Одно из самых фотогеничных мест на улице Рубинштейна – комплекс зданий вокруг глубокого двора-курдонера – до революции назывался жилым комплексом Петербургской купеческой управы.
В стиле неоклассицизма его создал в 1911 году гражданский инженер Александр Барышников. Если вы специально не интересовались историей архитектуры города, то, наверное, в первый раз слышите эту фамилию – как и я.
Однако если вы из Гатчины (или бывали там), то вам точно знаком Покровский собор (который с синими куполами) – Барышников принимал участие в его строительстве.
При строительстве дома одним из пайщиков был вырицкий лесопромышленник Антип Ефремов. Это отец будущего палеонтолога и писателя-фантаста Ивана Ефремова – автора «Лезвия бритвы», «Часа Быка» «Таисы Афинской». В этом доме Ефремов жил с 1921 года по 1935-й, а потом перебрался в Москву.
А для кого-то в этом доме фантастика на глазах становилась реальностью. Это я про американского журналиста и писателя Джона Рида – сторонника большевиков.
В этом доме он останавливался на несколько месяцев, в том числе во время Октябрьской революции. Отсюда, с Троицкой улицы (так раньше называлась Рубинштейна) 7 ноября 1917 года он начал свое путешествие по городу и наблюдал исторические события, включая взятие Зимнего дворца. Об увиденном потом он расскажет в своей книге «10 дней, которые потрясли мир».
В этом же доме жильцы наоборот – скрывали «недругов» советской власти. Например, театрального режиссера Доната Мечика – отца писателя Сергея Довлатова. Кстати, о нелюбви властей к его персоне он уже узнал, когда бывшая супруга Нора Довлатова эмигрировала из страны.
«Уже в эмиграции моя бывшая жена Нора Довлатова мне рассказала, что наша соседка того времени, Татьяна Владимировна, вдова петербургского профессора Бориса Овсянникова, рассказывала ей, что во время моего приезда из Мордовии в Ленинград весной 1938 года, когда по утрам я пытался попасть на прием в Большой дом, по ночам в наш двор приезжал "черный ворон". В нашу квартиру входили люди в форме ГПУ с ордером на мой арест. Чудесная русская женщина дворянской крови, с наивными глазами заверяла:
– Да он еще не приехал... Знаете их, актеров… Они же на сезонных договорах. К осени, наверное, вернется», – вспоминал он в своих мемуарах.
В этих строках Донат Мечик рассказывает про супругу заведующего лабораторией «Металлургия цветных и черных металлов» Бориса Овсянникова. Он тоже жил здесь, был из дворян. Борис Павлович владел шестью языками и имел три высших образования. Увы, судьба его – когда он умер и где похоронен – неизвестна.
И, конечно же, в этом доме несколько лет вместе с матерью жил и сам писатель – Сергей Довлатов.
Этому факту посвящу отдельный материал, который выйдет на канале в ближайшее время. Мы прогуляем по комнате писателя в коммунальной квартире и посмотрим, что там осталось.
Пожалуй, по популярности с Довлатовым может соревноваться другой жилец этого дома – артист эстрады Аркадий Райкин.
Его родители вместе с 10-летним Аркашей въехали сюда в 1922 году. Райкины квартировались по этому адресу до 1929 года.
А сейчас в одной из квартир бывшего дома Петербургской купеческой управы живет известный знаток, магистр клуба «Что? Где? Когда?» Александр Друзь.
Даже интересно, как он остается незамеченным, когда выходит из своего дома и переходит шумную барную Рубинштейна.
Я попала в одну из парадных дома, левую. Она довольно скромная. Однако очень понравился арочный проход к лестнице. Если быть внимательным – слева под слоем штукатурки можно рассмотреть печь. А вот плитку сейчас сняли – идет ремонт. Но обещают вернуть после него все на места. Пока на полу лишь призрачные следы былых узоров...
📍Адрес: улица Рубинштейна, 23
Спасибо за внимание! Надеюсь, в статье вы нашли для себя что-нибудь новое и интересное. Не так давно мы заглядывали в дом напротив. Он принадлежал Владимиру Лермантову – двоюродному брату поэта. Фамилию написала правильно – она действительно немного отличается у родственников. Сейчас этот дом называют «с кувшинками». Почему? Ответ здесь!