Это был год, когда главные роли в кино были замечательными, и, пожалуй, ни у кого не было таких ярких ролей, как у Эммы Стоун в фильме Йоргоса Лантимоса "Бедные-Несчастные". В фильме много интересного: сюрреалистическая, богато оформленная, провокационная фантазия, действие которой разворачивается в альтернативной викторианской Европе. В нем, среди прочих запоминающихся персонажей, фигурирует безумный ученый, который изрыгает мутные пузыри и сшивает гибридных животных, а также затрагиваются темы сексуального освобождения, социализма, гендерных концепций и свободы воли. Его огромные, практичные декорации изобилуют деталями, запечатленными с помощью потрясающей кинематографии с использованием объектива "рыбий глаз". https://www.polygon.com/authors/oli-welsh
Экранизация романа Аласдера Грея режиссером Йоргосом Лантимосом, "Бедные-несчастные", представляет собой смелую и мрачную вариацию классической истории "Франкенштейна" Мэри Шелли. Молодая беременная девушка прыгает с моста в реку. Ее тело находит талантливый и эксцентричный хирург Годвин Бакстер, который проводит радикальный эксперимент: пересадив в тело женщины, находящейся на грани жизни и смерти, мозг неродившейся дочери он создает новое существо, имя которого теперь - Белла.
Экспозиция картины: born sexy yesterday.
Троп рожденная сексуальной вчера описывает персонажей, которые являются взрослыми внешне, но наивными и неподготовленными в отношении жизненного опыта, что делает их объектами манипуляции и контроля. В 2017 году YouTube-канал Pop Culture Detective снял видео, освещающее волнующий троп, привлекая внимание аудитории к широкому спектру фильмов, в которых он присутствует. Эти фильмы довольно девиантны, поскольку у всех у них есть козырь в рукаве, чтобы поспорить с теми, кто не одобряет их сексистские и слегка педофильские изображения: женщины в этих фильмах, в конечном счете, являются спасительницами / героинями повествования – “феминистским фасадом”.
Примерами тропа можно назвать Лилу из “Пятого элемента”, Ариэль из “Русалочки”, Альту из “Пиратов Карибского моря: На странных берегах”, Селесту из «Моя мачеха — инопланетянка», Уину из «Машины времени», Нову из «Планеты обезьян», Аврору Лейн из “Пассажиров”, Анастейшу из “Пятидесяти оттенков серого” - и это далеко не полный список примеров. Обычно их любовным интересом становится создатель-мужчина или мужчина, который берет их под свое крыло, но поскольку они также дают им образование в области секса и романтики, это делает динамику невероятно неудобной и извращенной, потому что они, в некотором смысле, выступают образом их отца. Поскольку эти женщины оторваны от реальности и не осознают своей сексуальной привлекательности, это впоследствии также означает, что они заинтересуются кем угодно, не взирая на характеристики, потому что даже самый обыкновенный, ничем не выдающийся мужчина для них что-то новое и необыкновенное. Белле также не важно кто будет ее сексуальным партнером, влечение персонажа направлено вообще на любого человека мужского пола, что, естественно является такой же степенью фантастики, как и (на сегодняшний день!) пересадка мозга младенца во взрослое тело, и тем не менее проявлением тропа “born sexy yesterday”. В реальности на сексуальное влечение оказывают влияние несколько множество факторов: физическая привлекательность объекта, феромоны и гормоны, эмоциональная связь, психологические факторы, и т.д. В фильме раскрытия таких факторов вы не увидите. Белла занимается сексом с теми, кто ей это предлагает.
Троп призван доставить удовольствие гетеросексуальному зрителю-мужчине, поскольку именно они его реализовали. И, хотя, такие фильмы, как ”Эдвард Руки-ножницы”, ”Форма воды”, “Взрыв из прошлого” тоже строятся вокруг тропа “рожденного сексуальным вчера”, развитие сюжета в них разительно отличается от того, что мы наблюдали выше: любовные интересы влюбляются в мальчиков / мужчин, несмотря на их неопытность, а не из-за нее. Эти мужчины не обнажены и не объективированы, их сюжетная линия не вращается вокруг секса, а их неумелость комична, а не жалка или принижена.
Где же истоки тропа “Рожденная сексуальной вчера”? Давайте посмотрим, какой ответ на данный вопрос дает разбираемый нами фильм. Сатирическое повествование об опыте нахождения Беллы рядом с мужчинами, ее влияние на них пытается заставить нас рассмотреть логику мужского отношения к женщине. Господ, как сам себя называет Годвин (Godwin - God, т.е. Господь/Бог сокращенно) Бакстер, сватая свое создание за Макса, своего ассистента, говорит, что единственной причиной, почему Белла не стала ЕГО любовницей, является то, что он импотент. При этом, он растит девушку, как своего ребенка, но без дополнительной воспитательной подготовки, любви и занятий. Эти противоречащие друг другу установки являются ничем иным, как одержимостью доминированием и проявлением силы и мужественности над невинной девушкой.
Бедные-несчастные, отвратительными репликами, типа “Я не могу её трахнуть, я импотент” (да-да, не удивляйтесь) показывают суть желания мужчин фантазировать о девушке с мозгом ребенка, как о сексуальном объекте. Однако, картина разрушает идею о том, что рожденная сексуальной вчера будет предана своему создателю (по крайней мере на ближайший час хронометража) или первому мужчине встретившемуся ей на пути, так как Белла уезжает из родного для нее дома “изучать мир”, оставляя Господа и Макса, своего жениха. Такой разрыв шаблона, тем не менее, сразу же сводится на нет, когда мы, зрители понимаем, что Белла сбежала с “третьим” встречным, Дунканом Ведерберном. Зрителей как бы пытаются снова окунуть в стереотипизированное мужское поведение, чтобы главная героиня, еще немного повзрослев, отзеркалила его, ведя себя уже не как типичный представитель рожденной сексуальной вчера, а хладнокровной исследовательницы мира.
Развитие персонажа Дункана Ведерберна, его мировоззрения и восприятия отношений, на мой взгляд действительно хорошо прописаны. Это единственное за что фильм можно похвалить. Его, это развитие, можно описать бородатой фразой: “Хороших девушек мужчины используют, а за стервами бегают” - что же это как не желание абсолютной власти. Чем более строптивую, властную, свободную морально женщину, мужчине удастся подчинить себе, тем больше будет удовлетворено его эго, тем более ценным будет его избавление от чувства никчемности. И это подводит нас к проблеме социального воспитания мужчин: ты либо доминируешь, подчиняешь, властвуешь и унижаешь, либо никчемно подчиняешься и унижаешься, влача свое жалкое существование.
“Я стал тем, что ненавижу - цепким суккубом-любовником. Стольких поддевал, и теперь сам такой.” Через историю Беллы и Дункана Ведерберна показана ирония ситуации, когда мужчина хочет свободных отношений с женщиной, но при этом хочет полного над ней контроля.
Белла, представительница тропа “рожденная сексуальной вчера” действительно родилась практически вчера. Ее мозг не превышает возраста пяти лет по крайней мере большую часть хронометража фильма. Основываясь на психологических исследованиях, можно утверждать, что насилие, переживаемое в детском возрасте оставляет большую травму на психике человека.
Несмотря на то, что в фильме, как часто и в жизни, насилие совершается с согласия ребенка(Беллы), можно рассматривать предлог для действий ее сексуальных партеров как форму подкупа жертвы насилия. Также предпосылкой к сексуальным действиям является небольшой жизненный опыт, невозможность критично оценить ситуацию, любопытство.
Описание сексуального насилия, чем и является опыт Беллы, в фильме преподноситься как свобода выбора и сексуальное раскрепощение женщины.
Итак, мы уже подобрались к описанию пеdofiлии в данном фильме и оправдании данного ужасного феномена согласием ребенка на половой акт за неимением социального воспитания. К сожалению, именно неопатриархат и либеральный феминизм способствуют социальному поощрению пеdofiлии, как выбора РЕБЕНКА иметь половые отношения со взрослым мужчиной.
Следует сказать, что радикальный феминизм выступает за выбор женщины в отношении собственной карьеры, социальной роли и сексуального поведения. Однако он не поощряет сексуальные отношения между несовершеннолетними девочками и совершеннолетними мужчинами по причине отсутствия у ребенка сформированности мышления, и как следствие отсутствие осознанного выбора.
Кому же выгодно воспитывать, в том числе с помощью фильмов как “Бедные и Несчастные” поколение девушек, которые будут подвергаться насилию со стороны взрослых мужчин, не осознавая собственной значимости в жизни, но при этом, движимые модой на “выбор”, подстегиваемые этими же мужчинами насильниками выбирать сексуальные отношения с ними, потому что эти девушки “сами могут творить свою судьбу”, “выбирать”? Потому что дети в пубертатном возрасте “хотят секса” с пеdofiлами. Да, все верно, это выгодно мужчинам разных категорий. Неуверенным в себе мужчинам, которые не терпят сравнений с другими половыми партнерами, поэтому их партнером должна стать несовершеннолетняя девушка, насильникам, которых не выбирают девушки, принимающие решения, в том числе относительно секса, осознанно, потому что их иначе не выберут, мужчинам с психическими отклонениями (пеdofiлам).
Так высказывается о картине ее режиссер, Йоргос Лантимос:
“Что мы хотели сделать, так это справиться с этим так же, как [мы] справлялись со всем остальным, например, так же, как героиня Беллы ни в чем не испытывает стыда и ни о чем не имеет предвзятых мнений. То же самое она говорит и о сексе”, - объясняет Лантимос. “Поэтому она не должна была испытывать стыда, а просто исследовать его и переживать так же, как она переживает еду или что-то еще. И что-то из этого доставляет удовольствие, а что-то ей хочется выплюнуть".
Эмансипация или эксплуатация? Как табуированность женской сексуальности заменяется выгодной мужчинам раскрепощенностью.
Что скрывается за видимостью сексуальной свободы женщин, когда она оказывается инструментом эксплуатации?
Исследование своего тела у Беллы начинается с влечения к самоудовлетворению. По средствам мастурбации героиня постигает удовольствие, которое “можно контролировать”. Несмотря на шок среди ее близкого окружения: гувернантки и ассистента-жениха, не знакомая с социальными нормами, Белла не видит препятствий для мастурбации по желанию в любых местах и прилюдно. Это, безусловно, раскрывает важный аспект социального давления на женщин - требование невинности. Говорить о своих желаниях открыто, участвовать в секс-просвещении, заниматься самоудовлетворением или сексом для женщины считается “грязным”. Далее пояснением от фильма такому явлению будет считаться боязнь мужчин сравнения женщиной предыдущего сексуального опыта с крайним опытом, полученным с нынешним мужчиной, и как следствие уязвление и разрушение эго этого мужчины при отрицательной оценке со стороны женщины его навыков. Такая логическая связь образуется по причине существующей в патриархальной системе мужской конкуренции, где доставлять женщине удовольствие считается базовой настройкой мужчины, и если таковой нет, и нужно чему-то учиться (что и является единственным способом действительно доставлять удовольствие сексуальному партнеру, как со стороны женщины, так и со стороны мужчины; но стоит отметить, что женские половые органы устроены сложнее и меньше изучены, так что мужчине для действительно хорошего результата стоит изучать большее количество информации и больше пробовать) мужчина в кругу мужчин будет считаться никчемным, неполноценным и т.д. В обществе, в т.ч. современном, при таких установках мужчины вместо работы над деструкциями в мужском социальном обществе, решают проблему через угнетение женского пола, используя привилегии влияния на общественное сознание. Явными примерами такого поведения можно считать следующие мнения:
- Женщина, не получающая оргазма от пенитрации фригидна.
- Женщина в половом акте не нуждается в испытывании оргазма/разрядке, потому что природно ей важен лишь процесс соития.
- Существуют два вида женского оргазма: вагинальный и клиторальный.
Все эти утверждения, имеющие довольно высокую популярность, являются ложными, но тем не менее используются многими мужчинами для оправдания собственного движения по пути вышеописанной деструкции и некоторыми женщинами для оправдания мужчин из близкого круга.
К сожалению, тема табуированности женской сексуальности, в особенности в контексте изучения собственного тела, показана в фильме неплохо лишь на раскрытии подтемы самоудовлетворения.
Старт независимости женщины начинается с борделя.
Пожертвовав все деньги Дункана нищим, Белла разрывает с ухажором отношения и видит в приобретенном положении возможность. Теперь за отсутсвием содержащего ее мужчину, она должна найти способ выжить: заработать денег, найти ночлег и комапнию. Приходя в публичный дом, Белла говорит о своих желаниях касательно работы: “Мне нужны секс и деньги. Мне нужен любовник как Ведербер, но который не будет требовать много внимания и по 20 минут за раз. В остальное время я буду изучать мир и то, как его улучшить.”. Хозяйка отвечает: “Женища прокладывает путь к свободе, как чудесно” - в этой реплике мы наблюдаем идею неопатриархата и либерального феминизма, выступающих за “выбор женщины”, если это касается ее эксплуатации, в данном примере - проституции.
По какому же пути теперь идет Белла? Увидим ли мы ее попытки изучения мира: науки, искусства, социума? Ответ очевиден.
Ни одна идея Беллы, высказанная в борделе для улучшения системы проституции так и не стала успешной. Белла подстраивается под бордель, наносит на мужчин одеклон, если от них исходит зловонный запах, чтобы скрасить процесс. Но какой процесс она пытается улучшить? Процесс насилия и эксплуатации, унижения и объективизирования. Все это - будто отражение стараний либерального феминизма. Поэтому, если вы Некоторые страны пытаются легализировать проституцию, при этом рабские отношения между сутенерами и “работниками” отрасли не меняются, как не меняется и вседозволенность клиентов. Также продолжает усугубляться воприятие мужчинами-клиентами борделей, женщин в целом.
«Существуют ли этичные и гуманные способы поддерживать индустрию, основная продукция которой — изнасилования, а основные потребители которой — насильники?» — спрашивает Люба Файн (Luba Fein), представительница движения против проституции в Израиле на конференции международной организации «Исследования и образование по проблемам проституции» (Prostitution Research & Education) и объединения переживших проституцию SPACE International провели в Берлине, в Германии, где она легализована.
Подробнее о конференции, а также об исследовании о проституции здесь
В фильме, как и в странах, где проституция ститается работой, отвергается самая важная деталь, отличающая эту сферу от “профессиональной” - она основана на насилии. “Приходится прогибаться под мир, потому что это прибыльно. Заявлять о правах женщин - это идеализм” - подается в картине, как истина. Показано также, что Белла испытывает и сексуальное удовлетворение с некоторыми посетителями борделя, что само по себе искажает объективное представление о сфере, а также показывает полное отсутсвие раскрытия настоящих факторов, необходимых для женского сексуального удовлетворения.
Беллу “поражает” количество странных желаний клиентов - и это описание всех новых эмоций, которые она приобрела в публичном доме. Данные слова произнесены не одной из женщих, подвергающихся насилию в сфере проституции, они произносятся устами протагониста, главной героини фильма, что и заставляет снова утвердиться в идее: Бедные-несчастные являются рупором прежде всего мужчин, в частности мужчин-насильников.
Также сюда можно отнести и такие реплики:
-”Шлюхи”, говорит Дункан Белле и ее “коллеге”, социалистке
-”Мы себя создали сами”, отвечает Белла.
Противопоставляются не диаметрально противоположные условия жизни женщины в обществе: выживание в насилии / жизнь со свободой и выбором, а лишь оттенки жизни в насилии: рабство у одного мужчины / рабство у сотен мужчин.
Также "противопоставить" фильм пытается образ Беллы и новосозданной Годвином девушки. Господ после ухода своего создания, решает сотворить нового, при том выбирает он снова женское тело. “Белла стала такой, из-за того, что я позволил развиться в ней эмоцям. В новом создании они не развиваются.”, говорит хирург. Биология вышла из этого фильма вообще во всех смыслах, данное высказывание нельзя списать на погрешность “фантастического мира”. Чувства заложены в человеке изначально, они не стоят выше когнитивной деятельности, если мы будем опираться на научные исследования, однако во главе нашего организма стоят. Например, подавленные эмоции вызывают воспаление заболеваний: проблемы с сердечнососудистой системой, ослабление работы нейронных связей и тд. Нередко подавленные эмоции у мужчин вызывают инфаркты/инсульты в давольно раннем возрасте.
Второе создание, девушка №2 противопоставляется Белле, потому что не изучает мир так, как она из-за отстутствия столь большого интеллекта, в том числе эмоционального, как преподносит фильм, что само по себе выглядит и звучит нелогично, глупо и странно. Именно вторая девушка развивается, как ребенок, она медленно учится, не стремиться стать жертвой насилия. В их с Беллой взаимодействии девушка только говорит Белле, что она “шлюха”. Это подано так, будто второе создание повторяет мысли патриархального общества, используя слэтшейминг. Но можно ли действительно противопоставить этих девушек на почве борьбы женщин за свободы и права? Разве Белла, не использующая слэтшейминг, на словах распинающаяся про глупость и жестокость мужчин не играет всеми своими действиями по правилам патриархата, являясь лишь инструментом для удовлетворения желаний насильников?
Итог произведения: какова конечная идейная составляющая фильма Бедные-несчастные?
Люди, любящие глубокое кино, после просмотра двух часов картины могут отставить отмену данного фильма и сказать, что неприятные ощущения от просмотра, педофилия, насилие, псевдо-интелектуальность Беллы и прочее были показаны не как пример, а как отражение системы, которая существует, и с которой вероятно нам следует что-то сделать. Я и сама при просмотре надеялась на перелом в характере персонажа в финальном акте, однако концовка Бедных-несчастных только утвердила меня в правильности названия этой статьи.
Итак, Белла хочет стать врачом, хочет выйти замуж за ассистента. Ни сама героиня, ни другие персонажи не расценивают опыт её жизни как насильственный, полный ограничений свободы и т.д. Белла лишь говорит бывшему мужу Виктории (так раньше звали женщину в чьем теле ее мозг сейчас находится), что в борделе было увлекательно и интересуется у жениха, комфортно ли ему будет брать ее замуж, учитывая социальные нормы и ее огромный половой опыт. Ассистент с барского плеча, размышляя над опытом невесты в борделе, отвешивает “здравую мысль относительного женского сексуального опыта” (как это подается в фильме): он завидует тем мужчинам, что побывали в ее теле. Поведение ассистента не просто устраивает Беллу, она “наслаждатеся практичной любовью”.
Насилие и педофилия не изображаются как ужасные и травмирующие события не только со стороны реакции Беллы, но и в реакциях любых других персонажей. Страдание героини из-за неравенства, показанного через рабство нищих людей, работающих в яме, есть, а психологического надлома, с которым сталкиваются жертвы сексуального рабства, педофилии и т.д. - нет. Поэтому, возвращаясь к первому абзацу данной подтемы, фильм Бедные-несчастные не является глубоким, хотя явно хочет таковым казаться. Он пропагандирует идеи неопатриархата и либерального феминизма. Оба этих социальных явления пытаются нормализовать угнетение женщин, и в этой статье, мы немного раскрыли: кому это выгодно и какие влечет за собой последствия.
Я всегда говорю, что произведение можно назвать полноценным, если в нем многогранно отражена тема и обстоятельства, в которых разворачиваются события. Данной картине таким отличиться, к сожалению, не удалось.