Найти тему

Мир без YouTube: как китайцы уже много лет живут в условиях тотальной интернет-цензуры

Оглавление

Китайская политическая цензура насчитывает столько же лет истории, сколько и сама Китайская Народная Республика, однако эксперты по свободе СМИ и интернета сходятся в том, что при Си жёсткость ограничений достигла запредельных значений. При этом сами китайцы, что называется, «не возникают», воспринимая государственную политику с внешним спокойствием, и либо соглашаются соблюдать запреты, либо учатся ими манкировать — при наличии технической возможности, конечно.

В целом же к цензуре очень любят обращаться исследователи и политики. Консерваторы и охранители видят в Поднебесной образец для подражания, а либералы и социалисты всех мастей, напротив, своего рода цифровой концентрационный лагерь.

При этом об истории явления говорят сравнительно мало. Постараемся исправить эту досадную оплошность!

История большой цензуры

И до коммунистов в Китае цензура правила бал. В древности этим славился великий Цинь Шихуанди — он был первым императором страны и первым, кто решил бороться с вредными книгами: считая, что ученые-конфуцианцы лишь забивают народу голову всякими глупостями, он повелел книги сжечь, а самих ученых — закопать заживо.

 Император Цинь Шихуанди
Император Цинь Шихуанди

Впоследствии всё это повторялось не раз и не два. Например, основатель Минской династии Чжу Юань Чжан не просто запрещал книги, он пошёл дальше и запретил некоторые иероглифы, способные напомнить поданным о низком происхождении монарха, ведь происходил сын Неба из крестьянской семьи, а власти добился как простой мятежник!

Фактически в Китае существовали две культуры — официальная, и неофициальная, не утвержденная государственными институтами; появилась даже так называемая «внешняя», неподцензурная история. А многие классические шедевры китайской литературы прошлых лет становились жертвами цензурных изъятий — из них изымали, в зависимости от конъюнктуры, то одно, то другое.

После падения монархии и фактического распада Китая на десятки воюющих между собой клик и правительств установилась, можно сказать, свобода печати и слова, но действовала она не везде. Во-первых, под тотальным контролем были газеты, выходившие в Манцзяне и Маньчжоу-Го, марионеточных государствах императорской Японии.

-3

Во-вторых, цензура практиковалась в районах, контролировавшихся коммунистами — это называлось чжэнфен, или «упорядочивание стилистики»: в 40-х под лозунгом стремления к совершенству в работе кампании по введению единой стилистики выливались в чистки, а в 1949-м, после победы в гражданской войне, коммунистические практики получили распространение на всей территории континентального Китая (на Тайване действовала своя, гоминдановская цензура, к счастью, всё же более мягкая).

В общем, цензура в Китае действовала всегда, сколько существовало государство. И понять, что было сначала — убежденность китайцев в её необходимости или первые попытки ограничить свободы, сегодня непросто. Да и непонятно, нужно ли…

«Диктатура Винни Пуха»

Когда председателем КПК стал Си, цензура ужесточилась ещё больше, проникая в искусство, культуру, прессу, Интернет. Показательным примером можно считать так называемый «Великий китайский файервол» плюс то, что в стране заблокирован YouTube и почти все популярные в мире социальные сети.

-4

Есть, разумеется, и альтернативные решения (даже вместо «тиктока» есть своя локальная версия, Douyin).

Запреты могут приобретать весьма причудливые, но в то же время вполне объяснимые формы. Например, нельзя писать туристические обзоры про всю страну разом, только про отдельные провинции (такое же ограничение касается и путеводителей). В общем обзоре должен быть Тайвань, но как можно упоминать Тайвань, когда центральное правительство в Пекине его не контролирует?

-5

В целом, цензура запрещает всё, что может поколебать вопросы единства страны и статус руководящих органов партии и правительства. Например, под запретом события 1989 года на площади Тяньаньмынь, вопросы автономии Гонконга и Макао, статус уйгурской и тибетской автономий, тот же Тайвань.

Многие запреты вызывают «эффект Барбары Стрейзенд». Так, после того, как некий блогер сравнил председателя Си с Винни Пухом, власти стали цензурировать это дело, и теперь за картинку с плюшевым медведем могут дать серьёзный срок, как и за фотографию или рисунок пустого стула (это — из-за получившего Нобелевку диссидента Лю Сяобо).

-6

Считаться с государственной политикой Китая в сфере цензуры приходится даже иностранным СМИ. Достаточно сказать, что в ходе визитов лидера КНР к принимающей стороне предъявляются жесткие требования, способные заткнуть за пояс райдер любой рок- или поп-звезды! В ход идут блокировки и запрет на фото- и видеосъемку, ограничение комментариев, а нежелательные публикации независимых СМИ надежно заблокированы для индексации внутри Китая.

Для всех остальных действует система премодерации — как государственной, так и корпоративной, так что в паблик попадают только те материалы, что согласованы и предельно безопасны. В дополнение к предварительной цензуре есть ещё «фабрики цензуры» — компании, которые просматривают Интернет, выискивая «крамолу». Пока они работают в ручном режиме, но возможности такого рода растут по мере проникновения в нашу жизнь искусственного интеллекта.

Великий китайский файрвол

С другой стороны, ситуация хоть и бедовая, но не катастрофическая. Во-первых, китайские власти работают на опережение и готовят альтернативу всему, что блокируют, адаптируя такие альтернативные площадки под вкус и потребности своей аудитории. В целом, контент-политика там соответствует массовым настроениям, так что недовольных мало.

-7

Другие могут попытаться обойти ограничения: одни с согласия и разрешения властей, как это делают дипломаты и чиновники, другие неофициально. При этом эффективность работы Великой китайской стены в Интернете почти такая же, как у отечественного Роскомнадзора или китайской стены аналоговой — от монгольского нашествия она не спасла. С другой стороны, файервол не ставит задачу полностью перекрыть доступ к чувствительной или запретной информации, ведь желающие могут всё найти, посмотреть, послушать в обход запретов или даже совершенно легально, предприняв небольшое путешествие в Гонконг или Макао.

Вероятно, мы просто неправильно понимаем цели и задачи этого инструмента, в то время как ограничения введены не ради запрета как такового, а просто для того, чтобы задать нормы в расчёте на то, что дисциплинированные практик китайцы сделают всё остальное сами.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также: