Рождение ребенка в семье - особое событие. Новый ребенок обеспечивает продолжение рода и повышает уважение семьи в глазах соседей.
Большинство этих правил, связанных с рождением ребенка, основано на вере в то, что женщина является мариме, или нечистой, во время беременности и в течение периода времени после рождения ребенка до его крещения. Когда женщина уверена, что беременна, она сообщает об этом своему мужу и другим женщинам общины. Беременность сигнализирует об изменении ее статуса в группе. Хотя она продолжает жить дома, ее муж может проводить с ней лишь короткое время, берет на себя часть домашних обязанностей.
Традиционно рождение не может происходить в семейной палатке, фургоне или жилом доме, потому что тогда жилище стало бы “нечистым”.
Существует множество обрядов, которые могут предшествовать фактическому рождению. Один из обрядов у некоторых племен включает развязывание определенных узлов на одежде будущей матери, чтобы пуповина не завязывалась. Будущая мать ходит с распущенными волосами.
Молодой матери разрешается прикасаться только к предметам первой необходимости во время карантина. Предметы, к которым она прикасается, такие как кухонные принадлежности или простыни, становятся нечистыми и позже должны быть уничтожены. Хотя все это обычно заканчивается крещением ребенка, некоторые племена необычайно осторожны. У этих племен проходит два-три месяца, прежде чем новоиспеченная мать сможет подходить к своему мужу или выполнять домашние обязанности без использования перчаток.
Другие символические ритуалы включают официальное признание младенца его отцом. В некоторых цыганских племенах ребенка заворачивают в пеленки, на которые капают несколько капель отцовской крови, в других ребенка прикрывают одеждой, принадлежащей отцу. В отдельных племенах мать традиционно кладет младенца на землю. Отец берет младенца на руки и надевает ему на шею красную нитку, тем самым признавая, что ребенок его.
Мужчина после рождения ребенка также сталкивается с ограничениями. Ему часто будет запрещено выходить из дома между заходом и восходом солнца, чтобы он мог держаться подальше от злых духов, называемых цинивари, которые могут напасть на младенца ночью.
До крещения (оно происходит в период от нескольких недель до нескольких месяцев после рождения) имя ребенка нельзя произносить, его иногда даже не разрешается показывать публике. Цыгане верят, что во время крещения нечистоты смываются погружением в воду. После мытья ребенка смазывают маслом, в некоторых случаях для защиты от злых духов надевают амулеты.