В Японии 1960-70-х подростковая преступность была большой проблемой, и в группировки объединялись не только парни, но и девушки. Женскую криминальную субкультуру того времени называли сукэбан. Это были уличные банды, состоящие из девушек-подростков, словно бы сошедших с телеэкранов: они протестовали против общественных устоев и творили беспредел на тихих японских улочках.
Слово сукэбан расшифровывается как «девушка-босс»: сукэ на сленге значит «девка», а бан — это первый слог в слове бантё:, так называли главарей подростковых банд.
После сокрушительного поражения Японии во Второй мировой войне страну оккупировали американские войска, и население не могло ничего с этим поделать. Моральный дух нации упал, возрос уровень алкоголизма и наркотических зависимостей. Эта среда породила банды малолетних правонарушителей. Зачастую в них состояли учащиеся старшей школы и иногда недавние выпускники. Несмотря на молодой возраст, они зачастую имели связи с якудза.
Сбиваться в банды стремились не только молодые люди, но и девушки: на них окружающая среда и упадок морального духа тоже сказывались. Однако действующие группировки не принимали в свои ряды девушек, что стало причиной основания движения сукэбан: так девочки-подростки бросали вызов существующим стереотипам о том, как они должны вести себя. Изначально термин «сукэбан» применялся только к девушкам-главарям, но позднее так стали называть абсолютно всех членов женских банд.
Насилие, воровство, алкоголь и наркотики — всё это не запрещалось в рядах сукэбан. Тем не менее в современной культуре их образ часто романтизируется и воспевается. Они протестовали против строгих гендерных норм, навязанных обществом, в котором доминировали мужчины. Сукэбан бросали вызов обществу и, естественно, это выражалось в их манере одеваться.
Первой под раздачу попала женская школьная форма, которую девушки видоизменяли, как захочется: закатывали рукава, заменяли школьные туфли на кеды, удлиняли юбки, укорачивали блузки, чтобы оголить талию, и красили волосы в смелые цвета, что, разумеется, строго запрещалось в школах. Сукэбан-выпускницы продолжали носить школьную форму и во взрослой жизни, порой изменяя её до неузнаваемости, например, вышивая розы, слова и названия родных банд.
Также сукэбан выступали против сексуализации женщин. Удлинённые юбки, скрывающие ноги, спортивные костюмы в качестве повседневной одежды на выход, короткая стрижка, агрессивный макияж или его полное отсутствие — в те времена всё это кричало о нежелании стать объектом мужских фантазий.
Однако сукэбан прославились не только издевательствами над школьной одеждой и смелыми взглядами. Многослойная и довольно закрытая форма помогала им незаметно носить на себе оружие — например, ножи и бритвы. Чаще всего сукэбан занимались магазинными кражами, но иногда решались на взломы и публичные конфликты с другими бандами. В таких столкновениях могли пострадать и простые граждане, ведь девушки не гнушались применять холодное оружие, которые держали при себе. Например, сукэбан по прозвищу Бритва Кэй-ко, глава банды из 50 человек, прославилась жестокими методами борьбы: она резала лица врагов бритвой, которую прятала в бюстгальтере.
Группировки сукэбан были довольно крупные: от нескольких десятков человек до, как говорят, нескольких тысяч. По слухам, самая большая банда сукэбан —банда района Канто — объединяла более двадцати тысяч девушек из разных городов! Не каждый клан якудза может похвастаться таким количеством.
Сукэбан в культуре
Как и любая другая субкультура с ярко выраженным стилем, сукэбан со временем нашли своё место в поп-культуре Японии.
Знаменитая кинокомпания Toei любила снимать фильмы про девушек-бунтарок: такие героини встречаются в картине «Сукэбан по кличке Герилья» (1972) и серии фильмов «Ужасная школа для девочек» (первый фильм снят в 1973). Они были сняты в жанре пинку-эйга, буквально «розовые фильмы». Такое кино содержало большое количество сцен насилия и эротики и эксплуатировала образ женщины в криминальной среде. Так сукэбан напоролись на то, против чего сами боролись — на сексуализацию. На экранах их показывали не суровыми девушками, орудующими ножами и цепями, а полуголыми красотками, дерущимися между собой.
По воле других режиссёров девушки в длинных школьных юбках превращались из уличной шпаны в антигероев с самурайскими мечами и кодексом чести, что тоже было далековато от истины.
Образ девочек-бунтарок проник и в аниме-культуру. Например, сукэбан должна была стать одна из центральных героинь аниме и манги «Сэйлор Мун»! По изначальной задумке персонаж Кино Макото, более известная как Сэйлор Юпитер, была именно предводительницей банды сукэбан.
Сукэбан посвящена франшиза Sukeban Deka, в которую входит в том числе манга, телесериал и три фильма-адаптации. По сюжету 16-летней сукэбан по имени Саки предлагают стать детективом под прикрытием, чтобы избежать тюрьмы. Вынужденная сотрудничать с полицией, Саки проникает в школы по всей стороне, чтобы разоблачать скрывающихся там преступников. Как можно понять по количество продуктов во франшизе, история пользовалась популярностью!
Настоящие сукэбан уже давно выросли и разбрелись по разных жизненным дорогам, оставив бунтарскую молодость в прошлом. Сейчас они остались лишь частью истории японской уличной моды и героинями художественных фильмов, больше опирающихся на фантазии, чем на реальность.
Понравилась статья? Ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь (´• ω •`)ノ