Найти тему
6000 миль до Голливуда

Охотник за головой. Мощные актёры в красивом вестерне из Австралии

("Предложение", The Proposition 2005, Австралия)

Если вы до сих пор не знакомы с "Предложением", то заинтересовать вас им будет легко. Надо лишь уточнить, что сняли его те же самые люди, которые через 7 лет снимут знаменитый "Самый пьяный округ в мире". То есть австралийцы Джон Хиллкоут и сценарист/композитор, он же известный рокер Ник Кейв. И всё. Этого вполне достаточно, чтобы многие из вас были заинтригованы, не так ли?

- Да отвали ты от меня! Не буду я сниматься в твоём "Нападении на Рио Браво"!
- Да отвали ты от меня! Не буду я сниматься в твоём "Нападении на Рио Браво"!

Отчасти соглашусь с теми, кто не считает вестернами фильмы, чьё действие происходит не на диком американском западе. Формально вы, конечно, правы. Однако так вышло, что слово "вестерн" стало определением целого жанра и со временем отвязалось от своей "географии". Поэтому сегодня куда лаконичнее назвать ту или иную "не дикозападную" картину вестерном, коли она обладает его основными признаками. Уж лучше так, чем долго объяснять, что именно представляет собой историческая остросюжетная драма про какую-то "стреляющую глушь" 19 века.

Вот и в "Предложении" Хиллкоута/Кейва есть почти все элементы вестерна. Кроме одного - эти разборки 1880 года идут в горячей австралийской пустыне. Ну и топчут её не индейцы, а местные смуглокожие аборигены. Одни из которых не считают зазорным работать на "бледнолицых" и прислуживать им, а другие так люто их ненавидят, что готовы утыкать их копьями, едва встретят.

Хотя аборигенов, этих бесхитростных детей природы, понять можно. А вот зло, творимое братьями Бернсами, Артуром, Чарли и Майком (Дэнни Хьюстон, Гай Пирс и Ричард Уилсон), уже чистой воды криминальный беспредел. Ну ладно, решили вы пограбить окрестных фермеров, но насиловать-то и убивать их при этом зачем? Тем не менее братаны в итоге распоясались настолько, что старшенького Артура стали бояться даже туземцы. Которые считали его воплощением не то какого-то демонического пса, не то песьего демона. И шарахались от тех мест, где банда разбивала свой лагерь.

Впрочем, капитан полиции Стэнли (Рэй Уинстон) суеверным не был. И однажды сумел-таки взять живьём среднего и младшего Бернсов, Чарли и Майка. После чего решил провернуть оригинальный финт: отправил Чарли найти и убить Артура. "А чо, блин, если нет?"? А если нет, значит аккурат через 9 дней, на Рождество, Майк будет гарантированно болтаться в петле за одно из самых тяжких своих преступлений. И как вам, братаны, такой расклад?

Нет, ну так-то стиральную машину уже изобрели. Просто до Австралии она пока не добралась.
Нет, ну так-то стиральную машину уже изобрели. Просто до Австралии она пока не добралась.

Что ж, делать нечего: отпущенный на свободу Чарли взял револьвер, сел на коня и поехал в пустыню. Туда, где "бешеного" Артура видели в последний раз. А пока он искал на свой амортизатор для седла приключений, в городе у Стэнли назревали свои нехилые проблемы. Дело в том, что разъярённым Бернсами горожанам были по барабану какие-то там делишки между капитаном и Чарли. Они требовали немедля наказать сидящего в клетке Майка. На что Стэнли никак не мог пойти. Но не потому что соблюдал договор с бандитом, а потому что Чарли, узнав о смерти младшего брата, явно станет мстить. И прольёт ещё немало крови. Однако горожане, включая даже жену Стэнли Марту (Эмили Уотсон), требовали правосудия, нервничали, и в городе уже попахивало бунтом. Отчего и так раскаленная солнцем, земля под ногами капитана начинала гореть, и ему надо было что-то срочно выбирать из двух зол. Вот только какое из них меньшее, поди разбери...

Крепкая и сюжетно, и психологически, драма от Ника Кейва стараниями Хиллкоута ожила на экране во всех своих суровых красках. Можете вообще выключить у фильма звук - он всё равно продолжит услаждать ваш взор великолепной картинкой и ракурсами. А уж какую живописную натуру находит Хиллкоут для съёмок, и какие эффектные рисует общие планы (вроде скриншота ниже) - это надо видеть самому, словами такое не передать. Даже оружие и костюмы были взяты им не со склада театрального реквизита, а сделаны специально для "Предложения" якобы известными в Австралии мастерами.

Само собой, всё это художественное великолепие было бы бесполезным, кабы в него не ангажировали отборных актёров. Начиная от могучих Пирса, Уинстона, Хьюстона, Уотсон и Хёрта и заканчивая настоящими австралийскими аборигенами. Которые держатся перед камерой не менее уверенно и естественно, чем мэтры - так, словно тоже всю свою жизнь лишь этим и занимались.

И, разумеется, музыка Ника Кейва в "Предложении" ожидаемо крута и атмосферна. Которая полирует эту вестерновую лепоту не как пиво - водку, а как Страдивари - свои скрипки, ни больше, ни меньше.

Те мрачные времена, когда электричество давали совсем ненадолго и по демократичному принципу "на кого Бог пошлёт".
Те мрачные времена, когда электричество давали совсем ненадолго и по демократичному принципу "на кого Бог пошлёт".

***

В общем, малоизвестный в России по причине своей австралийности, но всё равно прекрасный образец современного вестерна. И ладно скроенный, и крепко сшитый, и с пуговицами нужной перламутрости. Да еще с таким ансамблем актёрских талантов, которому любой блокбастер позавидовал бы. И даже лёгкая фирменная психоделика от Хиллкоута, знакомая нам по его "Дороге", в "Предложении" есть, уместна и добавляет драматических красок в его суровую палитру.

Иными словами, весьма и весьма рекомендую, причем не только поклонникам жанра.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):