Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Что же такое гештальт и как его наконец закрыть?

Гештальт в переводе с немецкого это образ, форма или фигура. Знание перевода слова делает его содержание ещё более туманным. Если начать распутывать трудный для понимания клубок гештальта, потянув за ниточку под названием эффект Зейгарник, многое проясняется и встаёт на свои места. Суть этого эффекта заключается в том, что человек лучше запоминает невыполненные задачи, чем те, с которыми он справился. То есть наша психика хранит в себе сколь угодно долго память о том, что в прошлом не удалось завершить. Это может быть незавершенная связь, коммуникация, не сбывшаяся мечта, не исполненное желание. То что прервалось застревает, а то, что завершилось, мы отпускаем, забываем и идём дальше. В английском языке есть хорошее выражение “to get closure”, что означает получить завершение по какому-то вопросу. Иначе говоря, достичь успокоения, удовлетвориться и двинуться дальше. Если мы что-то не выполнили в прошлом и не достигли успокоения по этому поводу, это незавершённое будет разъедаться нас изнутри и тянуть энергию. Мы будем неосознанно отдавать туда свой ресурс, порой оставаясь совсем без сил, если наше незавершённое очень большое. Широкими мазками это незавершённое и есть гештальт.

Психика так утроена, что она любит все заканчивать и закруглять. Она стремиться к сохранности и предпринимает определенные усилия, чтобы устранить эти незавершенные лакуны прошлого и перестать отдавать туда силы и энергию. Гештальт в этом смысле это неусвоенный урок из прошлого, ситуация, с которой мы не смогли справиться таким способом, который дал бы нам то самое успокоение или «closure».

Для того, чтобы выработать стратегию поведения, которая позволила бы завершить процесс, психика вновь и вновь будет создавать для нас похожие ситуации, чтобы мы наконец усвоили этот урок и доиграли свою роль в этом маленьком спектакле. Свою главную в жизни роль в спектакле детско-родительских отношений мы несомненно доигрываем в отношениях с нашими партнерами. Поразительно то, как мы неосознанно выбираем именно тех партнеров, которые обеспечат нам прохождение урока из детства, в точности воспроизводя поведение родителя. Здесь нет никакой мистики. Мы считываем психо-эмоциональное состояние потенциального партнера и буквально по «запаху» выбираем того самого знакомого нам с детства. Например, мы не дополучили внимания и тепла от своего по какой-то причине эмоционально недоступного родителя и застряли в обиде на него. Чтобы доиграть эту историю и освободиться от обиды, мы обязательно выберем максимально недоступного и эмоционально холодного партнера, который будет способен дать нам все что угодно, только не то что нам нужно. И здесь нам придётся заняться работой над собой или навсегда закапсулироваться в состоянии обиды на мир, мужчин, женщин (подставь своё). Таким образом, методом некоего мета-узнавания мы выбираем партнера, который преподаст нам тот самый неусвоенный в детстве урок. Если «правильная» стратегия поведения не вырабатывается, мы будем продолжать из всего прекрасного многообразия людей выбирать самого неудобного партнера. Как только у нас получится справиться, повторяющиеся ситуации перестанут происходить, одинаковые партнеры, делающие нас несчастными, перестанут встречаться и мы наконец перестанем наступать на одни и те же грабли. Это напоминает бесконечный процесс обучения души с целью ее прохождения на все более и более высокие уровни, чтобы в конечном счете обрести целостность и заполнить все пустующие лакуны.

Внутренние диалоги про то, что надо было сделать так, а я этого не сделал, а сделал по-другому - это незакрытый гештальт. Он варится в нашей голове и не имея разрешения со временем начинает бродить и прокисает, делая нас «кислыми» и неинтересными ни себе, ни окружающим.

Важно понимать, что гештальт это не травма, полученная в прошлом, а скорее доминанта или незакрытая потребность. Если я ее не удовлетворю, она будет меня все время мучить, оттягивая на себя энергию. Это изнурительное состояние, которое не позволяет человеку быть счастливым. Когда я нахожусь в плену какой-либо потребности, я предполагаю, что лишь ее удовлетворение позволит мне обрести счастье. Такое мышление несколько тоннельно и лишено широты. Оно категорично и ставит своего обладатель я заведомо проигрышную позицию. Выходом здесь может быть отказ от категоричности и черно-белого мышления в пользу вариативности. Мир вероятностен, и я могу быть вероятностным вместе с ним. Это словно бы я проращиваю новые веточки, как вероятностные линии развития моей жизни, вместо того, чтобы разом отказываться от всего, лишаясь движения, если жизнь не складывается по единственному намеченному мною сценарию.

Недоваренные истории можно либо отпустить при помощи специальных техник либо принять с новой точки зрения. Возможно, например, высказаться за себя и остальных участников коммуникации, пытаясь представить их линию аргументации, увидев ситуацию их глазами. Тем самым мы обретём более объёмную картинку и более широкое восприятие той прошлой истории. Работая мысленно из настоящего момента, мы меняем своё отношение к прошлым событиям, и это имеем эффект на наше будущее. Способность из настоящего момента посмотреть с нежностью на себя того и в тех обстоятельствах, на маму, папу, партнера и есть творческое переосмысление реальности.

Незакрытые потребности, как неисполненные мечты прошлых себя, можно пробовать удовлетворять на доступном уровне в любой точке жизни. Например, если вы всю жизнь мечтали петь, но жизнь связали с далекой от музыки сферой, запишитесь на уроки вокала, вместо того, чтобы жалеть об упущенных возможностях. Если же удовлетворить потребности по тем или иным причинам невозможно, их следует отпустить. Но важно это делать не усилием воли, подавляя эмоции, а через разрядку. Поднимающиеся эмоции можно разрядить посредством творческой адаптации к происходящему. То есть включить в себе способность в вариативном мире видеть множество вариантов, творчески переосмыслить реальность и свои возможности в ней. Выйти за рамки того самого тоннельного восприятия и расширить свои возможности за счёт творческого переосмысления. Творчество по сути и есть способность человека создавать новое из доступного ему инструментария. Творчество несомненно повышает нашу адаптивность к любым ситуациям и условиям жизни, расширяет наши границы и включает потенциал.

С заботой о вас,

Психолог Ксения Кульд

запись на консультацию 8 981 181 28 24

Автор: Кульд Ксения Станиславовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru