30 августа 1937 года на Бутовском полигоне оборвалась жизнь иерея Сергия Воздвиженского – одного из многих священномучеников, о ком мы не имеет права забывать.
В XIX веке в Подольском уезде Московской губернии было сельцо Ивановское. В первой половине XVII века этими землями владел князь Федор Андреевич Телятевский, русский военный и государственный деятель, рында, стольник, чашник и полковой воевода времен царя Михаила Федоровича. В 1644 году сельцо выкупил Федор Одоевский, князь, голова, воевода и наместник. Сын его Василий, князь, стольник, кравчий, приходившийся правнуком патриарху Филарету, в 1674 году построил в Ивановском деревянную усадебную церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм. В XVIII столетии ее перестроили в камне, устроив и семейную усыпальницу Одоевских. Храм с четырьмя приделами имел колокольню и трапезную.
В дальнейшем село Ивановское разделили: одна его часть была пожалована Императорскому человеколюбивому обществу, крупнейшей благотворительной организации России, а вторая перешла к представителям рода Трубецких.
В 1895 году село значится как Ивановский погост в Десенской волости, в нем – старый Введенский храм, вокруг которого находится кладбище. На церковной земле стоял и дом церковнослужителей. Прихожанами храма являлись жители шести близлежащих деревень. С 3 февраля 1869 года настоятелем храма был протоиерей Иоанн Воздвиженский.
16 июня 1885 года в его семье родился сын Сергей, которого и крестили во Введенской церкви. Тот год стал знаменательным: на колокольню храма подняли колокол весом 150 пудов, пожертвованный московским купцом Н. П. Соколовым и его сыновьями. В дружной семье Воздвиженских росло четверо детей: два сына и две дочери.
Отец Иоанн также являлся священником приписанного к Введенской церкви в 1827 году храма Рождества Христова в селе Чернево.
Начальное образование Сергей Воздвиженский получил в родном селе, в двухклассной школе (училище) Министерства народного просвещения. В школе преподавали русский язык, чистописание, арифметику, Закон Божий, церковнославянский язык и церковное пение. После четырех лет обучения с благословения родителей Сергей решает продолжить образование в семинарии, чтобы в дальнейшем стать священником, как дед, отец и старший брат Василий. Однако путь к церковной службе будет долгим.
Сестра Клавдия стала женой Николая Михайловича Воронцова, выпускника Московской духовной семинарии, с 1906 года настоятеля Введенского и приписанного к нему Рождественского храмов.
В 1902 году Сергей Воздвиженский поступил в Московскую духовную семинарию и проучился там четыре года. Полученное образование соответствовало курсу гимназии, что давало право на поступление в светское высшее учебное заведение или выход на службу. В 1906 году Сергей Иванович получает должность народного учителя и посвящает преподаванию 16 лет своей жизни.
После Октябрьского переворота Воздвиженский был призван на воинскую службу в Красную армию. С 1919 по 1921 год он учитель красноармейцев. Место работы – красноармейские школы ликбеза в 1-й стрелковой бригаде Московской стрелковой дивизии (маршевые роты), сформированной в августе и отправленной на южный фронт в октябре 1919 года. Так Сергей Иванович оказался в Ростове-на-Дону.
В это время в советской стране согласно декрету от 26 декабря 1919 года начался ликбез (ликвидация безграмотности) – массовое обучение населения в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшего писать и читать. Что касается взрослых, то ставилась задача в первую очередь обучать грамоте красноармейцев и призывников, ряды которых пополнялись крестьянами, а также колхозников, комсомольцев, членов профсоюзов. Учебный процесс проходил в ликпунктах, печатались первые учебники, к примеру, букварь для взрослых авторства Элькиной, Богуславской, Курской. Во втором издании этой книги появилась ставшая исторической фраза «Мы не рабы, рабы не мы».
Но это была совершенно другая школа, не та, к которой привык Сергей Иванович Воздвиженский. Красноармейцы с трудом овладевали знаниями: не хватало сил и времени, а часто и желания. Обычным явлением был часовой у дверей класса, не дававший сбежать с урока. С учениками проводили беседы, читали газеты вслух. Кроме того, на спинах кавалеристов крепились листы бумаги с буквами и актуальными лозунгами, которые могли читать другие бойцы.
Возможно, кровавые картины Гражданской войны и призывы советского правительства верить в светлое будущее стали для Сергея Ивановича поворотным моментом в судьбе.
Отец Сергий
Сергей Иванович вернулся из Ростова-на-Дону в Москву и в 1922 году был рукоположен в иерея. До этого события Воздвиженский женился на дочери священника Димитрия Малинина, бывшего до конца 1919 года настоятелем храма святителя Николая в селе Никольское-Колчево на реке Олешенке Красно-Пахорской волости Подольского уезда Московской губернии. Супруги Воздвиженские поселились в доме Малининых при Никольской церкви. Отец Димитрий уже не служил в храме: он был арестован в декабре 1919 года по ложному доносу о причастности к «восстанию дезертиров» в Подольском уезде. В январе 1920 года его отправили в Москву и осудили за «контрреволюцию и помощь дезертирам». В это время на иждивении священника находилась его жена и девочка-сирота 11 лет.
Отец Сергий начал службу в Никольском храме только в 1924 году. В тот год его тесть был освобожден по амнистии и жил в селе Крюково Московской области.
27 января 1932 года отца Сергия арестовали и судили народным судом. Под следствием он находился один месяц, был осужден по статье 61, часть 3 УК РСФСР «Отказ от выполнения повинностей, общегосударственных заданий или производственных работ, имеющих общегосударственное значение». В период коллективизации и раскулачивания священники часто попадали под категорию кулаков и должны были выполнять задания по сдаче государству сельхозпродукции. Кроме того, священники часто подвергались наказаниям за различные нарушения, например, колокольный звон, крестные ходы, посещение прихожан дома. По приговору отец Сергий должен был выплатить штраф в размере 150 рублей.
В середине марта 1933 года отца Сергия вновь арестовали. На этот раз по статье 58-10 УК РСФСР – «пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений». Во время следственного процесса отец Сергий не стал скрывать своего отношения к новому строю и сказал о своей верности Временному правительству.
В итоге приговор, вынесенный 22 апреля 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области, звучал так: три года в Свирском концентрационно-трудовом лагере. Этот лагерь располагался в Ленинградской области на реке Свирь, в лесах. Под него приспособили строения закрытого советской властью Александро-Свирского монастыря, основанного в XV веке. В 1930-х годах заключенных заставляли работать на заготовке дров и делового леса, на строительстве ГРЭС и железной дороги. При скудном питании, антисанитарии, проживании в холодных бараках, отсутствии теплой одежды люди массово болели. В год умирало до 10 тысяч человек.
В это время власти решили закрыть храм Николая Чудотворца и приспособить его под нужды колхоза: устроить хранилище для зерна. Однако усилиями прихожан церковь удалось отстоять.
В 1934 году приговор Сергею Ивановичу Воздвиженскому был пересмотрен, и его освободили по состоянию здоровья. Отец Сергий вернулся в Никольское и был вынужден вступить в колхоз, в котором его жена уже работала счетоводом. При этом он продолжал служить в церкви. Работа супругов Воздвиженских в колхозе продолжалась недолго. Несмотря на то, что вступление в колхоз часто носило принудительный характер, их уволили как представителей чуждого и опасного пролетариату и крестьянству класса, как тех, кто не смог отказаться от веры в Бога.
В феврале 1937 года, игнорируя протесты местных жителей, Никольскую церковь все-таки закрыли. Но после закрытия она не была разорена, стараниями прихожан сохранялось внутреннее убранство храма. Кроме того, иногда в ней совершались отпевания. В дальнейшем иконы и церковную утварь передали в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве и храмы Подмосковья. Некоторое время в древнем храме размещалось зернохранилище.
Отец Сергий, чтобы прокормить семью, занялся пчеловодством. Большим подспорьем был огород и сад. Но как бы тихо ни жил священник, он всегда оставался на виду. 16 августа 52-летнего отца Сергия арестовали и отправили в тюрьму города Серпухова. Ему вменялась в вину статья 58-10 УК РСФСР – антисоветская агитация. Вины своей он так и не признал.
Тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила гражданина Сергея Ивановича Воздвиженского к высшей мере наказания – расстрелу.
Из Серпухова отца Сергия этапировали на полигон НКВД «Объект Бутово», где 30 августа 1937 года приговор привели в исполнение. 17 ноября того же года в Бутове расстреляли его друга детства протоиерея Петра Екатеринославского, настоятеля одного из храмов в селе Дунилово Шуйского района Ивановской области. Отец Петр был сыном псаломщика Рождественской церкви села Чернево Подольского района. Настоятелем храма служил отец Иоанн Воздвиженский, отец Сергея, Василия и Клавдии Воздвиженских.
1 декабря 1937 года на Бутовском полигоне также был расстрелян муж сестры отца Сергия, Клавдии, иерей Николай Воронцов, последний настоятель двух храмов: Рождества Христова в селе Чернево и Введенского – в селе Ивановское Подольского района Московской области. В их семье росло пятеро детей.
8 декабря 1937 года в Ярославской области был расстрелян родной брат отца Сергия протоиерей Василий Воздвиженский, настоятель Вознесенской церкви в селе Красное Переславского района Ярославской области.
16 июня 1989 года священник Сергий Воздвиженский был реабилитирован. 8 апреля 1993 года было рассмотрено дело 1933 года.
Лучшая память о святых мучениках – это наша молитва и восстановление храмов. В 1996 году началось возрождение Никольского храма, последним настоятелем которого был отец Сергий. Через год состоялось первое богослужение. У храма появилась главка, колокольня, трапезная, здание воскресной школы, крестильная комната, кельи для приема паломников, библиотека, ризничная, иконы в резных киотах. Особо почитается ростовая икона мучеников Космы и Дамиана. Есть и своя святыня – частица мощей преподобного Иосифа Волоцкого, которому молятся об утверждении в вере, даровании благ жизни земной и небесной, просят защиты от врагов. Все так, как, наверное, мечтал отец Сергий.