Лето - это беспечное и весёлое время...
Лето это каникулы...
Лето - это закадычные друзья...
Лето - это сбитые локти и коленки
Лето - это море впечатлений...
Лето - это сочные фрукты ...
Лето - это щёки в арбузном соке...
Лето - это комары, пчёлы и мухи...
Лето - это большие и маленькие путешествия...
И конечно же лето - это бесконечные игры на свежем воздухе...
Сегодня мы с летом прощаемся)
Завтра к нам постучится сентябрь...
Но это завтра)
А сегодня у нас лето...
Много лета...
И много летних воспоминаний)))
Лето тем и хорошо, что можно играть на свежем воздухе сколько душе угодно...
Игр и затей для этого выдумано придостаточно.
Сегодня мне захотелось собрать в одной статье игры разных лет и поколений, в которые играли наши родители, мы и теперь играют наши дети)
Начать хочу с активных игр советского времени.
Я чуть младше этого поколения, поэтому спросила свою маму и супруга во что играли они во дворах)
Вот, что мы смогли вспомнить:
*Считалки
Первое, с чего начиналось большинство детских групповых игр - это считалки.
Все я конечно не помню, но некоторые всё же напишу.
Игроки выставляют свои кулаки и кто-то один начинает счёт:
Стук стук стуманэ,
Абель фабель друманэ.
Ики пики граматики.
Ин клин прячь один.
На ком считалка остановилась, тот убирает один кулак.
Водящий тот, чей кулак останется.
На златом крыльце сидели
Царь-царевич, король-королевич
Сапожник, портной
Кто ты будешь такой?
Выбирай поскорей, не задерживай добрых и честных людей!
Вышел месяц из тумана
Вынул саблю из кармана
Буду резать, буду бить
Всё равно тебе водить.
Когда вода есть, можно начинать игру.
*Штандр
Смысл игры такой, что все игроки концентрируются вокруг водящего. Водящий подкидывает маленький мячик и подбрасывает его вверх с возгласом "Штандр Например Алла!"(имя одного из игроков).
В это время игроки рассредотачиваются по сторонам оговоренной или очерченной площадки, а водящий пытается мячиком попасть в названного игрока.
Если водящему удаётся это, то водой становится тот, в кого попал мяч.
Если водящий не смог попасть в цель, то он повторяет всё заново, только называет другое имя.
*Змей Горыныч
Игра происходит в двух беседках или чём-то подобном)
Назначается Змей Горыныч - водящий.
Остальные - потенцеальные невесты Горыныча или его слуги(если в игре есть и мальчики).
Змей Горыныч занимает одну беседку, остальные вторую.
Как только девочки и мальчики выходят из своей беседки, задачей Горыныча становится поймать себе пленных.
Заприметив Горыныча игроки стараются укрыться в своей беседке, кто не успевает - становится пленником Горыныча
Горыныч выбирает из своих пленных стражу, а среди девочек - невесту.
Пленники могут пытаться сбежать из плена.
чем больше в игре участвует игроков, тем сюжетнее выходит игра.
У невесты тогда будут родители на той стороне, братья, сёстры, подружки. Они плачут, не хотят отдавать её за Горыныча замуж, пытаются вызволять её.
В общем, можно разыграть целую драмму, которая затянется на долгое время...
*Вышибало
Все дети делятся на две команды.
Считалкой или жеребъёвкой разыгрывают, у какой команды мяч и кто будет начинать игру)
Игроки занимают позиции с двух сторон игрового поля.
Задача игроков выбить как можно больше соперников.
Если в тебя попал мяч соперника, ты выходишь в центр.
Выбитый игрок может вернуться в команду в двух случаях:
^Если в него попал мяч от игрока из его команды)
^Если он сам перехватил мяч, вне зависимости с какой стороны его бросали)
Если же в выбитого игрока, стоящего в центре попадает мяч от соперников, то игрок переходит к ним в команду.
Длительность игры и способ зачёта результатов определяется игроками до начала игры.
Можно играть до последнего игрока в команде, можно играть по времени и потом подвести итоги по количеству оставшихся в команде игроков и наверное, как угодно ещё.
*Банки
Из консервных банок создаётся сооружение произвольной конструкции и палкой-битой кидают в это сооружение.
Кто больше свалит банок и, соответственно, наберёт больше очков, тот и победитель!
*Я знаю...
Это игра со скакалкой.
Перед началом игры игроки совместно назначают 10 классов сложности.
Например, первый класс - я знаю 5 имён девочек, второй класс - 5 имён мальчиков. И так далее до десятого класса.
Это могут быть названия городов, рек, марок автомобилей, пород собак и чего угодно ещё.
Уровень сложности зависет от эрудиции игроков и их возраста.
Когда условия назначены, можно начинать игру.
Начинают все с первого класса.
Первый игрок получает скакалку и начинает сдавать экзамен.
Игроку нужно одновременно прыгать на скакалке и выполнять задание - и не запутаться ни в том, ни в другом.
Игрок прыгает на скакалке и говорит:
Я знаю пять имён девочек.
Маша раз.
Вика два
Юля три
Наташа четыре.
Оля пять.
Если всё получилось игрок продолжает выполнять задание второго класса.
Например называет 5 городов и прыгает через скакалку.
И так, пока не собъётся или не дойдёт до десятого класса.
Если игрок ошибается, допустим, в 5 классе, он передаёт прыгалку другому игроку и он пытается сдать так же поочерёдно экзамены каждого класса.
Потом, когда очередь возвращается, игрок сдаёт экзамен того класса, до которого дошёл в прошлый раз.
И так, пока кто-то из игроков не дойдёт до конца!
Наверняка есть и ещё множество игр советского времени и я буду очень рада, если вы напишете о них в комментариях)
А мы тем временем начнём вспоминать игры 90-х.
Это моё время, это моё детство и те игры в которые играли чаще всего мы.
В 90-х считалка "На златом крыльце сидели" немного модифицировалась...
Помните этот вариант?
На златом крыльце сидели
Мишки Гамми
Том и Джерри
Скрудж Макдак и три утёнка
А водящей будет Понка!
Игры тоже многие перешли из советского времени.
*Прятки
Я поставила эту игру в своё детство, однако справедливым будет назвать эту игру - игрой на все времена!
Я думаю, нет смысла описывать правила игры. Они известны всем.
А вот приговорочки к этой игре, возможно, в каждой местности и у каждого поколения свои.
Я помню такие:
&Пила-пила, лети как стрела - это когда водящий далеко и можно домчать до места назначения, застукаться и произнести заветные слова "Тук-тук сам за себя".
&Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор - это когда водящий по близости и выдавать себя нельзя.
&Шишки-шишки, я на передышке - это когда кто-то внепланово выбывает из игры, на время или насовсем.
А самый популярный способ отмерить время для пряток это сказать:
Я считаю до пяти
Не могу до десяти
Раз два три четыре пять
Я иду искать
Кто не спрятался, я не виноват!
*Море волнуется...
Думаю, многим эта игра тоже известна очень хорошо.
У нас в неё играли так.
Водящий говорит слова:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Все игроки должны застыть в определённой позе на 10 секунд, задача водящего справоцировать пошевелиться не дотрагиваясь до игрока.
Кто не смог сохранить неподвижность, становится водой)
*Классики
Тоже фаворит всех времён и поколений.
Сейчас почти везде асфальт и у детей много цветных мелков.
У нас была земля, палки и камни.
Хорошо было играть, когда земля влажная и классики, исполненные палкой на земле не стирались.
Бросали в клеточки камешек. Лучше всего ценилась щебень, поскольку камень небольшой, но довольно-таки тяжёлый.
*Садовник
Признавайтесь, помните эту приговорку?
Я садовником родился, ни на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме...
Это ведущий говорил, а остальные загадывали себе цветок и с замиранием сердца ждали, кого назовёт садовник.
Как только из уст садовника вырывалось название цветка, та самая роза, астра или герань должна была бежать со всех ног, чтобы садовник её не поймал)))
Если поймал, то цветок становился садовником)))
*Светофор или цвета
На земле всё той же палкой чертилась граница.
Потом путём считалки или жеребъёвки - в наше время уже иногда использовали"Камень, ножницы, бумагу" - выбирали водящего.
Водящий становился на границе и задумывал определённый цвет.
Задача игроков состояла в том, чтобы преодолеть границу.
Если на одежде игрока находился нужный цвет, загаданный водой, то проблем нет - просто проходи на другую сторону.
Если цвета нет, задача усложнялась и нужно было проявить ловкость, чтобы перебежать на другую сторону.
Кому это не удавалось и он оказывался задержанным водой, то соответственно он становился водой, а вода переходил в игроки.
*Съедобное-несъедобное.
Эта популярная игра с мячом, думаю, покорила не одно поколение детей.
Правила простые.
Ведущий бросает мяч и называет предмет.
Если он съедобный, его нужно поймать, если нет - отбросить.
Кто ошибается, идёт водить.
Здесь всегда много шуток и смеха было...
Типа Антон съел горшок, Лариса проглотила мыло и так далее...
*Выше ножки от земли
За эту игру нас нередко журили местные бабушки-соседки.
Им не нравилось, когда мы натаскивали на лавочки много грязи с обуви, ведь суть игры заключается в том, чтобы поднять ножки от земли и не быть полаченным.
Если на одной высоте, например той же скамейке, оказывались двое одновременно, водящий мог подойти и полатить одного со словами:
-Две белки на одной стрелке)
*Спутанные нитки
Играли в такое, припоминаете?
Это когда все игроки становятся в круг и берутся за руки.
Ведущий уходит или отворачивается, чтобы не видеть происходящего дальше.
В это время игроки не расцепляя рук запутываются между собой подлезая под руки друг друга или переступая ногами.
Когда из круга получается хороший запутанный клубок игроки начинают кричать:
-Бабка, бабка, нитки рвутся!
Бабка возвращается и её задача распутать игроков так, чтобы руки их остались сцепленными, то есть не порвать нитки.
*Знамя
Для этой игры нужен оперативный простор - поляна или спортивное поле.
Поле разделялось чертой пополам и каждая команда устанавливала на своей половине знамя.
Знамя это тоже обычная палка, очерченная кругом, диаметром примерно метр.
Задача команд уберечь своё знамя, а знамя противника выкрасть.
На территории противника - за отчерченной чертой, бегать было опасно, тебя могли поймать, что приравнивалось к устранению и выбыванию из игры.
Выигрывает та команда, которой удалось захватить чужое знамя и сохранить своё!
Уверена, что и в этой категории игр гораздо больше и вам будет, что добавить в комментариях)
И вот теперь самое интересное)
А во что же играют современные дети на улицах и играют ли?
Об этом я решила распросить своих мальчишек.
Егор поведал мне об игре "Три поросёнка"
В игре два волка и остальные поросята, а так же четыре домика.
Домики можно обозначить условно кругами.
Домик - это место, где поросёнок может спрятаться, но не более, чем на минуту. Через минуту волк сдувает домик и недосягаемость исчезает)
Тех, кого волки ловят, из игры выбывают.
Последний поросёнок, которого волки не смогли поймать становится победителем!
Пока писала Егор ещё вспомнил игру "У медведя во бору...".
Для этой игры тоже нужен оперативный простор.
Поле делится на две части - одна часть лес, принадлежащий медведям, вторая часть пространство людей, где они могут не опасаться дикого зверя)
Считалкой назначается два медведя и они отходят на край поля - в чащу леса.
Остальные игроки начинают потихоньку заходить натерриторию медведей со словами:
-У медведя во бору грибы-ягоды беру,
А медведь не спит, всё на нас рычит...
После слов "рычит" медведи выбигают и начинают ловить игроков.
Кто не успел убежать из леса - за условную линию, тот становится медведем.
С каждым пойманным игроком собирать ягоды и грибы становится сложнее, так как медведей прибавляется...
Выигрывает последний игрок, которого медведи не смогли захватить!
Так же Егор припомнил "Жмурки".
Думаю, правила тут известны всем и эта игра не слишком изменилась с годами.
В наше время, кто-то выносил шарф и целая комиссия недоверчивых проверяла его на просвечиваемость.
Егор сказал, что и сейчас так же.
Дальше всё просто, водящий должен с завязанными глазами ловить игроков, которые хлопками, топанием и звуками привлекают внимание к себе.
Про игру Чай-чай, выручай, поведал Юра.
Выбирается вода, остальные игроки.
На каждых пять игроков назначается 1 водящий, то есть если играют 12 детей, то в игре будет два ведущих и 10 игроков.
Игроки бегают по полю, задача ведущих "посалить" как можно больше игроков.
"Посалить", значит касанием руки остановить игрока.
Игрок с этого момента должен стоять неподвижно до тех пор пока на его клич отзовутся подвижные игроки.
Кричать нужно:
-Чай-чай, выручай!
Выручить так же друга можно касанием, однако при этом нужно, чтобы и тебя самого "не посалили".
Так же современные дети хоть и редко, но всё же играют в прятки, классики, выше ножки и другие игры нашего времени.
И это здорово!
Спасибо всем, кто в этот прекрасный и немножко грустный денёк уходящего лета понастольгировал вместе с нашей семьёй и вспомнил своё детство с любимими забавами лета!