Экономисты Института Международных Финансов (это очень авторитетная мировая аналитическая организация) опубликовали научную работу под названием "Ловушка производительности: когда госдолг становится бременем", в которой анализируется влияние уровня государственного стимулирования экономикие на непосредственно экономику, происходящие в ней процессы и явления.
В этой работе, на основе анализа большого массива данных из разных стран, они приходят к выводу, что чрезмерное государственное финансирование экономики не менее, а может даже и более вредно для нее, чем недофинансирование. Негативные эффекты от политики излишнего госстимулирования при этом среди ведущих мировых экономик наиболее заметны в Китае, а наименее заметны в США. Исследованию российской экономики аналитики ИМФ уделяют не так много внимания, но она там тоже упоминается, и в нынешнем контексте этот вопрос для нее особенно актуален.
А еще аналитики констатируют, что избыточное госстимулирование ведет к образонию т.н. "компаний-зомби", что является очень негативным явлением. И, кстати, в России таких компаний уже немало. Инвест-сообщество знакомо с этим термином, остальным я его далее поясню.
Итак, когда в экономиках отдельно взятых стран наблюдаются кризисные явления, вызванные разными факторами, власти часто прибегают к политике бюджетного стимулирования: всячески "вливают" в экономику деньги через всевозможные льготные программы для бизнеса и населения, чтобы таким образом, поддержать ее, не допустить сильного падения.
Это вполне нормальная мировая практика, например, многие страны действовали подобным образом в пандемию 2020-2021 годов. Но такая практика несет в себе не только позитивные, но и негативные последствия.
Например, последствия активного госстимулирования ведущих мировых экономик в пандемию привели к последующим сильным скачкам инфляции в этих странах, а еще - сильным скачкам роста госдолга. Потому что все это госфинансирование в большей степени проводится в долг, за счет увеличения объемов госзаймов. И если инфляцию сбить уже во многом удалось, то долги остались.
По данным ИМФ, мировой госдолг в 2024 году вырос до $325 трлн с «допандемийных» $260 трлн. То есть, примерно за 4 года он нарощен на четверть!
В странах G7 общий госдолг уже превышает 130% ВВП по сравнению с 65% в 2000 году (за это время его соотношение к производительности экономики выросло вдвое). А на основных развивающихся рынках (EM7) госдолг вырос почти до 80% ВВП по сравнению с 35% в 2000 году - обратите внимание, более чем вдвое. То есть, на развивающихся рынках, к которым относится, например, Китай и Россия, госдолг растет быстрее, чем в развитых странах (я уже писал об этом неоднократно).
И если, например, в развитых странах вот это активное госстимулирование использовалось только в кризисы, то в таких как Китай, и теперь Россия оно используется вообще постоянно. Отсюда, например, Китай уже испытывает очень серьезный кризис госдолга, который там распределен между регионами (провинциями), а темпы его роста втрое превышают темпы роста госдолга США.
И особенно негативно все это сказывается на экономике, естественно, при чрезмерно высоких ставках денежного рынка, и ярчайшим примером этому сейчас может служить Россия.
Уже около двух лет здесь наблюдаются повышенные темпы госстимулирования экономики, причем узконаправленного - отраслей ОПК, которые, к тому же, не производят товары и услуги для внутреннего потребления (в отличие от примеров госстимулирования других экономик). Одновременно с этим растет госдолг и растет инфляция, а потому растет ключевая ставка Центробанка. И госдолг растет под все более высокие ставки, уже превышающие 16%, а ставки заимствований для частных компаний при этом начинаются от 18-20% и выше.
И такая ситуация приводит к образованию на рынке так называемых "компаний-зомби". Так называют компании, которые существуют только за счет заемных средств, постоянно перекредитовываясь. Если перестать их перекредитовывать - они тут же рухнут. То есть, компания, по сути, мертва, но кредиты "подпитывают" ее жизнь, она как восставший мертвец-зомби.
Смотрите, как получается. Те предприятия, которые стимулирует государство, будут работать в любом случае, при любых ставках, потому что государство всегда даст им деньги, одолженные под любые ставки.
Но из-за этого другим предприятиям, не подпадающим под приоритеты государства, приходится все дороже брать в долг необходимые для деятельности средства. И в результате такого бешеного роста ставок и постоянного перекредитовывания многие ранее нормально функционирующие компании превращаются в "зомби".
Типичным примером в России может служить "Сегежа Групп" - эта компания уже существует только за счет заемных средств, без них она не протянет и месяца. Но такой она была не всегда: до 2022 года вполне нормально работала, развивалась, была прибыльной, наращивала финансовые показатели и результаты. А далее ее подкосил разрыв торговых связей с Европой и добили высокие ставки по кредитам, которые ранее компания могла обслуживать, а теперь, с падением оборотов и ростом ставок уже не может.
Ситуацию в компании наглядно демонстрирует динамика ее акций - за неполные 3 года они упали в цене в 10 раз.
Это яркий, но далеко не единственный пример.
Аналитики ИМФ в своей работе отмечают, что последствия чрезмерного госстимулирования ведут и к падению производительности экономик.
Например, в странах G7 рост производительности сократился с 1,6% в начале 2000-х годов до 0,6% в последние годы: во Франции, Германии, США и Канаде показатель сократился более чем на 1,2 процентного пункта. В Китае рост производительности снизился с 9% в начале 2000-х годов до 5% в последние годы, на других ключевых развивающихся рынках - с 2% до 1,2% соответственно.
В России с развертыванием программ госстимулирования точно так же начала резко падать производительность.
Российские власти аргументируют свои стимулирующие программы развитием "экономического суверенитета": импортозамещением и т.п., но по факту все это оказывает негативное влияние на экономику в самых разных сферах, среди которых рост расходов, рост дорогого госдолга, стабильно высокая и растущая инфляция, падение производительности, и вот даже появление все большего числа "компаний-зомби".
И, повторюсь, если у других стран такие стимулирования носили временный характер, все равно приводя к негативным последствиям, на устранение которых затем приходилось тратить огромные силы и ресурсы, то в России оно теперь стало постоянным. Соответственно, и негативный эффект в данном случае будет сильнее.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.