не работаю. Я состою в комьюнити психологов. Посещаю открытые интервизии, встречаюсь с коллегами на чашечку чая с пирожными. Я хожу к супервизору. Но, в целом, у меня все равно есть чувство некоторой отстраненности из-за того, что наша профессия про человека к человеку, очень индивидуальная и личная.
Еще по поводу ошибок я вспомнила одну историю. Интересную вещь я узнала еще до своей психологической практики, и косвенно об этом напомнили конспект и лекции. Есть так называемый эффект Данинга-Крюгера. Когда истый профессионал сомневается в себе, а некомпетентный специалист неадекватно оценивает свои навыки и не сомневается в том, что он крут. Мне любопытно было порассуждать об этом в разрезе мыслей о страхах начинающего психологическую практику.
Что касается страхов, то здесь, наверное, будет много сходства с другими профессиями, где ты не состоишь в найме, а работаешь «вольной птицей». Сразу вспоминается мем о том, что нужно очень быстро махать крыльями.
Мне очень некомфортно было заявлять публично (социальные сети), что я психолог. До этого я работала в сети школ, на телевидении, в школе искусств на руководящей должности. Вроде бы как все такое серьезное и социально приемлемое. А профессию психолог некоторые псЕхологи так дискредитировали, что будто бы позорно вообще относиться к когорте специалистов, которые «кивают за деньги». Но когда я преодолела свой страх, пошла в проявленность, оказалось, что планета вертится примерно в том же направлении. И у меня даже пришли клиенты через мои видеоролики и посты.
Страха брать первого клиента у меня, пожалуй, не было. Был трепет, волнение, но большой опыт работы с людьми, детьми, он стоял на моей стороне. А вот страх, что клиенты перестанут ходить или я не найду много клиентов, ко мне не придут в терапию, он есть и по сей день. Я не чувствую большой уверенности в себе — наверное, я так предполагаю, фантазирую, что эта уверенность появится вместе с листом ожидания и увеличением потока людей ко мне на психологическое консультирование.
Страх навредить клиенту у меня точно был. Но выражался специфическим образом. Я все время пыталась направить клиентов или к более опытным коллегам, или к доктору-психиатру, с которой познакомилась и работаю в Санкт-Петербурге. Это подсветил мой супервизор, сказав: «Да что ж вы всех постоянно куда-то направляете, у вас достаточно профессионализма, чтобы справиться самой!».
Много стыда что ли было в теме денег. Якобы помогающий специалист, а людей дерет как липку (напомню, первые консультации у меня были по 500-700 рублей). Сейчас момент повышения цены я спокойно могу обговорить на сессии. Но сказать, что мне эти разговоры на 100% комфортны, я честно признаться, пока не могу. Есть страх потерять клиентов или неадекватно себя оценить.
Конечно, темы переноса и контрпереноса типичны в практике помогающего специалиста, но я не замечала за собой, что проваливаюсь в какие-то переживания или начинаю мыслить за клиента, сильно эмоционировать. Возможно, все впереди. А, может быть, регулярные супервизии, собственная терапия и хороший уровень образования уберегут меня от этого.
Страх быть неэффективной меня также пугает. Потому что иногда клиент хочет быстрых решений, а терапия идет своим чередом. Здесь очень важно мне сохранять стабильную позицию и объяснять человеку, что происходит. Будто бы рассказывать мат.часть.
Я понимаю, как важно сохранять адекватность и стабильность. И чтобы отдавать нечто ценное, нужно быто ресурсной и наполненной.
Самый большой страх, наверное, не стать тем психологом, к которому я сама бы хотела пойти на консультацию. А в остальном, все поправимо, нужно давать себе возможности к исследованию и познанию, а иногда и вовсе быть несовершенной!
Автор: Надя Ильина
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru