Белые пятна в биографии писателя
❌Об этом человеке мало кто знает, хотя с 90-х годов его книги начали переводить и печатать в нашей стране. С этого же времени появились публикации, связанные с биографией писателя. Пройти мимо его личности невозможно, потому что это был самый плодовитый писатель-эмигрант. «Степан Разин», «Казаки», «Распутин» - его книги. Всего переведено на русский язык и опубликовано 29 романов.
❌Родиной писателя является Владимирская область. Страницы биографии, связанные с этими местами, скорее всего изучены хорошо. А вот другие места его жизни исследованы мало, поэтому, появившаяся ошибка в какой-то одной статье начинает повторяться в других. Например, известно, что некоторое время он жил на берегу Черного моря, и авторы селят его в местечко между Новороссийском и Геленджиком, а потом это повторяется почти во всех статьях. И таких белых пятен много.
❌Одной из причин этого является недостаточность биографических источников. В СССР его работы были запрещены, поэтому и биографией его никто не занимался. Напечатана ли его биография за границей? Читала, что да, но кто писал и что, пока не известно.
❌Знаем одно, Наживин писал, что его биография в его работах. Книги, касающиеся жизни во Владимирской области, и путь в эмиграцию (1917-1923 гг.) мы прочитали. Это «Записки о революции» и «Среди потухших маяков». Но другие романы, которые он сам назвал автобиографическими («Моя исповедь» и «Красные маки») и которые описывают его жизнь на побережье Черного моря, еще не являются общедоступными. Они или не переведены, или отсутствуют в свободной продаже.
❌Используя материалы геленджикского музея, «Записки о революции» и собственные исследования, я постаралась проследить жизнь И.Ф. Наживина на территории нашего Краснодарского края, недалеко от города Геленджика. Сначала это была Криница, а затем, на пути в эмиграцию – хутор Бетта, бывшая Широкая щель.
Время и место проживания в Кринице
⭕Итак, семья Наживиных на Черноморском побережье проживала дважды. Сначала они оказались в Кринице. Криница – это небольшое село примерно в 40 км. от Геленджика в сторону Сочи. В конце 20 века там была создана интеллигентная община, которая и дала название поселению. Постепенно территория вокруг общины заселялась новыми хозяевами, в основном интеллигенцией, многие из которых были приверженцами идей Л.Н. Толстого. Одним из них был И.Ф. Наживин. Как это случилось?
⭕Будучи за границей Наживин женился на Анне Ефимовне Зусман, еврейке по национальности. В 1905 году семья Наживиных стала жить в Москве. Но в 1906 году Анна Ефимовна и дочь Мирра (Мириам) были высланы из Москвы как «не имеющие права жительства вне черты оседлости». После нескольких переездов семья решила выехать на Кавказ, где вдали от властей нашли пристанище многие представители передовой интеллигенции того времени.
⭕Сам писатель так пишет об этом: «… Большую часть революции 1905 года провел в Финляндии, а потом стал искать землю. … Купил землю на берегу Черного моря, рядом со знаменитой в то время «Криницей», построился, посадил виноградник и сад, завел огород, птицу, коров, поставил пасеку и пр.… Пора было свивать прочное гнездо, у меня уже было двое детей».
Старшая дочь Наживиных, Мирра (по метрическим книгам – Мария), умерла в Кринице в 1909 году в возрасте четырех лет от скарлатины.
⭕Не так легко найти сегодня место, где находилась усадьба Наживина. Никаких памятных знаков нет и не было. Самые первые живущие сейчас жители поселились здесь в 60-е годы, поэтому ничего не знают. Мы с учениками тщательно обследовали место, где предположительно могла находиться дача Наживина.
⭕Первым ориентиром для нахождения места послужили строчки из одного источника: «Усадьба Наживина находилась межа к меже с усадьбой генерала Вершинина». Так как место усадьбы генерала Вершинина нам известно, сейчас там находится дом одного из криничанских жителей. Осталось и место, где стоял памятник Л.Н. Толстому, возведенный генералом. Мы визуально определили примерное место усадьбы Наживина. Но ориентация на месте показала, что не все так просто. Мы мыслили размерами современных усадеб, что не давало нам возможности определить место в соответствии с известным нам в то время еще одним источником, воспоминаниями Лидии Степановны Тимаковой, родители которой были воспитанниками общины «Криница». Она писала: «Мируша была похоронена на криничанском кладбище. Домик Наживина находился на расстоянии 200-300 метров от криничанского кладбища. Наша семья жила около двух лет (с 1924 по 1926 годы) в доме Наживина». В этих же воспоминаниях говорится, что Наживин перенес могилу Мируши с кладбища на территорию своей усадьбы, недовольный тем, что общинная молодежь любила на кладбище веселиться.
⭕Следующие данные о месте дома отмечены Наживиным такими словами: «Тихая могила Мируши над моим цветущим садом перед окнами моего дома… он стоял на скале, над самым морем». Место поисков нами было перенесено на побережье моря. С помощью жителя, который построил дом на месте, как он говорит, дома Наживина, мы смогли увидеть сохранившийся старый колодец и груду камней, которыми промышлял писатель.
Место старого кладбища известно, но ни одну могилу там уже не отыскать. А вот недалеко от дома, с северо-восточной стороны, мы увидели место, которое, по мнению жителей, является предполагаемой могилой Мируши.
⭕Какое время Наживин жил в Кринице? Начало – 1909 год, эта дата встречается в архивных материалах. Конечная дата потребовала исследования.
Как говорят некоторые источники, в, частности, в предисловии к «Запискам о революции» А.В. Посадский отметил, что в «1914 году, к началу 1 мировой войны, он оказался за границей». Сам же Наживин в этой же книге приводит такую запись: «В одном из ящиков, оставленных нами на нашем бывшем хуторе, при поспешном бегстве во время войны от неприятельских крейсеров и миноносцев, она (жена Анна) нашла два фунта свечей…», т.е. именно война вынудила семью Наживиных покинуть свой хутор в Кринице. То есть, год остается 1914, но причина и точная дата - другие.
⭕На основании вышеизложенного сделаем выводы. Семья Наживиных жила в Кринице с 1909 г. по 1914 г. на собственной даче, построенной на берегу моря, в 200-300 м. от старого кладбища. Могила Мируши, старшей дочери И.Ф. Наживина, находилась перед окнами дачи, с северо-восточной стороны. Сегодня это окончание улицы Первомайской в Кринице.
Проживание семьи И.Ф. Наживина на территории хутора Бетта
🔴Как мы уже сказали, в 1914-1916 гг. И.Ф. Наживин жил за границей. О дате «1914» мы уже писали, а вот дату «1916» год мы снова встречаем у А.В. Посадского в предисловии к книге «Записки о революции». Сам И.Ф. Наживин начинает записки, описывая события с 1917 года, когда он проживал в Буланово Владимирской губернии, что явствует из его работы.
🔴Основным источником для исследования жизни писателя периода 1917-1920-х гг. являются «Записки о революции. 1917-1921 гг». В них он пишет, что, уехав в конце 1918 г. из г. из Владимира, только через полгода добрался до Новороссийска, а затем и до Геленджика. Мысли вернуться в Криницу, у него не было. В записках мы не встречали у него такого желания, не было этой цели и в течение всей дороги на юг. Сначала он собирался через Одессу выехать в Швейцарию, затем его планы постоянно менялись. Путь его пролегал через Белоруссию, Украину, Дон, Одессу. Мы думаем, что только тяготы переезда вынудили его вернуться в наши места. Поэтому морем с Одессы он с семьей переправляется в Новороссийск, а затем в Геленджик. В Криницу на свой хутор он попасть не смог, так как, по его словам, новый владелец сдал хутор в аренду. «И мы решили нанять там пока что чужой домик, чтобы дождаться освобождения своей бывшей усадьбы, где детишки могли бы покупаться в море, полакомиться великолепными фруктами из своего сада, погреться на солнышке». Найти дом в Кринице, поближе к своему бывшему хутору, он не смог, поэтому Наживин с семьей снимает жилье в Широкой щели (современной Бетте). «Я устроил семью в крошечной хатенке в Широкой, - других помещений пока не оказывалось, в этом красивом поселке…». На прежнее место они так и не переехали, объяснялось это тем, что их дом стоял одиноко, а разбой в этих местах все усиливался.
🔴Здесь тяжело заболевает его младшая дочь – Веруша. Когда жители сказали Наживину, возвращаемуся с Геленджика на лодке домой, о ее болезни, «бросив багаж у школы, я, задыхаясь от бега в крутую гору, быстро направился домой» [там же]. Эти слова дают нам некоторое направление для нахождения его домика в Бетте. Но дальше наше исследование не пошло из-за нехватки источников.
🔴Этот же, 1919 год, становится последним годом жизни семьи Наживиных в Бетте. Иван Федорович объясняет это тем, что «жить здесь становилось невозможным, ездить к семье было страшно дорого, да и не всегда море было ласково и безопасно для утлой лодчонки, на которой я совершал эти сорокаверстные переходы до Геленджика» [там же]. Сухумское же шоссе было небезопасным для проезда, в это время им практически не пользовались, так как здесь грабили «зеленые». И он решил перевести семью в Геленджик, где было и безопасно, и где служил сам Наживин. В это время Наживина позвали на службу в Добровольческую армию. От места он отказался, но участвовал в белом движении, как он отмечает, «пером».
🔴Таким образом, во второй приезд, в 1919 году, семья Наживиных жила в Бетте. В этом же году переехала в Геленджик. А так как сам И.Ф. Наживин утверждает, что дорога с Владимира до Криницы заняла полгода, а выехал он в октябре 2018, то примерное время поселения в Бетте можно определить мартом-апрелем 2019 г. Точной даты, когда семья переселилась в Геленджик, тоже нет, но предположительно в конце 1919 год.а
🔴Постепенно у Ивана Федоровича складываются планы отъезда за границу, о чем он пишет И.А. Бунину: «… Я по-прежнему усиленно стремлюсь за границу работать и отдыхать одновременно. Думаем затевать там большое издательское дело: в России это кончено, видимо, надолго: те серенькие книжечки, которые здесь с таким великим трудом выпускаются, конечно, не дело…».
И в 1920 г. начинаются его эмигрантские скитания.
Подведем итоги.
✅В Кринице Наживин жил с 1909 по 1914 год.
✅В Бетте - в 1919 году.
✅В 1919 Наживин с семьей переехал в Геленджик, откуда в 1920 году эмигрировал за границу.
Наживин150 лет со дня рождения