За последнее десятилетие Германия стала магнитом для тех, кто спасается от конфликтов. Теперь она должна стать маяком для высококвалифицированных специалистов. Будущее процветание страны зависит от привлечения миллионов экономических мигрантов, которые заполнят пробелы, образовавшиеся после ухода на пенсию представителей бэби-бума, считает обозреватель Bloomberg Крис Брайант. Но растущее недовольство населения из-за "понаехавших" и подъем ультраправых могут помешать решению этой проблемы.
Резкий поворот
Настроение в стране остается мрачным из-за серии насильственных преступлений, предположительно совершенных иностранцами, указывает аналитик. На прошлой неделе три человека были убиты и восемь ранены в результате нападения с ножом; подозреваемый был сирийцем, просившим убежища, и членом "Исламского государства".
Общественный резонанс может помочь ультраправой "Альтернативе для Германии" занять первое место на региональных выборах в Восточной Германии, которые состоятся в эти выходные. Например, в Тюрингии, согласно опросам, АдГ может набрать около 30% голосов избирателей.
Канцлер-социал-демократ Олаф Шольц хочет ускорить депортацию тех, кто не имеет права оставаться в Германии, поощряя при этом миграцию квалифицированных специалистов. Но балансировать на этой тонкой грани становится все сложнее.
Сопредседатель АдГ Элис Вайдель, предложила ввести мораторий на дальнейшую иммиграцию как минимум на пять лет, в то время как лидер оппозиционных консерваторов Фридрих Мерц призвал непопулярное коалиционное правительство прекратить принимать беженцев из Афганистана и Сирии и отменить политику, которая облегчала получение немецкого гражданства.
Все это далеко от оптимизма, проявленного в 2015 году, когда бывший канцлер от христианско-демократической партии Ангела Меркель заявила "Мы справимся с этим" в ответ на появление на пороге Германии около 900 тысяч просителей убежища, в основном из Сирии. С тех пор к ним присоединились более одного миллиона украинских беженцев, что делает Германию четвертой по величине страной, принимающей беженцев в мире.
Германия предприняла достойные похвалы усилия по интеграции вновь прибывших, но заплатила высокую цену за свой гуманизм: согласно международному опросу, опубликованному в мае, ни в одной другой страны граждане не хотят так сильно сокращения иммиграции. Для немцев это стало важнее, чем борьба с бедностью. Даже Йоахим Гаук, бывший пастор и президент Германии в тот бурный период 2015-2016 годов, призвал свою страну принять более строгие правила предоставления убежища, чтобы держать в страхе маргинальные политические партии.
Зачем немецкой экономике мигранты
Правительство обязано защищать своих граждан, но Германия не может позволить себе полностью остановить миграцию. Лишенный дешевого российского газа и на фоне снижения спроса Китая на свои основные товары, бывший локомотив еврозоны переместился в арьергард: ожидается, что экономика страны будет стагнировать второй год. Потенциальный рост ее ВВП оценивается всего в 0,4% в год в течение оставшейся части десятилетия.
Правительство пытается решить проблему различными мерами, например, снижает налоги за сверхурочную работу и предлагает финансовые стимулы для отсрочки выхода на пенсию, но этих усилий будет недостаточно. Экономисты UBS прогнозируют, что к 2050 году численность населения Германии трудоспособного возраста сократится на 8 миллионов человек, или на 0,6% в год.
Это увеличивает давление на бюджет, поскольку в Германии действует пенсионная система, в рамках которой работающие люди финансируют доходы пенсионеров.
"Рост иммиграции может стать мощной силой, способной противостоять этим факторам. Однако его перспективы являются неопределенными", - отмечает Международный валютный фонд.
Критический этап
Из общей численности рабочей силы в 46 миллионов человек около 1,6 миллиона рабочих мест уже остаются незаполненными, при этом наиболее пострадавшими секторами являются логистика, машиностроение и медицина. Коалиция объявила о нескольких реформах, которые помогут привлечь необходимые 400 тысяч квалифицированных мигрантов в год, включая выдачу "Карт возможностей" людям вне пределов ЕС, чтобы они могли приезжать в Германию в поисках работы на 12 месяцев, без уже действующего трудового договора.
Но озвученная в июле идея правительства предложить квалифицированным иностранным рабочим временное снижение подоходного налога в течение первых трех лет их пребывания в Германии вызвала шквал критики. Хотя мера предусматривает ряд ограничений, оппозиционные политики и профсоюзы жаловались на дискриминацию, поскольку немецкие налогоплательщики не будут пользоваться теми же преимуществами. По данным опроса от YouGov, 63% населения выступают против того, чтобы иностранцы платили меньше.
Автор статьи считает, что эти жалобы недальновидны и обречены на провал. По его словам, разрешение квалифицированным мигрантам платить меньшие налоги в течение ограниченного периода времени оправдано на том основании, что в противном случае работа просто не будет выполнена, а экономический рост и налоговые поступления, следовательно, будут ниже. Недаром, у нескольких европейских соседей уже есть аналогичные стимулы.
Германия может предложить иностранцам многое, помимо денег, включая уважение к верховенству закона, сильную систему социальной защиты, бесплатные государственные университеты и политику, благоприятную для семьи. Но вряд ли все это стоит на первом месте в списке для мигрантов, желающих продвинуться по карьерной лестнице, уточняет аналитик.
По итогам прошлого года Германия опустилась с 12-го на 15-е место в рейтинге привлекательности богатых стран для высококвалифицированных работников из-за рубежа, составленном ОЭСР. В другом исследовании Германия заняла 49-е место из 53 стран по привлекательности для эмигрантов, в том числе из-за отсутствия дружелюбия, слабой цифровой инфраструктуры, напряженного рынка жилья и чрезмерной бюрократии.
Растущая поддержка AfD не поможет изменить это мнение. Германия переживает критический этап в своей послевоенной истории. Если она сделает неправильный выбор, могут пострадать как социальная сплоченность, так и экономический рост.