Военка. Российское и зарубежное военное обозрение. 30 августа 2024 г. - Министерство обороны Румынии 28 августа 2024 года опубликовало законопроект, предлагающий закупку 32 истребителей-невидимок F-35A через программу Foreign Military Sales (FMS), межправительственное соглашение, заключенное при содействии Министерства обороны США. Это предлагаемое приобретение, оцениваемое в 6,5 млрд долларов, станет крупнейшей военной покупкой Румынии с 1989 года. Румыния рассматривает эту программу как важный шаг в укреплении обороноспособности страны как члена НАТО, при этом ожидается, что дополнительные закупки самолетов будут произведены после 2024 года.
В последние годы Румыния активно укрепляла свою военную инфраструктуру, включая размещение радарных систем НАТО вблизи Черного моря для мониторинга региональных событий. На фоне этих усилий румынские военные чиновники выразили обеспокоенность по поводу потенциальной эскалации с Россией. Кроме того, страна сталкивается с внутриполитической неопределенностью перед выборами 2024 года, где возможный рост влияния крайне правых может повлиять на ее политику в Европейском союзе.
Учитывая эту ситуацию, текущая стратегия ПВО Румынии предполагает проведение непрерывных миссий под командованием НАТО с использованием нескольких эскадрилий самолетов F-16, приобретенных у Португалии, США и Норвегии. Однако эти F-16 рассматриваются только как среднесрочное решение из-за их ограниченных оперативных возможностей в условиях развития технологий самолетов пятого поколения. Существующий флот F-16 планируется постепенно вывести из эксплуатации в период между 2034 и 2040 годами после недавнего поэтапного вывода из эксплуатации самолетов МиГ-21 LanceR.
К этому времени Румыния намерена в первую очередь полагаться на F-35, приобретенные на этом начальном этапе, а дальнейшие закупки самолетов ожидаются после 2024 года. Такой подход направлен на обеспечение долгосрочного решения для защиты воздушного пространства Румынии и полной интеграции в Интегрированную систему противовоздушной и противоракетной обороны НАТО (NATINAMDS).
Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!
Процесс приобретения F-35 начался в 2019 году, когда Румыния направила правительству США письмо-запрос (LOR) о цене и доступности с целью сбора необходимой информации для будущего планирования в рамках программы FMS. В то же время Румыния работала над поэтапным отказом от своих устаревших самолетов МиГ-21 LanceR в пользу F-16, переход, одобренный Высшим советом обороны в 2022 году.
Прогресс в этом приобретении продолжился пересмотром концептуального исследования для F-35 в августе 2023 года, за которым последовало утверждение документа эксплуатационных требований комитетом по эксплуатационным требованиям ВВС в сентябре 2023 года. Впоследствии, в октябре 2023 года, парламент Румынии уполномочил Министерство обороны приступить к закупке 32 самолетов F-35A в рамках программы FMS. Для оформления этого решения в ноябре 2023 года в Министерство обороны США было подано письмо о предложении и принятии (LOA), обеспечивающее базовый пакет, связанный с приобретением F-35.
Забегая вперед, ожидается, что первая партия самолетов F-35 прибудет в Румынию после 2030 года. План состоит в том, чтобы полностью интегрировать эти самолеты в военно-воздушные силы страны, что соответствует ожидаемому принятию НАТО F-35 в качестве стандартного истребителя пятого поколения. Чтобы решить ожидаемую нехватку подготовленных пилотов для нового флота, Румыния присоединилась к программам Euro-NATO Joint Jet Pilot Training (ENJJPT) и NATO Flight Training Europe (NFTE).
Эти инициативы предоставляют ценные возможности для обучения вместе с пилотами из других стран-членов НАТО и дополнят существующие учебные ресурсы Румынии, включая программы в Соединенных Штатах. Румыния является участником программы ENJJPT с 2017 года и присоединилась к программе NFTE в 2021 году, продолжая при этом участвовать в учебных программах США через Учебную эскадрилью содействия безопасности ВВС (AFSAT).
Оценочная стоимость первоначальной фазы приобретения составляет около 6,5 млрд долларов США, а окончательные расходы будут согласованы с правительством США. В частности, ожидается, что расходы на персонал будут покрыты в рамках существующих ежегодных бюджетных ассигнований, не требуя дополнительного финансирования.
F-35A Lightning II, американский многоцелевой истребитель-невидимка пятого поколения, производимый Lockheed Martin, оснащен турбовентиляторным двигателем Pratt & Whitney F135-PW-100 с форсажной камерой. Этот двигатель обеспечивает максимальную тягу 190 кН и отношение тяги к весу 11,47:1 при использовании форсажной камеры, что позволяет самолету развивать скорость до 1,6 Маха (1930 км/ч) и обеспечивает боевой радиус около 1135 км на внутреннем топливе. Разработанный для маневренности, F-35A имеет максимальный предел перегрузки 9g и улучшенный аэродинамический контроль с помощью своей электрогидростатической системы привода (EHAS), которая питает как основные, так и вспомогательные поверхности полета.
Оснащенный передовым набором датчиков и авионики, F-35A включает в себя радар AN/APG-81 Active Electronically Scanned Array (AESA), поддерживающий как режимы «воздух-воздух», так и «воздух-земля», такие как картографирование с высоким разрешением и боевая идентификация. Его электрооптическая система наведения (EOTS) объединяет возможности наведения с минимальным влиянием на эффективную площадь рассеяния радара, в то время как система распределенной апертуры AN/AAQ-37 (DAS) обеспечивает 360-градусную ситуационную осведомленность, способную обнаруживать запуски ракет с расстояния до 1900 км.
Системы связи самолета оснащены многофункциональным усовершенствованным каналом передачи данных (MADL), обеспечивающим безопасную, малозаметную связь с другими платформами. Между тем, панорамный дисплей кабины пилота (PCD) и нашлемная система отображения (HMDS) предоставляют пилотам комплексный цифровой обзор боевого пространства, интегрируя данные в реальном времени с различных датчиков как на борту самолета, так и за его пределами.
Что касается вооружения, F-35A оснащен внутренней четырехствольной вращающейся пушкой GAU-22/A 25 мм и может нести до 8165 кг боеприпасов на 10 боевых модулях, включая как внутренние, так и внешние точки подвески. Внутри он может быть вооружен ракетами класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, бомбами с GPS-наведением GBU-31 JDAM и бомбами с лазерным наведением GBU-12. Снаружи он может поддерживать дополнительные ракеты класса «воздух-воздух», такие как AIM-9X Sidewinders, и различные боеприпасы класса «воздух-земля».
В то время как самолет сохраняет свой профиль скрытности только при загрузке внутренних отсеков, он также может работать в конфигурации «режим зверя», неся максимальный боезапас для не скрытных миссий. Это универсальное вооружение в сочетании с его передовыми системами слияния датчиков позволяет F-35A преуспевать в различных типах миссий, от превосходства в воздухе и непосредственной авиационной поддержки до стратегических бомбардировок.
Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!