Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

34 вопроса, которые вы можете задать в процессе когнитивно-поведенческой кинотерапии

Что такое – «когнитивно-поведенческая кинотерапия» вы прочитаете в последнем абзаце данной статьи. Сначала же о том, какие вопросы можно в её процессе задать!

Смотрите!

Авторы диссертации «Сила кино: модель использования групповой кинотерапии в терапевтическом лечении подростков с клинической депрессией» * предлагают после просмотра фильма обсудить его около 45-60 минут, задавая ряд вопросов. Предлагаемый перечень будет полезен специалистам, использующим кинотерапию (как направление когнитивно-поведенческой арт-терапии) для помощи клиентам (пациентам) в обеспечении их психического здоровья.

34 вопроса, которые вы можете задать в процессе когнитивно-поведенческой кинотерапии

Сначала общие вопросы:

  • Каковы ваши впечатления от фильма на данный момент?
  • Почему вам понравился или почему не понравился фильм?
  • Как вы думаете, в чем сейчас заключается идея фильма?
  • Были ли какие-то персонажи, с которыми, по вашему мнению, вы могли бы найти общий язык?
  • Кто из тех, кого вы видели, ваш любимый персонаж?
  • Были ли какие-то персонажи, которые, по вашему мнению, были вам близки?
  • Были ли какие-то сцены, которые понравились вам больше всего? Меньше всего?
  • Какие сцены и персонажи вызвали у вас наибольшие эмоции?

Здесь можно углубиться, задать вопросы об этих сценах и персонажах. Примеры таких вопросов приведу на основе сериала «Уборщица. История матери-одиночки» (англ. Maid) (это американский драматический сериал 2021 года, снятый на основе мемуаров Стефани Лэнд):

1. Как вы считаете, какие мысли подтолкнули Алекс (главную героиню, молодую маму) решиться на уход от абьюзивного (жестокого) мужа?

2. Глядя на отношения Алекс с Хенком – её отцом, как считаете сформировалась негативная схема выбора жестоких мужчин у Алекс? Повлияли ли отношения между мамой и папой Алекс на то, каких мужчин выбирает сама Алекс?

3. Какие обстоятельства, мысли, убеждения мешали Алекс выйти из абьюзивных отношений?

4. Сталкивались ли вы с подобными обстоятельствами, знакомы ли вам подобные мысли?

5. Какие сильные качества помогли Алекс уйти от жестокого супруга?

6. Какие жизненные ценности помогли Алекс справиться с трудностями жизни молодой мамы – одиночки?

7. Что вы можете сделать, столкнувшись с препятствиями, которые могут мешать вам достичь ваших целей?

8. Как считаете, какие мысли заставляют женщин возвращаться к абьюзивным мужьям (на примере жительниц приюта для жертв домашнего насилия из сериала)?

9. Что вы бы посоветовали таким женщинам, готовым вернуться к «домашнему насильнику»?

(более подробный разбор сериала и как себе помочь при эмоциональном абьюзе читайте ЗДЕСЬ)

И другие вопросы вы можете задать для углубленного использования фильма с целью помощи клиенту (пациенту) в зависимости от содержания киноленты.

Авторы диссертации «Сила кино: модель использования групповой кинотерапии в терапевтическом лечении подростков с клинической депрессией» * предлагают просмотр группой конкретного фильма «Обыкновенные люди» (англ. Ordinary People). Это американская драма 1980 года выпуска по роману Джудит Гест. И предлагают (помимо прочих) конкретные вопросы, позволяющие, по их мнению, лечению депрессии:

1. Какова была ваша реакция на смерть Бака?

2. Как смерть Бака повлияла на членов семьи (Кэлвин, Конрад, Бет)?

3. Переживали ли вы утрату в своей семье?

4. Как эта потеря повлияла на членов вашей семьи?

5. Что вы чувствовали, когда Конрад пытался покончить с собой?

6. Задумывались ли вы когда-нибудь о самоубийстве?

7. Если да, то как вы решили не делать этого? С кем (если вообще с кем-то) вы говорили об этом?

8. Кто поддерживал Конрада, когда он переживал свое горе?

9. Кто поддерживал вас, когда у вас была депрессия?

10. Мог ли Конрад более эффективно справиться с потерей брата?

И другие вопросы, ответы на которые можно дать после просмотра фильма «Обыкновенные люди».

Если когнитивно-поведенческая арт-терапия включала в себя просмотр группы фильмов, то стоит задать следующие вопросы:

1. Заметили ли вы какие-либо общие темы между всеми фильмами, которые мы посмотрели?

2. Какой из фильмов был вашим любимым?

3. Какой фильм вызвал у вас самую сильную эмоциональную реакцию?

4. С какими персонажами из всех фильмов, по вашему мнению, вы могли бы общаться больше всего? Почему?

5. В чём заключались сильные стороны главных героев фильмов?

6. В чём были слабые стороны персонажей фильмов?

7. Как вам удается использовать то, что вы узнали или почувствовали из этих фильмов, в своей собственной жизни?

Приведу пример из личной практики психолога, когда клиенту (разрешение на публикацию получено) предлагал посмотреть «Роковое влечение» 1987 года, «Идеальное убийство» 1998 года с Майклом Дугласом в главных ролях и общей темой – супружеская неверность. Названный «твикс» помог мужчине переосмыслить свои мысли и поведение (он изменял жене, что его тяготило).

С вопросами 34-мя разобрались. Теперь ответ на вопрос: Что такое – «когнитивно-поведенческая кинотерапия»?

Традиционную кинотерапию можно определить как терапевтическую технику, при которой используются коммерческие фильмы, которые специалист просит посмотреть клиента в одиночку или с другими конкретными людьми (например, членами семьи). Терапевт может выбрать несколько фильмов, которые, по его мнению, показывают трудности клиента / пациента, и после просмотра обсуждает с подопечным основные темы, затронутые в киноленте. Этот инструмент также можно использовать для пар и семей (Dermer & Hutchings, 2000). Когнитивно-поведенческая кинотерапия - это интеграция использования художественных фильмов, сериалов или видеоматериалов с идеями когнитивно-поведенческой терапии для помощи клиентам в улучшении и поддержании их психического здоровья (Галигабаров, 2024).

Итак: выше приведены вопросы, которые стоит задавать себе после просмотра фильмов (в том числе конкретных «Уборщица» и «Обыкновенные люди») или серии кино, чтобы улучшить и поддержать психическое здоровье. Вы используете когнитивно-поведенческую кинотерапию?

*Боуэн, Эрин И. Фаррелл, "Сила кино: модель использования групповой кинотерапии в терапевтическом лечении подростков с клинической депрессией" (2006). Магистерские диссертации и основные положения. 24.

Автор: Галигабаров Пётр Валерьевич
Психолог, Отношения без абьюза

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru