Найти тему
Мира

Кто такой дирижер?


Когда мы слышим пение хора, создается впечатление, что это единый организм, которым управляет дирижер. Это человек, который почему-то стоит в середине сцены спиной к зрителям и размахивает руками. Что он делает и какова его функция не очевидно. Как он управляет хором?
Для начала нужно разобраться с тем, что такое хор. Есть ансамбли до 14 человек – это в кавычках мини-хор. А полноценные хоры бывают мужские, женские и смешанные, которые делятся на партии низких и высоких голосов. Посмотрим, как выглядит женский хор. Вот Вы в качестве зрителя сидите в зале, спиной к Вам на сцене стоит дирижер и перед ним стоит хор, состоящий из двух рядов певцов. Первый ближний ряд предназначен для высоких голосов, а второй задний ряд - для низких. По левую руку на первом ряду стоят представители самого высокого женского голоса – первое сопрано, за ними второе сопрано с не настолько высоким голосом. По правую руку дирижера на первом ряду расположены певцы с низким голосом – первый альт и на втором ряду, обладающие самым низким женским голосом - второй альт. Каждая партия имеет свой вокальный диапазон. Также и мужской хор различается на бас, баритон и тенор и на партии в хоре.
Исполняя произведение, каждая партия имеет свою мелодическую линию и сочетаясь вместе с другими мелодиями и голосами, образуется аккордовая вертикаль. Один аккорд – это собрание нескольких нот одновременно, что создает объемное звучание с характерным эмоциональным окрасом. Когда мы слышим тонику – это вызывает ощущение стабильности, минорный септаккорд, например, говорит о грустном настроении и некоем продолжении – чувствуется незавершенное действие и т.д. Вот когда возникает последовательность аккордов и получается хоровая музыка. Обычно хор исполняет произведение под сопровождение оркестра или просто рояля, но может петь и акапелла – без сопровождения музыкального инструмента.
Для того чтобы выстроить эту вертикаль, требуется управление дирижером. Всегда понятнее объяснять на примере, поэтому представьте, что Вы человек с музыкальным образованием и организаторскими способностями. Приходите, например, в музыкальный колледж, где обучаете студентов. Это очень важно, потому что взрослые сложившиеся профессионалы или наоборот работа с детским хором – это совершенно разный подход и затрачиваемое количество усилий. Заходите Вы в репетиционный зал. Часто он же предназначен и для выступлений. Важно проводить репетиции в помещениях с хорошей акустикой, поэтому они должны иметь простор как в ширь так и в высь. Замечали, как полетно звучит голос в храмах – все дело в вокальных данных и акустике.
Начинается репетиция с распевок – это упражнения, позволяющие «разбудить» голос и настроить голосовой аппарат на рабочий лад. Также будится голос и на занятиях по вокалу – перед тем как петь нужно разогреться. Распевки одновременно являются упражнениями, настроенными на конкретную задачу. Например, на умение очень медленно выдыхать воздух при пении – это позволяет петь длинные музыкальные фразы и, соответственно, можно браться за сложные арии. Повторюсь, распевок много и обычно в начале репетиции им отводится около 15 минут времени.
Затем начинается работа с самими разучиваемыми произведениями. Репертуар может быть разным, но охватывает четыре основных вида произведений: классические – произведения известных композиторов прошлого; песни наподобие «Вечерний звон», «Синенький скромный платочек», романсы, которые на слуху у разных поколений людей; церковные песнопения; джазовые композиции наподобие творчества Гершвина. Как Вы видите, репертуар песен может быть огромен и в принципе для любой песни можно сделать аранжировку для хорового исполнения. Репертуар студенческого хора обычно состоит из пяти - шести произведений для трех месяцев, затем разучиваются новые.
Когда Вы приступаете к разбору произведения, все открывают нотные партии, где, соответственно, указаны ноты и слова. Сначала прогоняется все произведение, чтобы понять отправную точку – насколько хорошо в целом слушается произведение на данном этапе. Для студенческого хора первоначальное качество звучания прямо скажем не очень и этому есть объективные причины.
Хоры различаются по количеству человек, но мы возьмем относительно стандартный хор музыкального колледжа численностью 30 – 35 человек. В каждой партии разделенной по голосам присутствует от 6 до 10 певцов и всего таких партий 4 в женском хоре. После того как в целом дирижер прослушал произведение, он начинает разучивать его по партиям, то есть свою музыкальную линию поет только одна группа людей, а все остальные в это время молчат и слушают корректировки дирижера.
Тут начинается все самое интересное, потому что даже эти 6 - 10 человек должны петь в унисон, т.е. синхронно и чисто интонационно. Из этих нескольких певцов один действительно подготовился и выучил мелодию и слова, второй даже не заглядывал в ноты, третий старается, но фальшивит, четвертый не выспался и хочет быстрее пойти домой, пятый влюбился, шестой хочет есть, седьмой тоже действительно в процессе и старается и т.д. – у каждого свои причины выкладываться на репетициях или нет. Если рассматривать хор мальчиков, то присутствует совсем непредсказуемый фактор как ломка голоса и этот период можно только переждать, не нагружая сильно голосовой аппарат. Задача дирижера в том, чтобы все ученики свои мысли оставили и сосредоточились на выучивании и отшлифовке своей партии и произведения в целом.
Что значит отшлифовка? Дело в том, что выучить только ноты и слова совсем недостаточно. Есть еще разные вокальные данные. Например, если один фальшивит, то ровного звука в партии не получится. Дирижер должен вычленить, кто неверно поет. Для этого каждого певца в отдельности прослушивают. Обычно неприятно для студентов одному из 30 – 35 человек петь, если знаешь, что интонационно неправильно поешь, но что поделать - без такой проработки унисона не получится. Когда понятно кто фальшивит, его меняют местами в партии и ставят между двумя правильно поющими, чтобы они с обеих сторон пели правильно мелодию – тогда и фальшивящий будет невольно подстраиваться под их пение. Таким образом достигается интонационное единство.
Есть еще ритмическое единство, где вступление, окончание музыкальных фраз, исполнение вперемешку с другими партиями с отличающимся ритмическим рисунком должно быть четко по времени соблюдено всеми певцами. Если сложная композиция или часто присутствует «ломаный» ритм, как, например, в джазовых произведениях, то понадобится не одна репетиция, чтобы звучание стало точным.
Это мы разобрали работу дирижера только на примере одной хоровой партии из 6 - 10 человек, а руководителю требуется организовать все 30-35 певцов. Обычно для студенческого хора с репертуаром из 5 композиций нужно 2-3 месяца репетиций.
После того как звучание стало «чистым» наступает новый этап – добавление художественных элементов. Благодаря им передается характер произведения, заложенный композитором и поэтом. Нельзя же игривое веселое произведение петь медленным грустным голосом, так же, как и петь без привязки к смыслу слов. Этот этап уже можно считать творческим, потому что ученики выучили слова, мелодию, голосовой аппарат приноровился к исполнению своей вокальной партии. Теперь юные певцы могут не так сильно задумываться о технике исполнения и направить свое внимание на дирижера.
То, что зритель иногда воспринимает просто за размахивание руками для подбадривания хора, на самом деле является душой хора. Каждый жест дирижера имеет значение. Руководитель знает, как должно звучать произведение в целом и в процессе показывает жестами как именно сейчас нужно спеть. То есть это и итог работы многих репетиций и работа здесь и сейчас уже в процессе выступления. Когда и какой партии вступать, насколько громко или тихо петь, быстрее или распевнее, какой длины будет пауза и многое другое решает только дирижер. После немалого количества часов репетиций хор в парадных костюмах красиво исполняет свой репертуар и зрители ему аплодируют.
Могу сказать, что самым сложным хором является коллектив из подростков. В силу физических изменений, неокрепшей психики, нежелания прилагать усилия к обучению, неспособности концентрировать внимание долгое время, курения втихаря от родителей и педагогов, что влияет на голосовые связки - работа с подростками на уровне взаимодействия и тренировки их вокальных данных является сложной. Обычно недисциплинированных учеников отчисляют, потому что часто и по другим предметам учатся они не важно, а хор – это в первую очередь единство и дисциплина. Невозможно «собрать» произведение, если приходят на репетиции когда хотят, периодически отсутствуют, не знают партии и прочее несерьезное отношение. Так как певцов много, их нужно организовать.
И еще одной особенностью, отличающей взрослый хор от юношеского является молодость голоса. Если одно и то же произведение оба хора будут петь, то итог скорее всего будет у обоих красивым, но мы же слышим как звучит голос шестидесятилетнего человека и шестнадцатилетнего. Молодость меняется на опыт и многие вокалисты признавались, что, несмотря на свое нынешнее мастерство, они вспоминают звучание своего голоса в молодости и им сам звук чужих молодых голосов больше нравится.
Совершенно другое отношение у взрослых людей! Это не работа, а мечта! 30 взрослых профессиональных певцов с опытом, красивыми голосами, навыками владения голосовым аппаратом. Начнем с того, что это ответственные люди, которые несколько десятков лет занимаются своим делом и не планируют менять специальность. Они уважают труд дирижера и приходят вовремя на репетиции, им не нужно объяснять, как и зачем учить партии и их квалификации достаточно для пения «с листа», то есть когда видишь нотный текст впервые и можешь сразу его спеть правильно. Голоса красивые и певцы, уже не задумываясь, знают, как достать высокую ноту, как спеть бархатисто в нижнем регистре, как четче выговорить текст речитативом и многое другое, что является уже само собой разумеющимся. И вот с такими специалистами можно сразу учить произведение, отрабатывая не «технические» моменты, а создавая художественный образ. Именно на выступлениях «взрослых» хоров люди плачут на концертах и кричат после «Браво».
Конечно, дополнительным фактором являются семьи певцов, потому что нет желания повторно репетировать – лучше с первого раза прекрасно спеть как решил дирижер, потому что нужно детей из садика забирать. А также для большинства музыкантов их профессия – это единственное что они умеют в жизни. Допускается, что зарабатывая голосом, кто-то поет еще в церковном хоре, кто-то подрабатывает в ресторане, кто-то ещё умеет хорошо играть на фортепиано, а кто-то готов уйти в преподавательскую деятельность, Но в целом все связано с музыкой и редко у кого есть дельные хобби в радикально другой области.
Есть дирижеры, предпочитающие работать с детскими хорами, потому что любят детей: у ребят еще не наступил пубертатный период и они могут на короткое время сконцентрироваться и внимание будет максимальным. Им что скажешь то они и будут делать. Главное, чтобы детям было интересно и этому способствует симпатия к педагогу и обучение в форме игры. Когда устают от монотонности можно поводить хоровод и от физической активности дети взбадриваются; разные конкурсы и вырезанные из картона енотики и прочая милота очень им нравятся и дети с удовольствием ходят на хор. Что особенно хорошо – это тонкие пронзительные очень звонкие детские голоса. С такими чистыми голосами легко работать.
В целом организаторская и творческая функции дирижера понятны. Для этой работы важно обладать данными качествами, потому что даже умея спеть фрагмент произведения для примера хору, умея сыграть на рояле хоть всю композицию, но, не приведя к единству коллектив - результата не получится. А из выступлений складывается репутация дирижера. Могу с уверенностью сказать, что крепкое не только психическое, но и физическое здоровье просто обязательно и по сути эта работа для мужчин. Моим дирижером была женщина и у нее точно были и лидерские качества и в целом мужской характер.
Если Вы находитесь в периоде выбора профессии, при наличии запаса времени, можно уделить один год подготовке к поступлению: походить в колледж, присмотреться к атмосфере, познакомиться с педагогами, обязательно поприсутствовать на занятиях хором. Это важно, потому что каждая сфера деятельности накладывает отпечаток на людей и даже сама обстановка разная. Вы заходите в музыкальный колледж, а там совсем не тихо: с одной стороны группа людей поет какое-то неизвестное Вам произведение, учатся студенты разных отделений, поэтому на нижнем этаже кто-то играет на баяне, из каждого класса доносятся пассажи на фортепиано или поющий голос и сначала это некая какофония звуков. Во время моего студенчества подруги, обучающиеся на экономическом, юридическом, филологическом факультетах, приходили для интереса ко мне в колледж пообщаться и у всех возникало ощущение хаоса звуков. Двое признались, что не смогли бы «в таком дурдоме» находиться. Еще одним подтверждением являлся педагогический институт, где у нашего коллектива было выступление. Мы в столовой сидели за обедом и по голосам пели песню из репертуара. Звучало красиво, как нам казалось, но потом одна одногруппница заметила, что мы не одни в столовой и есть студенты других факультетов. То есть нас было около пяти человек и мы как само собой разумеющееся воспринимали пение, потому что мы 4 года этому обучались и всегда вокруг себя слышали или музыку, или пение, или звуки инструментов. Это та самая профессиональная деформация, о которой замечают со стороны.
Для ощущения реалий музыкальной жизни будет замечательно окунуться в эту атмосферу и принять для себя решение о поступлении на дирижерско-хоровое отделение или поиск другой профессии. Желаю Вам сделать для себя правильный выбор!