Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Топ 5 ошибок начинающего психолога на первой встрече с клиентом. Мотивация клиент а на работу.

Ошибки психолога на первой встрече с клиентом приводят к обрушению мотивации клиента на работу. Что делать рассказываю ниже.

▎1. Игнорирование уважения и самоуважения клиента

Клиент должен почувствовать себя более уверенным и самодостаточным, в результате первой беседы. Многие клиенты приходят на терапию с чувством никчемности. Важно показать, что их чувства значимы и что они сами достойны уважения. Психолог должен активно демонстрировать это уважение, искреннее восхищение, чтобы помочь клиенту почувствовать свою ценность. Именно за этим чувством клиент и придет к вам еще раз.

▎Что делать:
- Начните с позитивного подкрепления, отмечая сильные стороны клиента.
- Используйте активное слушание, чтобы показать, что вы цените его мнение и переживания.

▎2. Недостаточная поддержка чувства контроля

Клиенты могут чувствовать, что не контролируют свою жизнь и поведение. Психологу необходимо продемонстрировать уверенность в том, что клиент способен принимать решения и нести ответственность за свои действия. Это поможет клиенту осознать свою власть над собственной жизнью. Вера психолога в способность человека измениться должна звучать в каждом слове психолога и передаваться клиенту. должна

▎Что делать:
- Поддерживайте клиента в принятии решений, задавая открытые вопросы.
- Напоминайте о праве выбора и возможностях изменения ситуации.

- Расширяйте "карту" клиента (его представления о жизни так, чтобы он увидел новые легкие доступные решения. проявляйте готовность вместе искать их до победного результата.

- Приведите клиенту не нарушая конфиденциальности примеры успешных кейсов из жизни и из вашей практики.

▎3. Не умение научить клиента взаимопониманию.

Терапевт должен показать клиенту, что взаимопонимание двух людей сложный процесс требует усилий с обеих сторон, опята, навыка и терпения. Важно объяснить клиенту, что процесс общения требует проверки восприятия и интерпретаций. Научившись доносить свои мысли до вас так, чтобы быть понятым, клиент сможет это делать и в остальной жизни с другими людьми.

▎Что делать:
- Поощряйте клиента уточнять свои мысли и чувства. Переспрашивать, если не все поняли.
- Обсуждайте возможные недопонимания и проясняйте их.Перефразируйте слова клиента , добиваясь максимального понимания.

▎4. Игнорирование реальности отношений

Психотерапевт должен помнить, что отношения с клиентом реальны, как и любые другие отношения в его жизни. Это не игра в жизнь, не тренировка, а сама жизнь, ее реальный кусочек. Эти отношения — важный пример того, как клиент может взаимодействовать с другими людьми.

▎Что делать:
- Регулярно напоминайте клиенту о том, как их взаимодействие отражает его способности к общению. Все что клиент делает с вами - он делает и в остальной жизни.
- Обсуждайте, как они могут применять полученные навыки в других отношениях. Если вы умеете это со мной, то сможете и с другими.

▎5. Оценка восприятия клиента, споры по поводу понимания клиентом причин ссвоих проблем.

Важно не давать оценку тому, как клиент понимает причины своих трудностей. Каждый человек воспринимает свою ситуацию по-своему, и это восприятие должно быть принято без осуждения.Первая встреча не имеет целью сразу показать клиенту все его ошибки и полностью переделать ход его мысли. Родственники и друзья клиента могут иметь свою точку зрения на причины проблем. Терапевт свою. Стоит внимательно изучить все версии для полноты картины ситуации.

▎Что делать:
- Примите точку зрения клиента как факт, даже если она отличается от вашей. Или по крайней мере, как один из возможных вариантов причины. Можно добавить к его мнению и свою версию, гипотезу, но не отрицая его точку зрения.
- Слушайте внимательно и задавайте вопросы для более глубокого понимания его восприятия.

Готовность к сотрудничеству: Степень готовности клиента к терапии может варьироваться, особенно у тех, кто пришел по принуждению или в результате уговоров своих близких. . Важно работать над преодолением сопротивления и выявлением реальных проблем.

Физические и психические недомогания: Отношение между физическим и психическим состоянием может быть сложным. Консультант должен быть осторожен в своих выводах и сначала рекомендовать медицинское обследование, прежде чем углубляться в психосоматические аспекты.

Тревожность клиента как фактор влияющий на ход работы.

Тревожность действительно может как помогать, так и мешать процессу терапии. если клиент слишком спокоен, то он не мотивирован на изменения. если слишком тревожен, то будет сопротивляться новому из-за страхов. Консультанту нужно найти баланс — снизить чрезмерную тревожность и одновременно увеличить ее в случае недостатка мотивации.

Катарсис, как способ снизить тревогу: Эмоциональный выход (катарсис) может быть мощным инструментом для снижения тревожности и открытия клиента. Позволяя клиенту выразить свои эмоции, вы создаете пространство для более глубокого анализа и понимания его состояния.

Увеличение тревожности с целью мотивации: Иногда необходимо увеличить уровень тревожности, чтобы клиент осознал важность изменений. Это требует деликатного подхода, чтобы не вызвать чрезмерный стресс. Это можно сделать рассказав клиенту о последствиях отсутствия терапии в его ситуации. Или показав ему плюсы от того, что он начнет меняться прямо сейчас. Или процессом самой работы.

Эти аспекты подчеркивают важность индивидуального подхода к каждому клиенту и необходимость гибкости в методах работы. Каждый случай уникален, и успешная терапия требует внимательного отношения к эмоциональному состоянию клиента, его потребностям и контексту.
Добавьте, пожалуйста, свои мысли по поводу первой консультации с клиентом.

Автор: Ященко Светлана Александровна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru