138 глава. Потеря души.
Что такое душа человека в понимании Бога вообще? И в частности - о чём говорит Христос в этом месте: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. ... Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать»?, (Лк.9:24,56).
Бог говорит на просторах Священного писания, что душа живая не что иное, как кровь. Душа всякого тела есть кровь его… Душа - это жизнь, то, что живёт, живое в отличие от мертвого, то, что имеет дыхание, имеет движение. Кровь приводится в движение сердцем. Остановка сердца – смерть. Остановка сердца и остановка дыхания означают конец жизни или утрату души. Кровь производится и живёт в плоти… Недавно медики научились её отбирать и хранить вне плоти… научились переливать кровь… Есть кровь нельзя, ибо Творец запрещает, а вот принимать кровь вовнутрь себя при переливании запрета нет. Чужая кровь приходится по душе человеку, если её принимает, как родную, своя родная кровь. Иначе возможны кровные конфликты и опять же не ровен час: прощай душа - пришла кончина.
Есть кровь нельзя, а пить можно, но не всякую, а только кровь Сына Божия. Христос Сам настойчиво, под угрозой неумолимого прогноза неимения в себе истинной жизни в этой никчёмной жизни тела, а также лютого обещания лишения шанса заполучить жизнь вечную и быть воскрешённым, предлагает: «Пейте Мою Кровь!».
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается», (Лк.22:17-20).
Для нас роль Крови Христа выполняет особым образом благословлённое Им красное вино, которое предлагается пить в воспоминание Его. Воистину Истина в вине! Ибо Истина – одно из имён и одна из сущностей Христа. «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Алкей это предчувствовал всеми фибрами своей пылкой греческой души, а Плиний Старший сразу в это по римски основательно уверовал.)))
Отношение моего Бога к вину – благостное. Я с Ним спорить не намерен, ибо согласен сразу и во веки веков заранее и во всём.))) Он воду превращал в вино. Вино в кровь. Обратного процесса не допускал никогда. Вино, разбавленное водой, утрачивает своё Божественное происхождение и предназначение. Нельзя кровь разбавлять водой. Нехорошо это.
Итак, давая мне возможность пить Свою Кровь мой Бог предлагает мне жить с Ним душа в душу путём моего причащения к Его душе, а моя душа ему, смею надеяться, принадлежит изначально с момента моего зачатия и далее во веки веков. Я пью Его душу, а Он мою, ибо я не сберегаю свою душу от Него и без сомнений и упрёков утрачиваю её ради Него. Идёт процесс частичного обмена душами. Некое переливание душ из души душевно прямо в душу. Передавая свою душу в руки своему Богу, я, конечно, сберегаю её, ибо я её передаю в самые надёжные, по моему мнению, руки, да ещё и взамен обретаю толику малую души Бога своего так, что я пребываю в Нём, а Он во мне. Мы с ним становимся одной крови. Круто?! – А то! Разве можно ещё о чём-то мечтать для души после этого? – Не можно.
Душа - это то чем и одновременно то в чём живёт дух. Душа живёт в теле, а дух в душе. В душе живой живёт дух животворящий, который Бог Отец вдунул в лице человека, чтобы земляной человек стал душою живою, имеющей дух по образу и подобию Творца. Бог вдувает в лице человека Свой Дух Святой, а в человеке остаётся только та его часть, которую этот человек в этот момент его духовного развития готов и способен принять. Некий коэффициент полезного принятия вдутого. Есть такие люди, что им хоть вдувай, хоть не вдувай, всё равно - не в коня корм.))) В Ветхом Завете Бог фактически не делает различия между понятиями «человек», «жизнь человеческая» и «душа человечья». Душа грешит, несёт на себе нечистоты, смирять рекомендуется душу, а не плоть. Пролитая кровь очищает душу, без пролития крови не очищается душа, нечистоты души и грехи могут быть смыты только кровью… своей кровью.
У Бога тоже есть душа, ибо Он Сам говорит про Себя «и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами», Лев.26:11. Коли у Бога есть душа, то полагаю есть и кровь. Христос говорит, что благословлёное Им вино есть Его кровь, которая несёт пьющему её истины Нового Завета. Продолжая аналогию человека и Бога, целомудренно предположить, что у Бога есть также и плоть, и тело в целом, ибо до воплощения Христа в Сына Человеческого на встрече с Авраамом и Саррой Бог присутствовал Троицей, все трое и ели, и пили, и ноги им слуги Авраамовы омывали.
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели», (Быт.18:1-8).
Бог – Троица. Человека Бог сотворил по своему образу и подобию. Следовательно, человек – тоже троица. В одном теле: Плоть (с центром в сердце) + Душа живая (горячую кровь гоняет сердце) + Дух (сила духа в душевном единении ума с честью в согласии с совестью).
Дух мой – это мой Бог во мне. Он составляет силу моего духа. Душа - мои чувствования во мне, моя нервная система и все клетки моего тела, омываются кровью, мои эмоции и моя воля. Они - питательная и подкрепляющая среда для духа. Плоть – мои физические, мышечные силы.
Дух в человеке – творец, судия и оценщик сам себе. Он испытывает удовлетворение и торжествует, когда видит, что всё получилось хорошо; или раскаяние, если точно понимает, что он виновник того, что дело не выгорело так, как хотелось - так себе вышло, как-то не хорошо. Вот это самопонимание и есть истинное раскаяние с покаянием, и исповедь с обещанием и твёрдым незыблемым намерением исправить допущенные промахи (грехи), ошибки и просчёты, это покаянный разговор творца с Творцом, когда человек вознамерился или решил или даже уже сотворил нечто, на этот раз поверив только в себя и решив обойтись без своего Бога – «хотел как лучше, а получилось как всегда»!))) Но истинный творец всегда готов начать сначала, начать с нуля, то есть из ничего. Он готов исправляться сам, исправлять свои огрехи, совершенствовать свои познания, умения, своё миропонимание и мировоззрение. То, что я делал и делаю в церкви по научению священников и с их участием, называемое исповедью, не есть исповедь и раскаяние – это их имитация, блеяние овцы: «Господи, помилуй мя грешнаго», и подтверждение тому то, что выйдя из храма всё продолжается по прежнему, а только что причастившиеся миряне даже не то, что любят ближних, они, «Христовые» просто не здороваются с людьми, в стаде которых они только что причастились святых Христовых тайн. Правило соблюли, и довольно!))) Господин духа человеческого – Господь, который дал своему человеку Духа Святаго. Или не дал, тогда - свято место пусто не бывает, сатана становится господином духа человеческого, ибо он в сего человека на пустующую жилплощадь вселяется без спросу. Часто они сосуществуют в человеке вместе и общаются друг с другом, как Бог общается с сатаной согласно Книге Иова. Но дух в любом случае есть господин души. Душа – раба духа. Дух ей приказывает творить добро или рушить его, а душа мечется и суетится, томясь в старании исполнить приказ. Она на седьмом небе блаженств от похвалы духа, и горюет, готовая запропаститься в пропасти адовы, от его хулы. Душа – исполнитель замысла духа. Она трудится и несёт обременения, ищет и теряет, мечется и покоится, томится и куражится, верит и надеется, любит и ненавидит… и таки далее, короче говоря, живёт полной жизнью. Душа жаждет и насыщается, горе мыкает и наслаждается всеми органами чувств: словами, звуками, видами, ароматами, дыханием, напитками и яствами, предвкушением, вкушением и послевкусием, радуется и скорбит, поёт и кричит, пляшет и корчится одновременно. Душа может быть лукавой или послушной рабой духа, но в любом случае – рабой. Плоть есть физическая, мышечная сила души, её безропотная рабыня. Она может только устать и обессилить, и потребовать отдыха, кормления, сугреву или остужания, и, конечно, восстановления сил. Тело является храмом, целомудренно объединяющим в одно неразрывное целое дух, душу и плоть, их соединение для сосуществования называется человек. В целом полноценный человек – сотрудничает со своим Творцом от рождения замысла до его воплощения и умирания. Сам себе обращаю своё внимание на то, что в русском языке Дух и Бог – мужи, а душа и плоть – жёны))).
Душа соединяет, объединяет дух с плотью, как вода небо с землёю. Когда кровь омывает внутренние органы собой в достаточном количестве, то биофизическая жизнь организма гармонично хороша. Если недостаточно - возникают болезни.
Человек трёхсоставен или трёхчастен, остальные живые души – двусоставны. Человек стал душою живою благодаря прямому вдуванию в его лице Духа Божия, а все остальные животные обрели душу от воды или от земли по Слову Божию. У них нет духа. Только душа в теле.
Человек, лишённый духа, становится животным. Безумного, бесчестного, бессовестного человека не зря в народе кличут в лучшем случае животным, а в худшем – скотиной. По моему мнению, человек лишённый любой из трёх частей духа, тоже становится животиной. Безумный – дятел. Бесчестный – ехидна. Бессовестный – шакал. Ну, или возможны варианты…))) Животное, лишённое души – труп. Дух в теле не живёт, если из него ушла душа.
Моисей, передавая своему народу заповеди их и его Бога, записал: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими», Втор.6:5, указывая на трёхчастность человека: плоть во главе с сердцем, душа и все силы человеческие, возглавляемые духом (сила духа). Это же подтверждает и Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим», Мф.22:37. Всё разумение человека и есть все его силы, которые составляют одну из трёх частей понятия духа, а именно силы ума. Ум, живущий по законам чести и в ладу с совестью, имеет шанс превратиться в мудрость.
Размышляя над образом и подобием души Бога и души человека, приходится говорить о телесности (материальности) или бестелесности (нематериальности) души и духа. Когда говорим об образе, то имеем в виду некие похожие формы, когда говорим о подобии, то остаётся сравнивать содержание, предполагая наличие схожести форм до стирания различия. Форма и содержание любой личности составляют единое неразрывное целое. В оторванности друг от друга они существуют только в абстракциях или в воображении не вполне здоровых людей. Бесформенное содержание также отвратительно и омерзительно, как и бессодержательные формы.
Один из самых засекреченных академиков СССР Яков Борисович Зельдович как-то сделал хохмическое замечание о философской связи формы и содержания: «Формы должны быть такими, чтобы их хотелось взять на содержание». Мне представляется, что наш учитель по теории горения, соавтор создания атомной и водородной бомбы, трижды герой социалистического труда, лауреат Ленинской и четырежды лауреат Сталинской премии, имел в виду не только роскошные формы шикарных женщин. «Формодинамика» имеет место быть и ещё как имеет, так имеет, что про «быть или не быть» забудешь.))) Те достижения науки, которые нам доступны сегодня говорят о неразрывной связи видимого и пока не видимого мира, границы которых постоянно смещаются. Противопоставление материального и духовного, определяемого как нематериальное, бестелесное утрачивает свою, мягко говоря, истинность. Факты указывают на то, что дух и душа имеют свои пока невидимые тела и формы, живущие в теле видимом, материальном. То, что мы от недостатка знаний мыслим себе, как нечто нематериальное, как – ничего - в материальном измерении, на самом деле возможно является самым материальным, ибо именно из него состоит и создано всё ярко и ясно видимое материальное и пока не видимое.
Я так и воспринимаю слова Христа, когда Он говорит об утрате, сохранении, сберегании и обретении души, как о вещах и процессах вполне себе материальных или имеющих, кроме всего прочего, и материальное измерение. Кровь тела есть материальное воплощение души. Таким образом, душа нам достаётся от родителей при содействии Бога вместе с кровью. Душа есть у любого человека. А вот дух, который делает человека Человеком от Бога, достаётся только избранным и напрямую от Бога. Бог говорит так про Своего Сына: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд», Ис.42:1.
Потерять душу ради Христа означает поступить к Нему в сотрудники и соратники – сотрудничать и соратничать с Ним творчески. Важно, чтобы потеря души по времени совпала с приёмом в соратники, а то и душу потеряешь и статус сотрудника Божия не приобретёшь. За этим надо следить строго и зорко. Как говорят на Руси: «На Бога надейся, но сам не плошай»! Любое истинное творчество даётся с потом и кровью, иначе это не творчество, а его имитация (лицедейство, актёрство, позёрство, игра, лицемерие и фарисейство), такая имитация и называется - душу свою беречь. Мне не надо беречь свои идеи, мысли и домыслы, свои находки, иными словами - свою кровь, надо щедро ею поливать плоды свою сотрудничества с Христом, делиться с Ним и со своими ближними своей кровью, также как Христос делится со мной Своей Кровью и всем миром, который Он, как извечный член Троицы, сотворил из Себя. Когда Он говорит мне: «Пей Мою кровь!» – это означает, что Он готов сотрудничать со мной и готов взять надо мной командование, стать моим личным Пастырем, моим Учителем, моим Мастером… Он принял меня в команду своих соратников и сотрудников. Мы вместе творим, потом и кровью поливая плоды свои. Боже мой, научи меня хотеть того же, чего хочешь Ты, и удовлетворять наши общие желания благоприятным для нас способом, радуясь и радуя.
Бог даёт мне душу и дух напрокат на время земной жизни, потом забирает обратно их либо умноженные мной в сотрудничестве с Ним, либо сохранённые мной без изменений и без Его участия или даже унижённые утратами… Я ныне пока так думаю.)))
Души живые могут порождать по приказу Бога вода и земля. Человек отличается от всяких животных тем, что у него кроме души живой есть ещё и Дух Божий. Духа у животных нет. Они двучастные: у них плоть и кровь (душа). А человек трёхчастен: Плоть, душа (кровь) и дух. Христос говорит о душе человека. Значит тот, кто потеряет (прольёт) кровь свою ради Христа, тот сбережёт свою душу, а кто не захочет проливать свою кровь ради Христа, тот душу свою потеряет. Всё дело в пролитой крови или в готовности её пролить ради Христа. Наверное, поэтому говорят про воинов, защищающих веру в Христа от сатанистов и проливающих кровь, что они будут жить вечно. Ради кого и ради чего я готов умереть или потерять свою кровь? – Это главный вопрос жизни.
Когда Бог давал человеку заповедь о прилеплении человека к жене своей, имелось ввиду прилепление душою. Душа к душе. Единодушие делает и плоть общей, когда она омывается общей кровью. Плоть, душу и дух общими делает совместно пролитая кровь. Муж с женой пьют кровь друг друга и Кровь Христа в случае, если Он их сочетал и живёт после этого среди них вечно, и у всех троих кровь становится Христовой.
Как можно выделить из себя душу? В какой такой сейф положить её, чтобы сберечь? Как можно составную неотъемлемую часть себя потерять? Если я потеряю свою душу, то кто её найдёт?
Итак, предлагается несколько вариантов для меня:
- душу сберечь для себя;
- положить душу за друзей своих;
- потерять душу Христа ради;
- продать душу дьяволу;
- жить с Христом и с друзьями душа в душу.
Из всех зол лучше выбирать меньшее. В свой срок, что предложишь Богу? Сбережённую для себя недоразвитую душу? – Боюсь, что она Богу не нужна. Если душу продал дьяволу, то Богу уже передать нечего. Выбор разумного, честного и добросовестного человека очевиден – и хорошо, если Христос – твой друг.)))
Просто так, среди благополучной жизни, вдруг захотеть потерять свою душу, то есть, например, пролить свою кровь, ради Христа, когда тебя об этом никто не просит… Мне трудно в это поверить. Я не понимаю, как может разумный, честный и добросовестный человек, вдруг начитавшись книг, например Нового Завета, вскочить и запричитать: «Всё! Доколе?! С меня хватит! Иду душу свою терять ради Христа. С понедельника начинаю новую жизнь с Новой кровью Нового Завета. Мамой клянусь»!? Может у кого-то так и бывает, но это не про меня. Это не про душу. Это про то, что душно, мол так дышать нечем, что хорошо бы и душ принять. Для меня вопрос не в душности моей души. Вопрос в том, чтобы быть готовым это сделать, не создавая сам себе неистовые искусственно вымученные муки и не впяливаясь в немыслимые вериги с кандалами да узами для совершения подвигов, но и не пытаясь всеми правдами и неправдами душу свою сберечь… Это вопрос готовности, истинных намерений, чести и человеческого достоинства. Ты будешь бояться, трусить, прятаться, хорониться, как хороняка, или примешь бой с рыжими собаками, как волк в свободной стае? Вот так, например, как мой сын, когда его призвали среди мобилизованных, не захотел свою душу, свою кровь сберечь, а пошёл ради Христа и за Него воевать с сатанистами и проливать свою кровь, возможно, не только Христа ради, но и защищая свою честь и достоинство, свою семью, своё Отечество… Что в конечном счёте и означает - именно ради Христа, ради единения с Ним в соратничестве, как высшем виде подвига человека, годного к войне, как воина Христова. Вот это и есть соратничество и сотрудничество с Богом, поливая эту ратную ниву своим и Божьим потом и своей и Божьей кровью… Бог свою кровь за нас пролил, теперь дело за нами… Как я понимаю - ради этого соратничества и сотрудничества - и создал Себе Бог человека. Да будет так. Аминь