Меня всегда это удивляло: почему портрет Моны Лизы приобрел такую невиданную и неслыханную популярность.
Виктор выражает свое мнение по-мужски сурово: "У нее змеиная улыбка."
А ведь красивых женщин, запечатленных на полотнах, не перечесть. Отчего же именно Джоконду Да Винчи "назначили" главной красавицей в живописном мире?
Нет, я не искусствовед и не смогу обсуждать на равных, как совершенствовал свое полотно до самой смерти, накладывая мазок за мазком Леонардо или что хотел сказать Никола Пуссен об Аркадии вон тем барашком, изображенным в правом нижнем углу...
Но в Лувр никогда не перестает выстраиваться очередь, а в самом Лувре к Моне Лизе не протолкнуться.
Китайцы и не только, вероятно, все как один отменно разбирающиеся в живописи, стоят пред шедевром плотной стеной.
Может тоже пытаются понять? Или сказано шедевр, значит шедевр.
Чем мне не угодила Мона Лиза? Бог с вами.
А вы слышали, что у нее есть на мой скромный вкус более красивая юная близняшка?
Первые сведения о существовании картины - "близняшки" появились ещё до начала Первой мировой войны, то есть искусствоведам она известна уже более ста лет.
С начала 1970-х Мона Лиза Айзелуортская хранилась в сейфе швейцарского банка.
Шли десятилетия, а серьезных исследований картины не проводилось. Методы были несовершенны, а скептики непреклонны.
"Ну зачем нам вторая Мона Лиза?" Лувру точно не выгодно.
Но всё меняется, вода камень точит. Свершилось.
Экспертиза длилась три десятилетия, на исследования было потрачено более миллиона евро. Результаты?
Полотно принадлежит кисти да Винчи, и в молодости Джоконда из Лувра выглядела как Мона Лиза Айзелуортская.
В 2012 году эксперты международной организации "The Mona Lisa Foundation" представили картину публике как ранний вариант всемирно известного полотна "Джоконда".
Вот они - две "сестрички".
"Айзелуортская Мона Лиза" была написана на 10-15 лет раньше шедевра, выставленного в Лувре.
Старшенькую в Лувре мы видели, хотелось бы посмотреть и ранний вариант, поэтому засобирались в Швейцарию.
Ничего не вышло, картина не выставляется на показ широкой публике, единственное исключение было сделано в 2019 году (500 лет со дня смерти да Винчи). Тогда картина была выставлена в палаццо Бастоджи во Флоренции.
Итальянцы тут же предприняли попытку удержать полотно во Флоренции. Мне не удалось найти сведений, вернулась ли картина в Швейцарию.
Почему же вокруг Джоконды столько "шороху"?
Разве наша Мария Лопухина кисти Боровиковского или "Всадница" Брюллова из Третьяковки в чем то уступают? А портрет княгини Марии Васильевны Воронцовой?
А портрет великой княгини Марии Николаевны, старшей дочери Николая I в Таллине?
А далее моя любимица из Прадо, надеюсь, вы ее тоже там заметили - Амалия де Льяно и Дотрес, лучезарная красавица.
Портрет был завещан музею Прадо сыном изображенной на портрете графини. Если бы не его неслыханная щедрость, не любоваться бы нам этой красотой.
Всем счастливых дорог!