Найти тему
Лукинский I История

Падение с неба: почему Ту-144 было некуда летать?

Взлетевший в небо над Жуковским самолет Ту-144 был инженерным триумфом, а точнее триумфом ОКБ Туполева, сумевшего при минимуме компьютеризации и опыта СССР с быстрым сверхзвуком создать самолет будущего. Кремль требовал, чтобы Ту-144 был лучше Concorde и быстрей взлетел. И если второе удалось, то с первым были проблемы. (А ссылку на начало вы найдете в конце статьи).

С каждым новым кругом в небесах становилось очевидным, что авиалайнер был русской матрешкой с ворохом недостатков, накопленных в ходе агрессивной разработки за 5 лет. Это и привело к череде неудач для 16 экземпляров, и эти неудачи поставили под сомнение саму сверхзвуковую авиацию в СССР.

Компромиссов в советском лайнере было предостаточно и удобства для пассажиров ушли на второй план. В частности двигатели не имели реверсоров тяги, поэтому на Ту-144 выстреливались парашюты как на боевых МиГах, замедляющие самолет при посадке. И ваши тела мгновенно вжимало в кресла как будто вы космонавты.

салон Ту-144 был тесным и неудобным
салон Ту-144 был тесным и неудобным

Благодаря четырем неподходящим для Ту-144 реактивным двигателям Кузнецова с постоянным форсажем (Concorde включал форсаж лишь на взлете) и шумящему кондиционеру, чтобы вывести сильный жар возникающий от трения на сверхзвуке, в салоне самолета было чудовищно шумно. А чтобы Ту-144 обслуживать, приходилось отправлять с пассажирами техников.

Перспективы использования Ту-144 также не внушали оптимизма. Основные деньги "Аэрофлот" зарабатывал на международных полетах, все что внутри СССР было убыточно и дотировалось за государственный счет. Но международные правила воздушных перевозок запрещали сверхзвуковые полеты над городами и селами.

И если франко-британский "Конкорд" справлялся с этим за счет близости океана и надводным полетом, у сухопутного СССР было мало шансов. Единственные варианты были убыточными внутри страны, Москва-Алма-Ата, Москва-Хабаровск не могли сделать Ту-144 экономически выгодным. К тому же в СССР не было рок-звезд и бизнесменов, готовых переплатить за время и скорость. А были трудящиеся на зарплате.

Салон Concorde меньше на 1 кресло, и было покомфортней
Салон Concorde меньше на 1 кресло, и было покомфортней

Надо сказать, что Конкорд тоже был убыточным и так и не смог окупиться, окупить самолет с расходом 10 тонн топлива в час в принципе невозможно. Но такой расход топлива ограничил и дальность полета - при отсутствии подходящих аэропортов дозаправки, Ту-144 мог лететь лишь из конца в конец.

Безусловно, экономики СССР хватило бы, чтобы дотировать его полеты до 1991 года, в качестве символа национальной гордости и престижа. Но серия печальных событий прервала его полет.

Парижский авиасалон 1973 год - главное событие мировой авиации в аэропорту Ле-Бурже, должен был стать великолепным впечатляющим дебютом первого сверхзвукового лайнера в мире, первой встречей с конкурентом "Конкордом" и первыми в истории заказами на Ту-144. Два самолета, конструкторы, и чиновники прибыли на аэродром, готовые восхищать толпу.

Concorde (слева) и Ту-144 вместе
Concorde (слева) и Ту-144 вместе

Авиасалоны, подобные Ле-Бурже, кроме торговых сделок и шпионажа предполагают демонстрационные полеты образцов и на парижской выставке они шли в выходные дни в конце недели. И Concorde, и Ту-144 выполняли рекламный взлет 2 и 3 июня, эти полеты были тщательно продуманы, чтобы поразить всех. Великолепный театр, где стальные гиганты гарцевали в небе.

Премьера Concorde в субботу была драматичной и впечатляющей: низкие ревущие проходы, набор высоты на полном форсаже и посадка, при которой для полной остановки использовались реверсоры тяги, а не парашюты, как у "Туполева".

-4

Экипаж летчиков-испытателей Ту-144 был самым опытным в ОКБ Туполева. Я не знаю лучше другого пилота, чем командир экипажа М.В. Козлов, получивший Героя Советского Союза за испытания самолетов. Он требовал от пяти членов экипажа тщательной репетиции демонстрационного полета еще в Москве.

И хотя летчики придерживались своего плана, сильнейшее давление извне (чиновников, СМИ и народа) могла сказаться даже на полковнике Козлове. Для этого не обязательно что-либо говорить вообще, летчики сами все знали, слышали и читали.

От них молча и нет, требовали превзойти выступление "Конкорда" в воскресенье. "Просто подождите, пока не увидите, как мы летаем", - широко цитировались слова Козлова. "Тогда вы всё и увидите". И утром в воскресенье 300 тысяч человек на аэродроме Ле-Бурже с восторгом смотрели, как советский гигант идет на взлёт. Как ревели четыре беспощадных двигателя, поднимая Ту-144, рвущийся в небо...

ДАЛЬШЕ: глава 4 ( жми!) << I >> Оглавление ниже:

Ту-144: взлет и падение самолета | Лукинский I История | Дзен

Переходите на Премиум - подписку < там еще интересней