Статья получается слишком уж большая, разделил на две части.
26 августа российские ВКС выполнили одну из самых мощных и результативных атак на украинскую энергосистему. Однако расценить её можно, пожалуй, как и написано в названии – тренировка для зрителей, в качестве которых выступило население Украины и все желающие. Почему? Давайте разбираться.
Интересно, как менялось собственное мнение об ударе. Сначала было верное предположение, что это заход на блэкаут (исходя из списка отключений) или, как минимум, на отключение блоков АЭС. Оно в принципе подтверждалось и на следующий день, хотя картинка перетоков была совсем не понятна, плюс к этому добавилось понимание, что на атаку наложилась ещё и авария (более дипломатично – отключение реактора) на румынской АЭС Черноводы. Однако не хватало главного – новостей об отключениях АЭС, и в какой-то момент стало казаться, что их-то и не произошло, так как все стороны играли в молчанку. Однако в четверг МАГАТЭ прорвало ругательным письмом с указанием и отключенных энергоблоков, и времени их отключения. После этого картинка сложилась, хотя вопросы и остались.
Данную атаку можно включить в пятёрку сильнейших за всё время (все остальные, это осень 2022 года – 10.10, 15.11, 22.11 и 05.12). Какими критериями стоит оценивать результаты атаки?
Количество выпущенных ударных единиц в этом случае вообще не показатель, потому что очевидно, что не все они предназначались именно энергосистеме, и точный наряд средств и целей мы если и узнаем, то не скоро. Разные службы Украины, естественно, после атаки стараются себя обозначить в качестве потенциальной цели, типа «пули свистели у нас над головами» (С).
Данные критерии можно обозначить (по возрастанию значимости воздействия и сложности выполнения):
1) Количество поражённых крупных элементов энергосистемы;
Банальный набой количества, это конечно, хорошо (любое результативное попадание – это минус какое-либо оборудование), но на Украине около 120 энергообъектов с высоким напряжением более 220 кВ, и важность их весьма различается.
2) Поражение крупной неядерной генерации. Тут, конечно, описываемой атаке не повезло («всё уже украдено до нас» (С)), тем не менее, под атаку попал объект, которой до этого наши не трогали – Киевская ГЭС, точнее её плотина, а ещё точнее – оборудование на рабочей части плотины.
Тут требуется пояснение. Укргидроэнерго насчитало аж 130 попаданий по своим объектам (за всё время боевых действий), но большая из них пришлась на сооружения, располагающиеся на берегу (в первую очередь, по высоковольтным ОРУ и силовым трансформаторам). Из русловых сооружений больше всего перепало приплотинным машзалам ДнепроГЭСов, именно потому, что они приплотинные – т.е. вероятность прорыва плотины практически нулевая, плюс прилетало по машзалам ГЭС, расположенным непосредственно на плотине, но при этом имеющих отдельную водосбросную часть (Кременчугской и Среднеднепровской), т.е. опять же имеющих возможность сбрасывать воду минуя машзал.
А на Киевской ГЭС плотина состоит только из рабочей водопропускной и глухой (дамба) частей. К тому же на ней установлены капсюльные гидроагрегаты, удар по которым гарантированно приводит к повреждению (и скорее всего – разрушению) самой плотины.
Соответственно, для выведения ГЭС из строя без повреждения самой плотины можно вывести из строя либо техническое помещение (где, например, проходит ошиновка генераторного напряжения), либо генераторные трансформаторы, находящиеся прямо над ним. Но в любом случае, скорее всего, страдает проезжая часть.
И вот на эту опасность теперь забили.
Соответственно, теперь под удар может попасть и Каневская, и Днестровская ГЭС, с похожей компоновкой.
На Киевской ГЭС также зафиксировали взрыв в водохранилище, который кто-то посчитал как попытку разрушить плотину гидроударом (что крайне сомнительно: и исходя из общей логики событий, и из её конструктива – проще этого добиться прямым попаданием), а кто-то – попыткой этим же гидроударом повредить гидроагрегаты (более обоснованный вариант).
А ГЭС (и ГАЭС), на данный момент являются самыми мощными маневренными мощностями в украинской энергосистеме. Соответственно, при их выбивании отключения в пиковые периоды (особенно вечером) будут жёстче.
3) Поражение сети 750 кВ.
Несмотря на постоянные «открытия» всяких экспертов – её бьют прямо с 10.10.2022. Однако – не на вылет.
На данный момент она выглядит вот так:
В её состав входят: а) три ОРУ действующих АЭС (РАЭС, ХАЭС, ЮУАЭС), б) два ОРУ неработающих АЭС (ЧАЭС и ЗАЭС), в) 4 украинских ПС 750/330 кВ (Винница-750, Днепровская, Западноукраинская и Киевская), г) венгерская ПС 750/400 кВ Саболчбака, д) 11 ВЛ 750 кВ. Также к ней стоит отнести ВЛ 400 (750) кВ ХАЭС – Жешув и саму ПС 400/220 кВ Жешув.
С учётом того, что мы не атакуем АЭС и, очевидно, не можем атаковать забугорные ПС, для ударов подходят только 4 украинские подстанции. И 26.08.2024 были точно атакованы две из них: Винница-750 и Западноукраинская.
Результаты удара можно оценить как ожидаемые: скорее всего автотрансформаторная группа реально выбита (что очень хорошо), а вот с ОРУ, скорее всего, не сложилось – оборудование, конечно, подвыбито, резервируемость схемы (по крайней мере - на тот момент) пострадала, плюс, скорее всего, ОРУ 750 кВ отключалось в полном объёме, но реально ограничить перетоки внутри Украины на продолжительное время вряд ли получилось.
Тут, похоже, били не по площадям, а по группам оборудования – автотрансформаторам и шунтирующим реакторам. Не уверен, что ОРУ 750 кВ отключили полностью (об этом ниже), но ВЛ 750 кВ на РАЭС и в Венгрию точно вырубили.
Т.е. по сети 750 кВ видно, что оборудование (в том числе автотрансформаторы) начали выбивать снова, но до её развала ещё очень далеко. Но любой результат, даже не очень удовлетворительный – это хорошо.
4) Отключение энергоблоков АЭС.
По этому критерию данная атака вообще может считаться самой удачной – впервые удалось отключить станцию не на украинской территории. Шутка. Хотя: АЭС Черноводы и ПС 400 кВ Исакча (начало молдавского транзита Румыния – Молдова – Приднестровье – Украина) не имеют прямой связи, по сети 400 кВ между ними всего около 200 км – не расстояние для такого напряжения.
Но об этом – во второй части.
Подбросить автору денех через Бусти, или более традиционно (2202 2069 3287 7165, Сбер, Алексей).