Итак, друзья мои, начинаем четвёртый сезон рассказов месяца!
******
Первое сентября — инаугурация осени. И в этом году она с первого дня заявила, что пощады ждать не стоит. Будет она слезливой, тоскливой и серой. Может даст небольшую передышку в середине сентября — они в это время всегда с братом летом на пару недель меняются — но это ещё не точно.
А что точно, так это холодный дождь; серое, почти чёрное небо; ветер, обнажающий деревья раньше времени. Вот это осень людям прямо сейчас вдосталь отсыпать готова. И глядя на творящееся осеннее безобразие, нельзя было сказать, что ещё вчера светило солнце и было тепло. Как за ночь власть успела смениться?
Данил тоскливо смотрел на улицу через лобовое стекло микроавтобуса. Ну кому, скажите на милость, придёт в голову сегодня гулять. Он пытался объяснить это руководству, но те остались безразличны к его доводам. В рекламе заявлено: работаем без выходных. Значит, так и должно быть. А то, что большая часть населения первого сентября торопится на школьную линейку, так это ещё не повод отменять рейс. Да, этот туристический сегмент можно вычеркнуть, но есть те, кому некого вести в школу. Вот именно на них и рассчитывало руководство экскурсионного агентства.
Да только кроме календарных событий есть ещё и погодные коррективы. И никто не хотел в такую дождливую погоду разглядывать город. Туристы предпочли музеи, аквапарки и рестораны.
Данил сидел в автобусе уже три с половиной часа, и не было ни одного желающего прокатиться по улицам Казани. Он устал от бездействия. Посмотрел две серии детективного сериала, поскролил соцсети, выпил три стаканчика кофе. И чем занять себя дальше не придумал. Раньше в моменты вынужденного простоя он переписывался со своей девушкой. Но недавно они пришли к обоюдному решению расстаться — отношения стали больше забирать, чем отдавать. И в мире стало на два свободных сердца больше.
*******
Инна смотрела на город, выкрашенный в серый цвет. Как интересно получается — на улице столько разных цветов: газоны ещё зелёные, клумбы пестрят астрами, по дорогам ездят машины разных цветов. Но всё разноцветье перекрывает один-единственный цвет — серый. Серое небо, серый дождь, серые дороги, серые дома.
Но мрачнее этого цвета было настроение девушки — третьего сентября кончается отпуск, а она, так и не успела отдохнуть. Всё куда-то спешила, мчалась, доделывала важное и недоделанное. И была очень довольна собой в этом плане. А вот то, что за две недели так и не смогла сменить картинку перед глазами — расстраивало. В последние отпускные деньки она хотела съездить по местным достопримечательностям: Раифский монастырь, остров-град Свияжск. Но... погода внесла свои коррективы. А ведь вчера по телевизору сказали: «местами в республике возможен дождь», — она посмотрела на голубое небо и подумала, что «местами» — это не про Казань. А ночью всё изменилось и вот первое сентября город накрыло дождевым фронтом.
Инна ворчала на всё, что попадалось под руку начиная с отражения в зеркале, заканчивая невкусным чаем. Надоел простой чёрный! Хотелось чего-то отдающего травами и летом. Пусть хотя бы в чашке!
Девушка вспомнила, как однажды они нашли с подругой изумительный магазин чая. Помимо упакованных чаёв были там и отдельные травы. Продавец магазина так аппетитно рассказывала о душице, чабреце и липовом цвете, что захотелось непременно купить всё сразу и, разливая в красивые чашки, устроить чаепитие. Что они тогда и сделали.
Инна решила съездить в тот магазин. Ну и что с того, что он находится в центре. Времени-то у неё много! «Целых два дня отпуска» — грустно подумала она и принялась собираться.
Зонт она забыла в офисе, поэтому поверх одежды надела ярко-жёлтый дождевик. Натянула на голову капюшон и впервые за весь день улыбнулась — она была похожа на гномика. Вышла под моросящий дождь и заспешила на остановку.
Данил вышел из микроавтобуса — надоело сидеть на одном месте. Телефон раздражал, дождь тоже. Он решил развлечься «старинным дедовским методом» — разгадыванием кроссворда. А для этого нужно выйти в ларёк и купить его, а заодно и ручку. Может быть, и смелого туриста за ручку на экскурсию приведёт. Иногда так случалось: позовёт кого-то вроде бы в шутку, а прохожий соглашается. Хотя сегодня такой «ход конём» маловероятен: людей на улице нет.
В маленьком газетном ларьке он нашёл всё необходимое, спрятал за пазуху, чтобы не намокло, и накинув капюшон, вышел на крыльцо. Из соседней двери с надписью «Казанский чай» вышла девушка, и тем же движением натянула капюшон. Жёлтый, как солнышко. Сразу видно — туристка. Кто же ещё в такую погоду пойдёт за чаем? Только тот, кому скоро уезжать.
— Девушка, поедете на экскурсию по Казани? — предложил Данил.
Ему просто было настолько скучно, что он искал любой повод ускорить время. Он бы и с продавцом в ларьке дольше разговаривал, будь она лет на тридцать моложе. Девушка-солнышко окинула его хмурым взглядом. Но через несколько мгновений её лицо словно просветлело и глаза сверкнули озорным огоньком.
— А что за экскурсия?
— По центру Казани. Стартуем практически отсюда, потом едем по одной из красивейшей улице Казани — Лево-Булачной, мимо Кремля и по Ленинской дамбе, по вдоль Казанки с противоположной стороны Кремлёвской набережной и по знаменитому мосту Миллениум. И возвращаемся сюда же через историческую часть города.
— Хм... И сколько стоит такое удовольствие?
— Тысячу рублей. Но в сухом и тёплом микроавтобусе на переднем сидении и прекрасным аудиогидом.
— А остановки планируются?
— Обычно нет. Но для вас я сделаю исключение. Можем остановиться и сфотографироваться, например, возле Казанской Чаши.
Инна изобразила размышление.
— Ну так как? — поторопил её Данил.
— А, поехали! — согласилась Инна, и настроение её сразу поднялось: маленькое, но приключение. Пусть по родному городу, но ведь экскурсия. Тем более она не знает, что рассказывают на казанских экскурсиях, вот заодно и просветится.
— Тогда за мной! — шутливо скомандовал Данил, радуясь тому, что хоть немного покатается. Ну и пусть только один турист, но это ведь не его вина.
— Снимайте пока дождевик, — сказал он, когда Инна устроилась рядом с ним. — Я повешу его в салоне, пусть с него стечёт вода.
Инна послушно отдала парню мокрый плащ и удобно устроилась. Парень нажал кнопку, и зазвучал аудиогид, рассказывающий о Казани. Микроавтобус плавно тронулся.
— Название «Булак» происходит от татарского «болек» — речка. Исследователи утверждают, что в древности это была действительно настоящая речка длиной около двух километров, соединяющая озеро Кабан с Казанкой. Питалась она не только водами Кабана, но и многочисленными подземными ключами, — вещал аудиогид. — Раньше Булак открыто соединялся с Кабаном и Казанкой, из него даже брали воду. Один его рукав, Гнилой Булак, огибал Кремль, другой шёл там, где сейчас стоит цирк. В разное время его предлагали засыпать, возобновить судоходство.
— Цирк там, — махнул рукой Данил, — Видите полукруглую крышу? Отсюда может не очень хорошо видно. Но мы будем проезжать, я покажу.
Инна кивнула. Было весело быть в роли гостьи родного города. Аудиогид сообщил:
— Поскольку по Булаку ходили корабли, а под Кремлём приезжавшие на них из Азии, Кавказа, Крыма купцы устраивали ярмарки, то это место было торговое, и жили здесь в основном купцы.
— А вот здесь раньше был комбинат Здоровье, — Данил нажал на паузу и прокомментировал. — Бани всякие, фитнес. Потом закрыли и обещали построить что-то похожее, но в итоге видите очередная элитная недвижимость.
— Понятно.
Данил нажал кнопку «плей» и аудиогид продолжил:
— Большой зелёный дом на перекрёстке Право-Булачной и Кави Наджми — одно из немногих старых жилых зданий на Булаке. В доме, некогда украшенном маркизами, работает первая в Казани платная поликлиника. За ним — главная пешеходная улица города, перед ним — протока, соединяющая Нижний Кабан с Казанкой.
Данил снова нажал на «стоп» и добавил:
— Говорят, этот дом не простой. На шестом этаже башни дома находится квартира, из окон которой дважды выбрасывались люди. Мои друзья снимали здесь квартиру и утверждают, что видели призрак седой женщины и домового. Хотя что можно взять с вечно голодных и пьяных студентов? — улыбнулся он.
— Но слухи просто так не появляются! — встала на защиту неизвестных друзей Инна.
— Это точно.
Они поравнялись с белыми стенами Казанского Кремля. Данил нажал «плей», аудиогид сообщал:
— Казанский Кремль прошёл в своём многовековом развитии целый ряд исторических этапов. Кремлёвский холм в своё время был с трёх сторон окружён водой. С востока он был обрамлен цепью озёр, впадающих в реку Казанку, омывающую холм с севера. Полоса топких болотистых лугов, расположенных на противоположном берегу Казанки, за которыми тянулись дремучие леса, служила дополнительной преградой против нашествия врагов с северо-запада. С запада и юго-запада крепость защищала илистая протока Булак.
— А вы когда в последний раз были в Кремле? — спросила Инна.
— Я? — Данил засмеялся. — Никогда.
— Серьёзно?
— Более чем. Восемь лет живу здесь, а вот до Кремля так и не добрался. В студенческие годы были другие интересы, а потом... Да если честно, и мысли-то такой не было.
— Почему?
Данил нажал на «стоп».
— Наверное, потому, что я сразу почувствовал Казань своим городом. А кто реже всех ходит по достопримечательностям? Конечно же местные!
— Думаете?
— Конечно. Местные ходят туристическими маршрутами, когда к ним приезжают гости и их надо выгулять. Или они живут рядом, и их будничный маршрут совпадает с центральными улицами. А вот так чтобы гулять... Есть, наверное, те, кто так делает. Но это или от избытка времени, или по работе. Какие-нибудь искусствоведы.
— Или экскурсоводы, — предположила Инна.
— Экскурсоводы, как правило, хорошо знают определённый участок. Хороший экскурсовод знает много дополнительной информации о рассказываемом месте.
— Про призраков?
— И про них тоже! Кстати, мы уже доезжаем до казанской чаши, а вы не послушали про Ленинскую дамбу.
— Я переживу. Лучше расскажите мне своими словами.
— Вообще, это называется Центр семьи «Казан». Но мы называем её «Чаша». Я могу вас прикольно сфоткать, как будто вы держите в руках пиалу. Хотите? Правда, как будто дождь стал сильнее. Но туристов обычно это не останавливает, ибо когда в следующий раз?
— Действительно когда? У меня же есть дождевик. А у вас?
— У меня ветровка непромокаемая. Мне несложно.
Они вышли из микроавтобуса под дождь.
— В этом дождевике вы похожи на солнышко, — сказал Данил, когда они снова сели в машину.
— Правда?
— Абсолютная! Всё вокруг серое, а вы такая жёлтенькая и глаз радуется.
— Надо издать закон, обязывающий во время дождя носить жёлтые плащи. И будет много солнышек-фонариков.
— Точно! Как Гудвин обязал носить зелёные очки, чтобы всё было изумрудным.
— Моя любимая сказка в детстве, — улыбнулась Инна.
— И моя, — ответил улыбкой парень. — Всегда очень переживал за льва. Станет он храбрее или нет.
— А я за Тотошку, мне всё время думалось, что он убежит и потеряется.
— Ну что, поехали дальше? — Данил повернул ключ зажигания. — На этой стороне Казанки хорошо гулять. Можно спуститься к воде, покататься на самокате, сделать кучу красивых фото. Но, увы, не сегодня. Включить аудиогид? Там интересно про Казань, честно.
— Верю, но лучше послушаю вас. Жаль только, что в вашем заведении нет кофе. Что может быть лучше, чем ехать по дождливому городу в машине и пить кофе, глядя на погодное мракобесие?
— Сейчас организуем! Какой любите?
— Латте. Но, может, не стоит? Мне неудобно...
— Я хочу, чтобы Казань осталась у вас в памяти, как гостеприимный город, а не что-то серое.
Он припарковался, накинул капюшон и быстро вышел из машины. Через несколько минут вернулся с большим стаканчиком кофе. Протянул его Инне и вытащил из кармана небольшой прозрачный пакетик, перевязанный ленточкой цвета флага Татарстана: зеленый-белый-красный. В пакетике небольшой, размером с теннисный шарик круглый чак-чак.
— Угощайтесь!
— Спасибо! Это так мило.
— Чак-чак символизирует солнце, вы в своём дождевике как солнце. Раз уж на улице дождь будем самостоятельно делать солнышки.
— Спасибо вам. Ещё утром я была в плохом настроении, а сейчас улыбаюсь.
— Рад. Вы пейте спокойно, я буду медленно ехать. Наслаждайтесь моментом.
— Спасибо.
— Здесь у нас аквапарк Ривьера. И гостиница. Когда был чемпионат по футболу, в ней не было свободных мест, хотя она не из бюджетных. В 2010 году журнал Форбс включил «Ривьеру» в число самых примечательных аквапарков мира, а в 2011 году он получил награду какую-то престижную награду. Раньше сюда постоянно приезжали автобусы из Нижнего и Самары. Сейчас, мне кажется, уже меньше. Наплавались, похоже.
— А вы там были?
— Нет, — хохотнул парень. — Вот такой я странный тип: считаю Казань своим городом, а сам нигде не был. Но я всё наверстаю и в следующий ваш приезд расскажу всё сам, без аудиогида.
— Обещаете?
— Конечно! А это Миллениум. Вантовый мост, самый высокий мост в Казани. Он пересекает реку Казанку, соединяя улицу Вишневского с проспектом Амирхана и являясь частью Малого Казанского кольца. Главная особенность моста — пилон в виде буквы «М», имеющий более 45 метров в высоту и 64 метров в основании. Под каждой из половинок пилона проходят проезжая часть с тремя автомобильными полосами и изолированный пешеходный тротуар.
— Вам можно не включать аудиогид, — засмеялась Инна. — Очень уж заученно вы всё сказали.
Данил засмеялся в ответ.
— Да, слово в слово. Сам не заметил, как выучил.
— А что скажете о Миллениуме своими словами?
— Иногда его в шутку называют «линолеум». Возможно, потому что созвучно со словом «миллениум», а некоторые утверждают, что было время, когда была открыта только одна сторона дороги, и транспорт проезжал под половинкой. Визуально это похоже на букву Л, так и появилось такое прозвище. С правой стороны — парк Горького. С левой — Арское кладбище. А сейчас мы заедем в историческую часть Казани.
Данил продолжал рассказывать о Казани. Дождь всё не прекращался, но теперь оба не замечали его. Даже дома не казались больше серыми.
— Наш маршрут подходит к концу, — сказал Данил. — Надеюсь, вам понравилось.
— Очень понравилось! Вы прекрасный экскурсовод.
— А мне жаль с вами расставаться, — искренне сказал Данил. — Вы когда уезжаете, может, я провожу вас?
— В ближайшее время не планирую уезжать, — улыбнулась девушка.
— Так вы в командировке? — радостно воскликнул Данил.
— Нет, я здесь живу!
— Не понял... — Данил успел припарковаться и теперь внимательно смотрел на девушку.
— Я живу здесь. Мы даже проезжали мимо моего района: рядом со сквером Стамбул.
— Я всё равно не понимаю...
— У меня последние дни отпуска, а тут зарядил дождь. Я разозлилась и решила съездить за вкусным чаем. А тут вы с экскурсией... Ну я и согласилась.
— А я думал вы в подарок чай покупаете. Обычно там много туристов.
— Да, но там на самом деле очень вкусные чаи, и продавец разбирается в травах. Я один раз покупала у неё травяной сбор.
— Получается — это ты должна была проводить мне экскурсию, а не я тебе, — Данил незаметно перешёл на ты.
— Нет, я тоже не из Казани. Мы переехали сюда, когда мне было десять. Так что на пять лет дольше твоего живу в Казани. Но... в Кремле я была. И не один раз. И в аквапарке.
— Забавно получилось. А я сегодня мучался оттого, что туристов совсем нет. Первое сентября же, все в школе. А тут ещё ливень не прекращается. Ну кому захочется выходить на улицу? Вот я и позвал тебя, хотя, если честно, в шутку. Не думал, что согласишься.
— В обычное время я и не согласилась бы. А тут отпуск кончается, а я не успела никуда съездить и как-то обидно стало.
— А куда хотела поехать?
— В Раифу, в Свияжск и Болгары. Но куда под таким дождём?
Данил на несколько секунд задумался, словно над чем-то раздумывая. А потом предложил:
— Я завтра отдыхаю. Поехали в Раифу? У меня есть большой зонт, и я сегодня же куплю жёлтый дождевик. Если солнце прячется от нас, то мы сами станем солнышками.
Инна не стала долго размышлять и согласилась:
— Поехали! Такие дождевики продаются в Альпари. Там есть ещё зелёный и красный.
— Я хочу жёлтый, как у тебя. Слушай, получается, ты сейчас не торопишься?
— Не-а, до третьего числа я совершенно свободна.
— А давай тогда вместе катать туристов?
— Так их же нет, — засмеялась девушка.
— Нет... А мы подождём! В конце концов, это так приятно — сидеть в тёплой машине, пить кофе и смотреть на дождь. Правда?
Небо оплакивало ушедшее лето. Ветер старательно прогонял тучи, но не мог справиться с задачей — туч было слишком много. Город был серым, мрачным и слишком мокрым. Но так кажется, только если лето закончилось внутри тебя. А для тех, у кого внутри светит солнышко и есть жёлтый дождевик время года значения не имеет. Погода может измениться в одночасье, даже если «ничего не предвещало». Так и важная встреча может случиться, когда её совсем не ждёшь.
~~~~~~~~
Сегодня получилось и чуть-чуть экскурсии и чуть-чуть сентября и чуть-чуть романтики. Всего по капельке для нашего классного настроения.
Всем хорошего воскресенья, месяца и осени в целом. И обязательно вкусного кофе ☕
Рассказы месяца - СЕЗОН 1
Рассказы месяца- СЕЗОН 2
Рассказы месяца - СЕЗОН 3