Старые фотографии - кладезь. Неизвестной картине князя-живописца Алексея Борисовича Куракина за XX столетие не раз выпадал шанс погибнуть безвозвратно, но жизнь распорядилась по-иному.
Во время экспроприации ценностей революционерами в 1918 всё награбленное из 1320 усадеб Тверской губернии свозилось в Тверь в Путевой дворец Екатерины Великой - ирония судьбы. А куда свозить - только к Матушке, ничего подобающего в округе не было :)
Можно себе представить, что царила полнейшая неразбериха: мебель, книги, предметы роскоши... Свозилось-то свозилось, да не всё довезли.
Драгоценный японский фарфор в количестве 800 единиц из усадьбы Куракиных до Твери не доехал, плошки и вазы с экзотическим рисунком для новой власти и её исполнителей особой ценности не представляли, а материал хрупок.
Ради полноразмерных фотографий посмотрите этот очерк на нашем сайте и на большом мониторе.
Картины же доехали, да не все подошли: было среди них огромное полотно от пола до потолка, места для которого просто не нашлось.
По мнению специалистов в Твери сегодня выставлено не более 10% экспонатов из бывшего имения Куракиных, остальные в лучшем случае находятся в запасниках картинной галереи.
Так картина больше сотни лет назад отправилась в Смоленск, где места ей не нашлось то же. Тем паче, что автор не Рафаэль Санти, а бывший князь Алексей Борисович Куракин - так себе рекомендация по тем временам.
Алексей был младшим из трёх братьев, созидателей усадьбы Степановское-Волосово. Средний Степан был основателем, в двух браках детей не нажил, старший Александр, прозванный князем бриллиантовым получил усадьбу в наследство, но будучи масоном, дал клятву безбрачия и законных наследников не имел.
Законных не было, но за 14 лет ссылки в имении Надеждино появилось немало деток - числом 70! Папенька был любящим и добрым, никого не бросил, а самые умненькие со временем стали баронами Сердобиными и Вревскими.
После кончины в Веймаре старшего из братьев Куракиных имение перешло младшему - Алексею. Он единственный из троих имел многодетную семью: любимую супругу Юлию Федоровну, урожденную княжну Голицыну, сына и троих дочерей.
Картины князя художника-самоучки оказали неоценимую помощь в восстановлении исторической усадьбы новыми владельцами. Оригиналы выставлены в Твери в Путевом дворце Екатерины Великой, а для усадьбы специально были заказаны копии.
Восстановление и ремонт Степановского-Волосово уже были завершены, как вдруг в 2019 в тверских архивах обнаруживаются несколько черно-белых фотографий начала XX века.
На одной из них огромная картина от пола до полка "Соколиная охота", о которой уже сотню лет не было сведений, а новые хозяева впервые узнали о её существовании.
Господин Васильев принялся наводить справки: в Твери картины не было, следы вели в Смоленск, но и там она никогда не выставлялась.
Картина считалась утерянной и лишь благодаря личным связям и настойчивости Сергея Анатольевича в подвале Смоленской галереи обратили внимание на пыльный сверток - это была "Соколиная охота" Алексея Куракина в ужасающем состоянии.
Сотня лет во влажном подвале, полотно пережило две войны, а в последней Смоленску ой как досталось, оно осыпалось, ему требовалась срочная и дорогостоящая реставрация, на которую у государства денег, естественно, не было.
Реставрацию оплатили Сергей Анатольевич и Маргарита Владимировна Васильевы, но картина-сенсация является собственность государства, поэтому для восстановленной усадьбы они заказали копию. Осуществлению планов тогда помешала пандемия.
Художница-реставратор приехала в усадьбу только в 2023. Она год работала над картиной, и в марте 2024 копия была окончена и выставлена на парадной лестнице усадебного дома.
Теперь уже известно, что прототипом для Алексея Куракина послужила картина другого живописца - француза Эмиля Орае Верне, только благородная охотница на полотне обрела лик его любимой жены, дети - их дети, а на заднем фоне в тени почти невидим сам князь.
А вот в Смоленск пока ехать рано, оригинал по-прежнему находится на реставрации. Такая вот история, картины нередко являются загадками.
Всем счастливых дорог!