Младший подростковый возраст: от 9 до 12 лет.
Утрата может привести к чувству беспомощности, что прямо противоречит желанию быть независимым в этот период. У ребенка могут возникать проблемы с самоидентификацией. Ребенок может долго сдерживать эмоции и, внезапно, позволить себе оскорбление в адрес учителя, например, если его критикуют на уроке. Часто наблюдается ухудшение в образовательных показателях или борьба с авторитетами в школе.
В этом возрасте дети могут попробовать примерять на себя роль умершего родителя. Однако, взрослым не следует это поощрять. Структура семьи изменилась, и остальным членам семьи необходимо перестроиться свои привычки и правила и перераспределить обязанности.
У детей должно быть достаточно времени для игр, занятий спортом и отдыха. Для ребенка важно, чтобы его друзья были рядом.
Если с момента смерти прошло мало времени, а у ребенка настала дата рождения, нужно объяснить, что радоваться происходящим событиям и праздникам, это нормально для них.
Подростковый возраст от 13 лет.
В этом возрасте подростки обращаются за помощью к сверстникам, другим лицам – не членам семьи. Может возникнуть чувство изоляции, так как друзья и ровесники, зачастую, не знают, что сказать и как себя вести в случае утраты у друга родителя.
У подростка может начать проявляться нетипичное поведение. Здесь встречаются и побеги из дома, сексуальная распущенность, начало употребления запрещенных веществ или даже суицидальные тенденции.
Молодые люди стараются хранить молчание и не делиться своими чувствами и скорбью, так как считают, что тем самым защищают эмоции оставшегося родителя.
Важно поощрять здоровые возможности выпуска эмоций через активную деятельность, спорт, участие в общественно-полезных движениях.
Нельзя говорить подростку, что теперь он будет занимать место папы (мамы), что он стал взрослым и обязан выполнять те же функции, что и умерший. Старшие подростки сами ясно видят, что со смертью родителя изменилась их жизнь и семья в целом. Поэтому они сами могут определить себе, что теперь им нужно заботиться об оставшемся родителе. Здесь важно помочь подростку обратить фокус внимания на потребности, с которыми связано его будущее (закончить школу, поступить в вуз), а не уводить его в заботе о быте.
Предоставить подростку возможность развития по своему жизненному пути и профессиональному желанию. При этом, участие в семейном горе, посильная забота о оставшихся членах семьи, не помешают, и даже помогут справляться с переживанием утраты близкого человека.
В этот период молодые люди часто могут замыкаться в себе, стремится быть в одиночестве. Здесь не стоит постоянно пытаться вовлечь в семейные дела или внешнюю жизнь, уединение необходимо для совершения работы горя.
Пройдя завершающий этап фазы горевания ребенок (подросток) переориентирует свою привязанность на другого человека или на нескольких близких ему людей, при этом боль от утраты сменится чувством светлой память о том периоде жизни, когда родитель был с ним.
Автор: Фомина Любовь Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru