Жил да был замечательный фотограф-сюрреалист Ман Рэй. У него много интересных работ, но самая известная из них, пожалуй, та, где женское тело уподоблено музыкальному инструменту — что весьма символично.
Мне, кстати, всегда казалось, что женщина на этой фотографии напоминает виолончель: её, в процессе игры, устанавливают примерно в такое же, вертикальное, положение — в отличие от скрипки, которую держат на весу.
Но Ман Рэй назвал её именно скрипкой, что неудивительно, ведь сравнение женщины со скрипкой — очень популярная метафора. Достаточно вспомнить, например, стихотворение Маяковского «Скрипка и немножко нервно», где истеричная барышня-скрипка ревёт в голос, а лирический герой её успокаивает и предлагает:
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»
Так что почему эта дивная (по-моему) виолончель всё-таки оказалась скрипкой — понятно. Но Ман Рэй назвал её не просто скрипкой, а «Скрипкой Энгра» — и вот это уже интереснее.
При чём тут Энгр? Жан Огюст Доминик Энгр — известный художник-академист XIX века. У него немало картин с обнажённой натурой, есть среди них и те, что напоминают фантазию Ман Рэя:
Или, ещё ближе к теме:
Или, в чём-то очень схожая, но, скажем там, с дополнительными деталями:
Эта обнажённая спина и тюрбан на голове — очевидно, произвели впечатление на чуткого Ман Рэя... Так что при чём тут скрипка и при чём тут Энгр — ясно, но почему они объединены?
Потому что у художника Энгра была ещё и другая страсть — к музыке. Он обожал играть... на скрипке.
Обожал настолько, что эта его страсть стала притчей по языцех и осталась во французском языке в качестве устойчивого выражения. «Скрипка Энгра», таким образом, это — увлечение, хобби, слабость, вторая натура человека.
Ну вот, всё понятно... Или нет? Что же всё-таки имел в виду Ман Рэй? Что женщина похожа на музыкальный инструмент? Или что красота влечёт сама по себе, и искусство — только «прикрытие» для этого влечения? Или что творчество всегда неоднозначно, двусмысленно, и не надо пытаться найти какой-то один окончательный ответ, а наслаждаться его непостижимостью и бродить по миллиону разбегающихся во все стороны тропок?..
Неизвестно — но — так хорошо.
...И, кстати говоря, Ман Рэй запечатлел не какую-то неизвестную девицу, а прославленную натурщицу Алису Прен, Кики с Монпарнаса, как её звали, с которой у него был продолжительный роман — но позировала она не только ему, но и многим другим парижским художникам и фотографам.
...Очень разная эта... скрипка.
Во всех ты, душенька, нарядах хороша,
а без нарядов-то ещё пригожей:
когда струится свет по обнажённой коже,
заметнее и тело и душа.