Здравствуйте всем нашим читателям, мы продолжаем тему носталжи по советскому прошлому. Напомню, что на канале мы вспоминаем все стародавнее и самое интересное, рвем шаблоны, развенчиваем или подтверждаем стереотипы. "Школьные годы чудесные " поет песня на линейках 1 ого сентября и сегодня. Но это же всё советские песни, в которых учительница первая моя учит буквы новые писать тонким перышком в тетрадь. Современных известных и популярных, чтоб на всю жизнь запомнилась, песен про школу нет, не сочинили пока. Так какой же была советская школа? Какими были советские ученики, и сильно ли они отличаются от учеников сегодняшних? Заглянем в школьный альбом ученика 60-х годов прошлого века.
Школа, где я учился, была бедная, с фикусами в кадках по углам большого холла. Стояла она буквой П. Директор с семьёй жил прям в одном крыле этой школы. Парты были все деревянные, соединённые вместе с сидениями, тяжелущие, неприподъёмные. В одном классе парты стояли разной высоты, под разный рост, и столешница у них была до половины наклонная, чтобы удобнее писать. А в верхней части столешницы - выемки для ручек и чернильницы. Чернильницы с собой таскали "непроливашки", которые всё время проливались. Писали перьями. Я читал с 6 лет, научился у старшей сестры, а писать учился по прописям. Язык на бок высуну, соплю от усердия и толстым золотистым пером - звездочка называлось - буквы вывожу, и всегда как назло в конце кляксу поставлю такую, что никакой промокашкой не промокнешь. Переписывай наново. Потом стал я повзрослее и тоненькими перьями - скелетиками - стал писать. Но почерк все равно, как курица лапой возила. Все мы ходили в форме. У мальчишек - заправленный под ремень форменная рубаха, брюки и еще была фуражка. А если придешь не по форме, да если родители тебя побогаче в модное что-то оденут, то на собрании обязательно на вид поставят, чтоб не отличался и другие тебе не завидовали. Школа - не подиум, пришел учиться, учись. В школе же нашей учился вся беднота: образно сказать: дети пастухов, рабочий квартал. Все поголовно - шпана. С двойки на тройку перебивались. Вытолкает меня бабушка из дому, и я еле-еле поплетусь к первому уроку: то кошку поглажу, то собаку, то встану галок и ворон в небе считаю. Бабушка мне из окна кричит: "Внучек иди, иди опоздаешь!" - и так все пять минут пока я до конца улицы не дойду. Самое моё размучение были русский и английский языки. Да Бог с ним с английским, он хоть иностранный, а уж свой родной язык, и тот не давался. Вот взяли один раз с товарищем у первой смены диктант списать. Думаем, диктант то на хорошо написан, нам не поверит никто, что сами написали. И решили мы наставить себе ошибок так, чтоб на троечку было. Сидим на уроке, по написанному пером водим, якобы пишем. Вроде бы пронесло. Сдали. Получаем назад тетради. Открываю - опять красные победили, сплошь одни ошибки, всё перечеркнуто. А английский это - ваще. Ни в зуб ногой. Откроешь учебник, а там - слова разные и все не нашими буквами, не знаю, как и что читать. Мне девчонки одноклассницы русскими буквами внизу под словами напишут. Отвечаю вслух: зе гирл, зе бирд, зе фокс, зе бох. Учительница: "Какой-такой Бог?" А это я сдуру половину букв слова бокс - коробка, значит, - по-английски, а половину по-русски прочитал. Или спросят: как морковь по-английски? А я ничего не помню, но отвечать что-то надо:"Моркоу!" - говорю. Класс как грохнет со смеху. А меня за дверь - коридорное образование получать. Учительница сама класс за парты рассаживала. Самое противное - сидеть с девчонками. За косу соседку дёрнешь – почему-то не нравится, из трубочки промокашкой плюнешь -тоже. Локтями толкаемся, чтобы сесть пошире и начинаем парту делить. Спросишь: как делить будем поровну или по-братски? Она в ответ пищит: поровну. Карандашом черту проведёшь: тебе - половина, и мне - половина, но мне - большая. Она мне учебником по голове бабах! Вот так и жили, очень дружно.
Учебники нам выдавали на год в школьной библиотеке. Если повезет, то получишь новый, свежей типографской краской пахнет, а если нет, то изрисованный весь, под редакцией предыдущих поколений: Усатая Джоконда, Сократ с рогами, к безрукой Венере руки культуриста добавлены. Зато все примеры уже решены и ответы сверху понадписаны. Красота! Я так и не знаю какого на самом деле цвета эта Джоконда: в одних учебниках она была красная, в других - зеленая, а третьих - голубая. А до Лувра я так и не доехал.
Каждый день тогда казался наполнен разными интересными событиями. Теперь силюсь что-то вспомнить из прошлого, но не очень получается. Бывало, спросят дома: как дела в школе, и ты рассказываешь взахлеб. А когда двойку получишь, то рукой только махнешь в ожидании взбучки. Вот после очередной двойки в дневнике выкинул я этот дневник в помойку. Нет дневника - нет проблемы. Идём мы с бабушкой вечером из магазина, я позади авоську с продуктами несу. А бабушка тыкает клюшкой на скамейку и говорит мне: "Смотри, смотри, бездельник, такой же ученик как ты дневник потерял." Поднимает она дневник, а на нём моя фамилия. Это дворник нашёл его и на скамейку положил. Ух, и влетело мне тогда по первое число, как говорится.
Из школьного далекого времени до сих пор помню вопрос в начале урока: "Кто дежурный?" И все, кто домашнее задание не выучил и к доске выходить не хочет, руки тянут:" Давайте я схожу, тряпку намочу!" И с этой тряпкой минут так на десять пропадёшь в длинных коридорах. К слову сказать, и коридоры, и классы в школе мы после уроков сами мыли за собой. И труд этот не считался зазорным или грязным, не в пример нынешнем школьникам. Опять же сами деревья в школьном дворе сажали. А еще мы дежурили по столовой. Столовая в школе это - вообще отдельная тема. Мы всегда удивлялись, как возможно столь невкусно готовить. Если бы случился конкурс антикулинаров, то наши столовские мэтры в белых колпаках получили бы первый приз. Экономили они на всём, как пела одна реклама: Просто добавь воды. А всё сэкономленное отправлялось в сумки поварам и уносилось домой, наверное, из благих побуждений, следуя поговорке: сытое брюхо к учению глухо. Вот я троечник через столько лет до сих пор математику знаю лучше своего внука хорошиста, чтобы там не говорили про отсталый совок. Хотя самым моим любимым уроком была длинная перемена. Выбежишь из класса со звонком, сядешь на толстые дубовые перила и катишься с третьего этажа до первого. А еще я физкультуру любил.
Помню, как в начальной школе на физре зимой выдадут лыжи с креплениями из ремней. Валенки в них сунешь, а ремни велики, лыжи на бок сдвинешь и идешь на валенках, палками отталкиваешься, лыжи на себе тащишь. Ну чем не скандинавская ходьба, с утяжелителями? В средних классах я охотно на лыжах бегал. Придем к нулевому уроку, к 7 утра, темно еще, мороз 20 градусов. Физрук спрашивает:" Пойдем на улицу? Холодно." А зря мы что ли лыжи пёрли. Накатаешься и спишь потом на литературе.
Вот современным поколениям свезло: у них планшеты, в которые хоть всю энциклопедию закачивай. А нам на литературе зададут Толстого, и изволь тащи его талмуд "Войны и мира" в школу. Портфель неприподъёмный. Зато как мы дрались этими портфелями! И не только портфелями, самосшитыми мешками для сменки на резинке. Раскрутишь его над головой и запустишь как пращу. Такая махня один раз была зимой! Класс на класс, все 60 человек в кучу, целое ледовое побоище. А с горки на портфеле? Слабо теперь вспомнить старое на своих от Луи Вуэтон? Но любишь кататься, люби и саночки возить. После 8ого класса нужно определяться.
В СССР всё чётко было: семь пядей во лбу - в университет, институт; если крепкий середнячок или хочешь пораньше специальность получить, чтобы работать пойти, иди в техникум, в цэкникум, как говорила моя бабушка; а если учиться не горазд, то - в профтехучилище, оно же ремеслуха. Никаких тебе платных мест, не можешь - досвидос. И пошёл я после 8ого класса в ремеслуху. Там всё как и в школе, но не так наседают и еще дают предметы по специальности. Помню у нас препод был по столярному делу. Здоровый такой мужик и всё время поддатый. Он себе тяжеленную метровую указку из дуба сделал. Войдет в класс, храпнет указкой по столу: "Ну что, сволочи, будем учиться?" И кто плохо сделает, этой указкой по рукам хвать, чтобы косорукому неповадно было. А если нет указки, а ты табурет кривой сколотил, то тебя табуретом, если клюшку косо склеил - клюшкой по спине огребёшь. Аж клюшка пополам. Зато мастера у него выходили настоящие, с руками оттуда откуда надо. Если твои мама и папа что-то там напортачили с руками, он твои руки оторвет и на место в плечи приделает. А еще нам форму давали. Экономия. Да, забыл, к форме школьной пионерский галстук прилагался. Но про пионеров - в следующем выпуске.