Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Подай знак” (2024, Blink Twice): Красный кролик выбирается из ловушки

Оглавление

Триллер “Подай знак”, отсылающий к нечистым на совесть миллионерам/миллиардерам и наполненный символами-намёками, поставлен Зои Кравиц (Zoë Kravitz).

Зои Кравиц – прежде всего актриса (“Дивергент”, “Большая маленькая ложь”, “Бэтмен”) и модель, она известна своим безупречным чувством стиля. Теперь и режиссёр – её дебют в постановке получился удачным и уверенным в себе. А также дочь актрисы Лизы Боне и замечательного музыканта Ленни Кравица.

Она начала работу над сценарием в 2017 году и назывался он Pussy Island (“Остров кисок”, что бы это ни значило). Сначала это был, по её утверждению, поток сознания. Позже появился сюжет, вдохновлённый скандальными событиями #МеТоо, произошедшими в мире шоу-бизнеса, но в итоге подтекстом идёт совокупный опыт её собственный и женщин, которых она знает.

Постер к триллеру "Подай знак" (2024)
Постер к триллеру "Подай знак" (2024)

Будучи феминисткой и выступая за гендерное равенство, она посвятила свою дебютную картину именно этой теме. В её истории женщины буквально “просыпаются” от опьянения красотой райской обстановки и находят в себе силу, чтобы совершить ответный шаг. Правда, и в её феминистической картине мира не всем удаётся это сделать – кто-то не успевает спастись, а кто-то просто предпочитает блаженное равнодушие, но всё же.

Главную мужскую роль в триллере исполняет жених Зои Кравиц Ченнинг Татум. Они как раз и познакомились на кастинге к этому фильму, когда Кравиц прослушивала его на роль Слейтера Кинга. Есть, наверное, в этом доля справедливости, когда женщина управляет мужчиной, своим будущим мужем, пусть и на съёмочной площадке, но – в фильме, затрагивающем тему #МеТоо.

Ченнинг Татум и Зои Кравиц на съёмках "Подай знак"
Ченнинг Татум и Зои Кравиц на съёмках "Подай знак"

Сюжет

Официантки Фрида (Наоми Аки) и её подруга Джесс (Алиа Шокат) работали на высококлассном благотворительном приёме, организованном IT-компанией King-Tech, принадлежащей миллиардеру Слейтеру Кингу (Ченнинг Татум).

Слейтер Кинг вернулся в общество после годового отсутствия. Он удалился от дел из-за скандала, связанного с его именем, на свой остров. По его словам, он хотел переосмыслить свою жизнь. Но что именно он сделал, так и не было обозначено, в фильме обошлись фразами: “злоупотребление властью” (abuse of power) и “достойное сожаления поведение” (regrettable behavior).

Фрида тщательно изучила информацию о Слейтере перед приёмом и, несмотря на запятнанную репутацию, его личность очаровала её. На приёме она не сводила с него глаз.

Джесс устроила им обеим проход к гостям – она принесла платья, чтобы слиться с толпой и отдохнуть как элита. Как ни иронично, но им действительно это удалось. Слейтер обратил внимание на Фриду, был с ней очень мил, вёл себя как джентльмен. И в итоге по окончании вечера пригласил обеих официанток с собой и своими приближёнными на остров.

На острове они сдали телефоны на хранение помощнице Слейтера (Джина Дэвис), и все погрузились в беззаботное прожигание жизни. Фрида не обращала внимания на странности и не считала их подозрительными, пока её подруга Джесс не исчезла.

Галерея образов из истории “Подай знак”

Про каждого из действующих лиц дано крайне мало информации – будь то главная героиня Фрида, и уже тем более второстепенный состав, они тут обрисованы пунктиром, а выделяются скорее предметом или какой-то чертой внешности, чем человеческими качествами.

Гости Слейтера Кинга на его острове
Гости Слейтера Кинга на его острове

Вик Махони (Кристиан Слейтер) с обрубленным мизинцем, ставший генеральным директором King-Tech после скандала, звезда реалити-шоу Сара (Адриа Архона), виртуозно лазающая по пальмам, повар Коди, балующий гостей изысканными блюдами, периодически появляющийся психиатр Слейтера Рич (Кайл Маклоклен), помощница Слейтера Стейси и несколько безликих тусовщиков, составляющих фон для вечеринок.

Среди последних особого внимания, правда, заслуживает Лукас в исполнении Левона Хоука (Levon Hawke), сын актёров Умы Турман и Итана Хоука. Его персонажу досталась неоднозначная роль в этом адском котле похоти и подлости. Хотя он и не делал то, чем промышляли Слейтер и его товарищи, но пострадал потому, что мужчина. Его пол стал для него врагом, за ним ни одна из женщин не станет искать в его лице союзника в контексте сюжета этого триллера. И это очень хорошее сценарное подмечание – выделить хотя бы одну личность, которая теряется в общей негативной массе, что потом сложно разглядеть безобидного человека, кому стоит доверять.

Фрида (в исполнении Наоми Аки)
Фрида (в исполнении Наоми Аки)

О Фриде обозначено то, что она постоянно испытывает финансовые трудности, у неё нет определённой цели на будущее, но есть жуткое воспоминание из детства, когда мать пыталась покончить с собой на глазах дочери. Хотя она и говорит, что старается не вспоминать об этом, но такие вещи запросто сознание не покидают. Есть момент, объясняющий её желание находиться в поле зрения молодого симпатичного миллиардера Слейтера. “На меня наконец обратили внимание,” – говорит Фрида о своём нежелании покидать остров, когда Джесс поделилась своими опасениями по поводу происходящего здесь. Иронично, но на протяжении всего фильма в первую очередь все обращают внимание на её маникюр, чем на неё саму.

Слейтер Кинг поделился с ней тем, что ходит к психологу/психиатру, он не помнит свою жизнь до 10 лет, находится в блаженном забвении и ему нужно, по-видимому, проработать некую детскую травму. Как позже выясняется, у Слейтера Кинга есть сестра, и над ними в детстве измывался отец – это должно объяснять его чудовищные наклонности.

Слейтер Кинг (в исполнении Ченнинг Татум)
Слейтер Кинг (в исполнении Ченнинг Татум)

Слейтер часто говорит о забвении, как о чём-то спасительном, но в этом скрывается чёрный подтекст. Его вопросы, звучащие как проявление интереса, на самом деле, являются проверкой, крайне необходимой для его спокойствия. Он якобы обратил внимание на Фриду, затмив её бдительность вопросами о её личности, маникюре и шраме на виске. Она сказала, что предпочитает забывать плохое, любит сама делать animanic (маникюр с изображениями животных) и совсем не помнит, откуда у неё шрам. Опять же это очень чётко прописанные моменты, иллюстрирующие как ухаживание, так и изобличающие интерес Слейтера. Сначала это звучит заботливо, но постепенно раскрывается истинной стороной. Одними и теми же вопросами сценарий решает два вопроса.

Подтекст триллера “Подай знак”

Сценарий Зои Кравиц намекает на грязные истории, которые рано или поздно вскрываются, и в образе Слейтера Кинга теоретически может скрываться Джеффри Эпштейн – финансист, предприниматель, сутенёр и владелец частного острова. Пусть СМИ спорили, миллиардер Эпштейн или всё же миллионер, это не мешало ему иметь свой остров Литтл-Сент-Джеймс, вкладываться в благотворительность и за кулисами развлекаться с малолетними девочками. У Эпштейна даже был частный Boeing 727 по прозвищу “Лолита Экспресс”, как раз из-за его любви к очень молоденьким.

Сценарий триллера уходит от связи с малолетками, но главный злодей тут тоже владеет островом. В интервью Слейтер, строя лицо осознавшего все свои грехи человека, говорит журналистке, что на острове он разводит куриц, ест то, что вырастил сам на грядках, и ходит в одной и той же одежде. Конечно, то, что на острове он просто скрывает свою преступную деятельность, никто не должен знать. Это связывает его с Эпштейном, в реальности тот использовал остров с той же целью.

У Джеффри Эпштейна была самая близкая подруга Гислейн Максвелл. Максвелл была британской светской львицей и дочерью предпринимателя. Впоследствии она подозревалась в вербовке несовершеннолетних девочек для своего друга. В фильме, кстати, на Гислейн Максвелл намекает образ Стейси в исполнении Джины Дэвис. Стейси верна Слейтеру и беспрекословно выполняет все его задания. В фильме есть отчётливый момент, который открывает, что она совершает всё осознанно. Она бы не остановилась, продолжая служить своему хозяину без уколов совести.

Есть в фильме и ещё один красноречивый момент уже с участием персонажа Адрии Архоны Сары. Этот момент находится ближе к развязке, когда ситуация достигает своего пика. Сара пытается быть со Слейтером вежливой и не выдать своего страха перед ним. У Слейтера есть привычка спрашивать девушек-гостей, нравится ли им на острове, вкусно ли и весело ли. Она сказала, что здесь ей удалось научиться ладить с девушками, хотя раньше она тяжело сходилась с ними. Она отметила, что хотела бы основать программу по поддержке женщин, чтобы дать им уверенность, что у них есть место, куда обратиться. Она поддалась страху и эмоционально произнесла: “А то можно оказаться в странном месте, где, как ни кричи, никто тебя не услышит. Мир – очень опасное место… для женщины”.

Это очень интересно, но Дениз Джордж, которая была генеральным прокурором Виргинских островов США, куда входит Литтл-Сент-Джеймс, в период разоблачения Эпштейна, говорила: "Помните, что он владеет целым островом. Это была не та ситуация, когда ребёнок или молодая женщина могли бы просто сорваться с места и побежать по улице к ближайшему полицейскому участку". Слова, произнесённые Сарой, очень созвучны мысли Дениз Джордж.

Символы, которые используются в триллере

С помощью мелких деталей сценарий ярко воспроизводит схему построения отношений между властными мужчинами и девушками, желающими внимания и гедонистического будущего без тяжких дум о том, где раздобыть денег на оплату квартиры. Как бы девушки ни старались сохранять дистанцию и выстраивать образ сильной и независимой, они всё же оказываются в ловушке.

Если следовать по “холсту” фильма, то жизнь Слейтера Кинга состоит из зарабатывания денег, благотворительных вечеров и острова в последнее время. Ему скучно – Ченинг Татум отлично отыгрывает образ скучающего богача, который хорош собой и пользуется этим для завлечения девочек – и он придумал развлечение без последствий. Ему несложно найти свиту для участия в его вечеринках, потому что всегда есть те, кто любит “бесплатный сыр”, и те, кто хочет попасть в круг избранных. Фрида и Джесс как раз из тех, кто отлично подходит в жертвы миллиардера Слейтера. Бедные официантки, нуждающиеся в деньгах, будут польщены приглашением на частный остров.

Элементарное внимание, игра в джентльмена – и девчонки на острове. Частный остров – это символ избранного общества. А это очень приятно – ощутить себя избранным. Когда они прибыли, у них забрали телефоны. Это можно понимать, как оторванность от жизни, изоляцию. Звучит двояко, как и всё в этом триллере. Гости постоянно курят и употребляют псилоцибин/амфетамин – это контроль сознания, или то самое злоупотребление властью Слейтером. Он лишает их связи с реальностью, дезориентирует, что в итоге они не понимают, где они и какой сегодня день, буквально девушки погружаются в состояние: “На проклятом острове нет календаря”.

Но их страхи притупляются не только псилоцибином и амфетамином, их “задабривают” вкусной едой, цветами (а они тут имеют особое значение) и лёгкой доступностью всех благ. На острове Фриде постоянно на глаза попадаются красные цветы и пакеты. Пакеты – это отсылка к покупкам в бутиках, которые достаются легко, но в итоге за них всё же придётся платить, как и за букеты. Слейтер Кинг преподносит подарки в этих пакетах всем своим гостям. Об этом можно судить по полароидным фото – он преследует свою цель, раздавая пакеты с очень важным содержимым. Это всё отвлекающие манёвры, и зашифровано это очень креативно.

-6

При этом на острове постоянно ползают жёлтые змеи. Символически это поджидающая опасность, но, поскольку в этом триллере всё неоднозначно, одновременно их можно воспринимать и в положительном смысле. Как мудрость и целебный яд (всё зависит от дозировки). И ведь всё срабатывает, сценарий раскрывает символический смысл мелких предметов, появляющихся в кадре.

Подытожить всё это можно фразой из этого же триллера: “Завтрак настоящий, а извинения – враньё”. Это можно интерпретировать, как то, что доля правды есть, но не там, где её предлагают искать. Странно ждать искренности от человека, который записывает формальное видео с извинениями, а потом находит другое место для злоупотребления властью.