Клиентка принесла вопрос, который, скорее, про теорию, и я решила, что неплохо бы по случаю написать заодно и для всех. Вопрос был о том, что такое травма, и как понять, травмируешь ли ты ребёнка, если, к примеру, ежедневно компотика ему не даёшь, которого он очень хочет.
Многие современные родители, действительно очень боятся травмировать ненароком своих детей. В то же самое время, многие уверены, что все эти ваши травмы — выдумка, чтобы оправдать своё нытьё и лень.
Пожалуй, начну с описания разницы между травмы и травмирующего события.
Проще всего пойти через аналогию с телом. Вот, например, мальчик Петя падает со ступенек крыльца. Травмирующее событие? Скорее всего. Больно, неприятно, обидно... Становится ли это травмой? Не всегда. Если мальчик Петя падает и ломает ногу, то, становится. То, насколько физическая травма, к примеру, перелом у Пети, отразится на его дальнейшей жизни, зависит от того, в каких условиях Петя находится на момент травматизации. Одно дело, если Петю подхватят на руки, отвезут в больницу, вовремя окажут помощь, помогут не нагружать травмированную ногу, затем обеспечат курс реабилитации, другое дело, если у Пети не будет доступа ни к медицинской помощи, ещё и нагружать ногу как-то, но придётся, пусть и не ходьбой. Кроме внешних условий важны и внутренние: состояние здоровья Пети на тот момент, усваиваемость кальция, тренированность мышц...
С психикой аналогично. Станет ли травмирующее событие травмой, зависит от состояния человека на момент произошедшего, а так же от того, насколько поддерживающей является среда. Травмой становится то, что психика не может своевременно переварить.
А что же с компотиком? Яблочным. Прежде, чем перейти к компотику, я начну с яблони.
Вот растёт яблоня. В очень неблагоприятных условиях растёт. На камнях, зажата между двумя другими деревьями, в вечной тени и без полива. Неблагоприятные условия — это травма? Да. Это травма развития — длительное нахождение в неблагоприятной среде. Если перейти от яблони к людям, то травма развития может быть про дисфункциональную семью или наоборот — про семью, где каждый друг другу не близкий человек, а функция, про хронический дефицит внимания, про чрезмерно жёсткие требования, про то, когда ребёнка по-настоящему не видят, про постоянное насилие...
А вот растёт яблоня. Не имеет значения, в каких условиях. И в яблоню въехал КАМАЗ. Травма? Да. Это шоковая травма — результат кратковременного, , внезапного события высокой интенсивности, которое является за пределами нормы, деструктивным, шокирующим. Как со ступенькой и ногой, только с психикой. Если перейти от яблони к людям, то примерами шоковых травм могут быть такие события, как потеря близкого, переезд, физическое насилие, финансовые потери, физическая травма.
Так что же с компотиком? Если компотика не дают потому, что не могут, но само желание ребёнка увидено, принято, признано, не обесценено, если при этом ребёнку сочувствуют, то никакая это не травма. Но если потребность высмеивается, игнорируется, осуждается, если от ребёнка требуют заслужить, заработать самостоятельно, пока он ещё слишком мал, если его за просьбы налить компотик, оскорбляют, обижают или бьют, тогда это всё может стать травмой развития. А может и не стать, если история про компотик несущественна на фоне остальной поддерживающей и благоприятной среды.
Такие дела.