Что такое «механика наследия»?
Само название механики наследия (в оригинале – Legasy), намекает на то, что в таких играх действия игроков будут иметь далеко идущие и необратимые последствия. И это касается не только игрового процесса. «Наследием» нельзя назвать игру со стандартной кампанией, в которой, к примеру, игрок развивает собственного персонажа, прокачивая его умения и навыки, и от сценария к сценарию делает сюжетные выборы, получая в итоге какую-то концовку всей истории. Да, его решения влияют на прохождение, однако если после окончания игры все компоненты можно разложить по своим местам, героя «разобрать» и начать всю историю с чистого листа – это не «наследие».
А вот если перед началом первой игры вы придумываете персонажу имя, подписывая его маркером на планшете, в процессе прокачки что-то наклеиваете или пишете на картах, навсегда сохраняя прогресс, отмечаете пройденные локации прямо на игровом поле, вскрываете коробочки с новыми компонентами и правилами, при этом безжалостно уничтожая старые – вот это будет настоящее «наследие». Тогда после прохождения ваша коробка изменится до неузнаваемости, и будет не похожа на коробку друга, прошедшего ту же игру другим путем. Ее не получится «откатить» к самому началу и большой вопрос, будете ли вы играть в нее хоть раз после завершения.
Первой настольной игрой с механикой «наследия» стала вышедшая в 2011 году Risk Legasy», однако большой популярности она не снискала. Но её создатель Роб Давио не отчаялся, и его следующая легаси-игра «Пандемия. Наследие» произвела в настольном хобби эффект разорвавшейся бомбы! Семейная игра с незамысловатым игровым процессом внезапно взлетела на первое место самого уважаемого топа настольных игр сайта Board Game Geek и не отдавала первенство несколько лет (на данный момент она опустилась всего лишь до второй строчки)! Тиражи заканчивались в магазинах многих стран, а интернет заполнился восторженными отзывами игроков, рассказывающих об уникальном игровом опыте, который они не могли получить прежде ни от одной настольной игры.
Счастливчики, заполучившие себе экземпляр, обнаруживали внутри множество запечатанных коробочек, листы с наклейками и отрывными «окошками», а также стопку карт, в которые запрещено было подглядывать. Это все интриговало и настраивало на нужный лад с самого начала. Только первая партия, для знакомства с правилами, проходила как в обычной «Пандемии». Но после определенных неординарных событий игра велит игрокам вскрыть первую коробочку или конверт – и все начинает преображаться. Без лишних спойлеров скажем лишь о том, что спокойная и размеренная история про врачей и ученых превращалась практически в зомби-апокалипсис.
Такой успех новой механики не мог не породить волну подражателей и последователей. С переменным успехом геймдизайнеры стали пробовать применить наследие в играх самых разных жанров. Вот несколько примеров самых удачных представителей игр с механикой наследия:
- «Маракайбо» - стратегия о торговцах Карибского моря XVII века.
- «Мрачная Гавань» - эпичное фэнтези-приключение, когда-то сместившее «Пандемию. Наследие» с первой строчки топа BGG, среди многочисленных механик которого наследие тоже встречается.
- «Мой город» - строительство города из тетрисо-подобных фигурок на протяжении многих эпох.
- «Мачи Коро. Наследие» - пример того, что даже в маленьких и несложных играх может быть легаси.
- «Зомби в школе» - да, даже детские игры бывают с наклейками и секретными конвертиками.
Сыграли бы?