"Молитва есть общение и единение человека с Богом", - говорил св. Иоанн Лествичник. И, конечно же, понятно, что верующий человек не может жить, не молясь! Однако многие отцы Церкви Христовой не советуют брать на себя подвиги длительных молитв. Почему так?..
Схиигумен Савва Псково-Печерский советовал мирянам: "В течение дня везде, при каждом деле молись краткими молитвами". И святитель Димитрий Ростовский говорил о том, что обычному человеку, живущему в мире, лучше «учиться молиться кратко, но часто». Почему так?
Такие советы умудренные опытом отцы Церкви дают не для того, чтобы плохо сказать о возможностях или молитвенных способностях мирян, а для того, чтобы предостеречь их от опасности, бесовских искушений и полного духовного охлаждения!
- Любой священник может подтвердить, что история, когда человек, придя в храм и делая первые шаги к Богу, на волне духовного подъема, с горячим сердцем, начинает бесконечно молиться, поглощать духовную литературу, выстаивать долгие службы, увеличивать свое ежедневное молитвенное правило чуть ли не до монашеских размеров... А потом наступает пресыщение, усталость, духовное истощение. И человек оставляет всякое духовное делание, бросает молитву полностью и иногда даже уходит из храма.
Недаром говорят, что лучше "недомолиться", чем "перемолиться". Звучит несколько упрощенно, но суть верна.
"Опыт и практика длинных молитв для человека слабого - а мы должны признаться в некоторой слабости своей - и для живущего в миру, среди всяких обязанностей, бывает сложна и опасна. Перемолившийся чокается и бывает в тягость себе и окружающим. Он поднимает вес, несообразный его силам, и ломает себе руки, ноги, позвоночник, и приходит в негодность.
Поэтому перемаливаться нельзя!" - сказал протоиерей Андрей Ткачев.
Дорогие братья и сестры! Священник Евгений Подвысоцкий, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери ст. Ясенской Краснодарского края, ежедневно совершает молебны. По праздникам совершаются Богослужения. Если у вас есть молитвенные нужды, то пишите записки о здравии и об упокоении ваших близких на WhatsApp!
Человеку, который начинает свой духовный путь, важно учиться молиться часто, но понемногу.
Есть ежедневное молитвенное правило - утренние и вечерние молитвы. Иногда даже это малое правило начинающему христианину бывает трудно выполнять. Потому что если человек никогда в жизни даже "Господи, помилуй!" не произносил, то для него и 15-20 минут чтения молитв могут ощущаться просто неподъемными! И священнику важно учитывать духовное состояние, возможности и особенности человека, прежде чем регулировать его молитвенное правило!
- Лучше идти потихоньку, по чуть-чуть, постепенно увеличивая количество ежедневных молитв, чем начинать сразу помногу молиться, изнемогать, а потом совсем забросить молитву.
Можно читать утреннее и вечернее правило, а в течение дня молиться краткими молитвами, но часто. Читать Иисусову молитву, "Богородице Дево, радуйся!", "Отче наш", повторять простое "Господи, помилуй" и т.д. И постепенно человек будет укрепляться, возрастать духовно, и можно будет добавлять и другие молитвы. Например, чтение Псалтири, акафистов, канонов и т.д.
А еще не стоит забывать, что нечистые духи никогда не дремлют! Человек, который никогда не молился, а потом вдруг начинает молиться долго, постоянно, "наваливая" на себя все новые и новые молитвенные правила, может не только "выгореть" духовно, но и навлечь на себя бесовскую брань и множество искушений, к которым он абсолютно не готов.
Это не значит, что нужно вообще не молиться, чтобы "бесы не нападали". Просто нужно подходить ко всему с разумением, не торопиться и не брать на себя неподъемные для мирянина (тем более - новоначального) подвиги.
Горит сердце и хочется постоянно быть с Богом? Прекрасно! Молитесь кратко, но часто! Иначе есть риск того, что через месяц-другой сил и желания не будет не то что на долгие молитвы, но и вообще хоть на какие-то из них. Таким путем можно и совсем забросить и храм, и веру, и попытки жить духовной жизнью...
Умудри Господь!