Найти тему

Ремонт ремонту рознь! Как пришлось перебирать турбину через неделю после ремонта.

Фото моё.
Фото моё.

Турбина не проходила на автомобиле и недели после ремонта в одном из сервисных центров Москвы. Клиент, который её принёс, не выдал место предыдущего ремонта, но рассказал, что почти сразу после выезда из ремонтной зоны почувствовал недостаточную тягу при наборе скорости, а особенно ярко неэффективная работа турбокомпрессора проявляла себя на подъёмах. Сказать, что он расстроился - ничего не сказать. Обиднее всего было то, что сервис он выбрал по рекомендации своего друга. Не в наших правилах огульно охаивать, поэтому мастер просто приступил к диагностике принесённого агрегата.

(Друзья! Те из вас, кто не любит читать и предпочитает смотреть видео, могут посмотреть весь процесс с комментариями профессионала по ссылке.)

Со слов клиента на автомобиле считывались ошибки по "недодуву", актуатору. Проверяем так ли это на специализированном стенде CIMAТ, полностью имитирующем работу турбины на автомобиле:

-2

Диагностика показала следующее:

-3

Левая круговая шкала показывает давление, выдаваемое оборудованием на турбину. А правая - то, что выдаёт турбина в процессе работы. Тест показал, что турбина ничего не добавляет к рабочему давлению стенда. Причин может быть несколько и гадать на этом этапе считаем бессмысленным мероприятием. Поэтому агрегат будет разобран и дефектован полностью. Также стенд показал проблему с актуатором (блоком управления турбокомпрессором):

-4

График, выходящий за красную линию, говорит о некорректной работе электродвигателя управления турбиной. В определённые моменты он подвергается нештатной нагрузке, которая может вывести его из строя в любой момент. Вскрытие покажет всё! Приступим:

-5

Турбокомпрессор является достаточно сложным агрегатом автомобиля, а в разобранном виде - это набор деталей ничего из себя не представляющий для обычного автолюбителя. Но со слов мастера Юрия, он разбирал и дефектовал такую турбину с завязанными глазами. И это не шутка - большой опыт и профессиональные знания!

После разбора Юрий начинает диагностику с картриджа:

-6

Картридж в порядке. Это корпус турбины, на котором собираются все детали: подшипники, валы, крыльчатка, геометрия... Картридж в сборе будем балансировать на специальном стенде, но об этом немного позже.

Опорный подшипник оказался с небольшим износом. Не критическим, но заметным. При ремонте турбины в компании "Вольтаж сервис" ремкомплект устанавливается в обязательном порядке, а опорный подшипник в него входит. Недавний ремонт этой турбины прошёл без ремкомплекта, видимо:

Слева снизу - снятый с агрегата подшипник.
Слева снизу - снятый с агрегата подшипник.

Втулка, как и подшипник, тоже имела небольшие следы износа. Она тоже входит в ремкомплект. Но удивило то, что при предыдущем ремонте не заменили вал. Он имеет реальные следы перегрева:

-8

И хоть промеры не показали изменения геометрии, перегрев не проходит бесследно для подобных элементов высокоскоростных агрегатов - металл меняет свои свойства и потерять необходимую геометрию может в любой момент. Вал меняем в обязательном порядке!

Остальное в порядке, но прокладка между, так называемыми, "холодной и горячей" частями турбины оказалась треснутой! Такую ставить после ремонта недопустимо!

-9

Важная часть турбины, от качества работы которой зависит эффективность агрегата в целом - "геометрия":

-10

У этой детали есть научное название, наверное. Но Юрий назвал её так, пусть "геометрией" и останется. Ему виднее. Эти лопасти, управляемые актуатором, направляют поток выхлопа на крыльчатку. Насколько точно, настолько и эффективно. Любые смещения циклов взаимной работы приводят к падению наддува. Это Юра отрегулирует на стенде.

Фазы работы электродвигателя в актуаторе также будут отрегулированы на стенде. А на фото Вы можете посмотреть на его устройство - корпус моторчика, сектор и шестерёнка с червячной передачей отлично видны:

-11

Картридж на новом ремкомплекте был собран и установлен на балансировочный стенд. Минимальные вибрации на валу и крыльчатке - залог долговечности агрегата.

-12

К картриджу подводится масло и устанавливается датчик баланса и метки дисбаланса:

-13

(14-я минута ролика для тех, кто интересуется деталями и комментариями специалиста)

Первый прогон на стенде показал следующее:

-14

На графике по горизонтали скорость вращения вала, а по вертикали - вибрация. Всё, что ниже зелёной линии - норма. Регулировкой Юра добился следующих показателей:

-15

Это уже существенно лучше, так как данные ни в какой части графика не пересекли зелёную линию. Но Юра настоящий перфекционист и не успокоился такими, в целом более чем приемлемыми показателями баланса, и продолжил колдовать с картриджем. Некоторые манипуляции я даже не понял, но результат поразил:

-16

Вибрации отсутствуют практически полностью! А мы помним, что долговечность агрегата прямо зависит от величины вибраций? Турбина, вышедшая из рук Юрия будет ходить долго!

Для сравнения он показал график производителя картриджа. Тот, который получен при тестировании нового на заводе:

-17

На нём максимальная вибрация на 0,4. Такой же картридж, ещё и б/у, Юра отбалансировал с показателями, не выходящими за 0,1 на всём диапазоне оборотов вала! Фантастика!

Следующим этапом была проверка работы управляющего контура турбокомпрессора с помощью мобильного тестера, который Юра назвал "G третий":

-18

Этот прибор ценен тем, что им можно диагностировать и регулировать работу актуатора турбины на снимая его с автомобиля! Очень ценная возможность, позволяющая клиентам компании "Вольтаж сервис" экономить на диагностике, а зачастую, и ремонте.

Собранный, отбалансированный и отрегулированный агрегат был установлен на диагностический стенд и проверка режимов работы электродвигателя актуатора показала отсутствие нештатных нагрузок. Значит регулировка удалась:

-19

График пересекает красную линию при запуске и выключении стенда. Со слов Юрия, это нормально.

Показатели наддува после сборки не вышли на требуемые показатели. Потребовалась настройка непосредственно на стенде:

-20

После нескольких манипуляций и промежуточных запусков стенда мы вышли на необходимые показатели эффективности работы турбины:

-21

Попробую резюмировать:

Относитесь серьёзно к выбору сервиса для ремонта ключевых узлов и агрегатов своего автомобиля! Скупой платит дважды. Старая истина, которую мы все регулярно забываем.

Уже отремонтированная в каком-то сервисе турбина попала в золотые руки Юрия и:

  • был установлен новый ремкомплект
  • отбалансирован картридж в показатели, лучше заводских
  • настроена эффективная и надежная работа актуатора
  • настроена работа турбокомпрессора по наддуву во всех режимаж работы двигателя автомобиля
  • дана фирменная гарантия компании "Вольтаж сервис"

Спасибо, что дочитали! За терпение и интерес к теме! Буду признателен за комментарии, подписку и лайк!

Всем добра и удачи на дорогах!