Глава 94.
Шахтёрск это даже не город, а рабочий поселок, как выяснилось, состоящий из одной улицы с простенькими хрущевскими пятиэтажками по обе стороны. В шахтоуправлении Саше сказали, что праздновать день Шахтера будут в субботу, что в шахту его пустят только после инструктажа хоть завтра. Инструктаж включал обучение пользования самоспасателем, прохождения в оном дымного штрека. Сашу закрепили за опытным рабочим, выдали новенькую спецовку черного цвета, шахтерские сапоги с металлическими пластинами в носах, красную каску. Даже нижнее белье с завязками вручили ему. В ламповой всем шахтёрам смены, в том числе и Саше, выдали лампы с аккумулятором и самоспасатели типа противогаза. Кроме этого, проходя по коридору, Саша вместе со всеми получил тормозок (набор продуктов: кусок колбасы, луковицу, термос с горячим супом и фляжку с кофе с молоком или с водой).
Вот он, обвешенный всем необходимым, уже спускается на "козе" (вагонетке для людей, а не для угля) на горизонт (глубину) 160 метров. С бригадой шахтеров нужно было дойти по темным штрекам , пахнувшим сырым свежим деревом до лавы.
Очистной забой или лава крепился на шахте "Ударновская" деревом. В первый день "в забой отправился парень молодой", в очистной забой добывать уголь для страны, как в известной песне.
Шахтеры любят пошутить над новичками. Нашего молодого парня поставили подчищать уголь за комбайном, что обычно выполняет очистной плуг, очень тяжёлый, его надо постоянно переносить, а тут дармовые рабочие руки. Саша сгребал уголь лопатой, сзади его подгонял, подпирал в спину конвейер. Он так устал, что в следующий раз попросился в посадчики, выбивать стойки.
Старые шахтеры рассказывали, как в давние времена посадчик шел с топором на длинной рукоятке и выбивал им деревянные стойки. Кровля опускалась иногда так быстро, что посадчик едва уносил ноги. Конечно, сейчас было все гораздо безопаснее и медленнее. После смены, грязные, черные, как негры, шахтеры сдавали лампы, самоспасатели и шли отмывать угольную пыль. Придя в общежитие, Саша посмотрелся в зеркало: Ну вот, теперь я настоящий шахтер, глаза подведены черным, из-под ногтей тоже не вымылось. Завтра возьму с собой фотоаппарат. Снимков наделать надо. И себя тоже надо сфотографировать на память. Ларочке покажу." Он сел на кровать и почувствовал страшную усталость. "И чего это я мучаюсь? Надо поспать и буду, как огурчик", думал он, вытягиваясь во всю длину.
Как по вашему, какой самый главный праздник в Шахтерске? Правильно - День Шахтера! Весь город заранее готовится к нему. А наш герой зарядил фотоаппарат и вместе с соседом по общежитию отправился на праздник. Кругом люди, весь городок высыпал на улицу. Звучат песни. На сцене, построенной на главной площади, уже выступают местные артисты, позже их сменят приезжие. Начался праздник с шествия шахтеров с транспорантами, шарами, цетами по главной улице к площади. Шахтеры все в черных мундирах со звездочками, шевронами, в орденах и медалях. У горного мастера две звёздочки, у зам, начальника три, у начальника участка четыре а у директора шахты одна большая звезда. Очень красивая и нарядная форма была у шахтеров.
После шествия начинается веселье. Соревнуются горноспасатели, проходчики, ребятишки и все, кому не лень. Кругом торгуют, кормят ухой из огромного котла полевой кухни. Гремит музыка. Саша не успевал щёлкать затвором.
Шахтёрск хорош для Саши ещё и тем, что там был большой морской порт, оборудованный для отгрузки угля на баржи. Уголь, кстати, очень качественный, ценный. Был и рыбколхоз. Саша фотографировал рыбаков с уловом. Рыба на Сахалине всегда была главным богатством. Это сельдь, горбуша, навага, нерка, лосось, камчатский краб, икра. Перед отъездом с Сахалина Саша купил литровую банку красной икры прямо в рцбколхозе. Ему, как корреспонденту, продали без звука. В выходные Саша облазил все окрестности, взбирался на самую высокую гору, с которой открывался потрясающий вид: море, лесистые горы, озеро, городок, шахта. Все ,как на ладони. Был Саша и в краеведческом музее, знакомился с историей Сахалина. Он, конечно знал, что остров был после русско японской войны захвачен японцами, а после окончания второй мировой возвращен, а жители японской национальности репатриированы. Их дома отдавали нашим переселенцам с материка, но они не были пригодны для зимнего времени, в них не было печей. Наши переселенцы быстро сориентировались, начали делать кустарным способом кирпичи сами и класть печи. Конечно, строили и новые дома. Осваивали остров заново. Да, а в царское время на Сахалине содержались каторжники, Антон Павлович Чехов был там и написал книгу путевых заметок "Остров Сахалин". А ещё раньше на Сахалине жил коренной народ айны, чернобровые, с густой растительностью на головах и на лицах мужчин и женщины с татуировками вокруг губ, в виде огромной улыбки. Айны - коренные жители не только Сахалина, но и всех японских островов. Учёные до сих пор ломают головы к какому этносу их отнести.
Самолёт из Хабаровска прибыл в аэропорт Пулково в полдень. Лара приехала за полчаса на экспрессе, смотрела на летное поле сквозь стекло. Когда объявили прибытие самолёта, сердце ее подпрыгнуло,и стало нечем дышать. Вот, вот он идёт по летнему полю. Лара бросилась к выходу. Саша тоже искал её глазами, вертя головой. Боже, до чего он красивый, стройный! Какая лёгкая, спортивная у него походка. В руке несёт сумку, ручки которой натянуты, готовы оторваться от тяжести, а ее Саше хоть бы что. Только мышцы на руке вздуты бугром. Вот он увидел Ларочку и улыбка осветила его лицо. Лара вспорхнула с места и обвилась вьюнком вокруг любимого.
- Сашенька, милый! Как долго я тебя ждала! Как долетел? Все в порядке?
- Как видишь! Ларочка, я тебя больше одну не отпущу никуда. Смотри, как парни на тебя смотрят. Шеи свернули. Ты у меня самая красивая! - покрывая поцелуями ее лицо, говорил Саша.
- Куда поедем, Саш? К тебе в студгородок? Или ко мне на квартиру с моей Антониной Ивановной знакомиться?
- Конечно к тебе! Мне надо с твоей хозяйкой подружиться. У меня в сумке литр красной икры для тебя и нее.