Найти тему
BibleBiker

Почему мы не читаем Ветхий Завет и что с этим делать

Оглавление

Есть совершенно неосновательное ощущение,

будто мы, в целом, и так знаем, о чём там. Ну Авраам приносил в жертву Исаака, а потом Христос родился в Вифлееме. Даже если вот вообще ничего не читал, уж это-то точно знаешь. К тому же ещё на службе долдонят: Христос родился, родился в Вифлееме, в Вифлееме родился Христос, родился, родился, волхвы от востока пришли, в Вифлеем пришли волхвы, от востока, Христос родился, в Вифлееме родился Христос…

Вдобавок батюшка на проповеди ещё раз по-русски всё перескажет, на тот случай, если кто-то всё-таки не уяснил.

Потом ещё за столом колядку споют, всё про то же.

В общем, ситуация обставлена так, что даже самый пассивный слушатель главную мысль ну никак не пропустит. Даже если он слышал всё это последний раз ещё до революции.

Потом в какой-то момент приходит сознательность.

Что как же так, я уже столько лет в церкви, а Библию не прочёл. Не знаю, что там по существу в книге Судей. Или в этой, как её, длинно так называется, да, вот, Паралипоменон, точно.

И начинаешь читать.

К этому времени, скорее всего, уже есть некоторая остаточная «культура начётничества». Когда Псалтирь уже близка к узнаванию на слух.

Ну как-то же люди справляются с этим текстом?!..
Ну как-то же люди справляются с этим текстом?!..

И тут включаются некоторые но.

Во-первых, читать древние тексты вообще сложно. «И встал, и пошёл, и сделал…»

Даже когда знаешь, что в древности не было запятых, и пресловутое «ו» вставлялось в качестве знака препинания. И что оно могло иметь значение и соединительное, и противительное, и вообще никакого. Всё равно утомляет.

И «Илиаду» тяжеловато читать без подготовки. Хотя там есть единый связный сюжет, драма, более-менее обозримое количество героев и локаций.

Во-вторых, нас обманывает факт того, что Библия дана нам как объективная реальность под одной обложкой. Создаётся иллюзия, что это один текст или хотя бы единый сборник. И что в нём хоть какой-то намёк на целостность должен быть. На общую сюжетную идею. Ну параллельные места же указаны, да? И шрифт одинаковый везде. Должно работать.

Мы ждём от любой книги ну хотя бы последовательности. Если нет последовательности в изложении, то хотя бы общая тема должна быть. Или разные линии, подводящие к одной и той же мысли с разных сторон. Ну хоть что-нибудь читабельное, в конце концов. Хотя бы имена персонажей, которые можно запомнить.

К этому моменту текст в голове выглядит примерно так:

«…{Hdkv(&775> adfsdf67 фвдало ιθηωεκν8(Θ )IJJ3קחחח^%$k2Мафусаил(*ЫГвуаясвм

Давид23ερφποιξφωκ4420v98bu00LДавид098ubfvdji4,,,Исаия(*(**43m-ковчег завета…»

Т.е. уже появляются какие-то неслепые пятна. Какие-то опорные точки, узнаваемые, вокруг которых можно выстраивать остальные элементы. Создаётся минимальное ощущение почвы под ногами и ложное ожидание, что так будет и дальше.

Тем временем на службе всё ещё: блажен муж, блажен муж, муж блажен, блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.

И в какой-то момент мозг включает в оборот новые операнды.

Слова, фразы и аллюзии начинают сами собой всплывать в голове, иногда даже в нужный момент. Вступают друг с другом в диалог. Дополняют друг друга. Работают.

При этом они обычно очень красивые. Те, которые работают. Ну или парадоксальные. Что-то вроде «удиви на мне милость Твою». Можно удивляться этой фразе, поворачивать её так и эдак, она живёт.

Этот этап случается обычно ближе к стадии клириков и церковнослужителей. Когда кажется, что оно уже само пошло.

Уже не слышишь со стороны, а сам другим читаешь. Потом ещё читаешь и ещё. Потом в стопяцотый раз читаешь, уже книгу забыл открыть.

А потом в стопяцотпервый раз – бац! Понял.

Нечаянно, не собираясь даже, понял, что значит «удиви на мне милость Твою» и как оно работает и почему здесь.

Нюанс в том, что в Библии около тридцати тысяч стихов.

Так, ладно. Тридцать тыщ, в конце концов, не большая советская энциклопедия из бабушкиного шифоньера. Собраться и прочесть. Что сложно – отметить, законспектировать. И обязательно родным за ужином пересказать, что сегодня читал. Или в блоге хотя бы. Чтоб окончательно усвоилось.

...Но пока дочитываешь до этой, как её, ну длинное название такое, да, точно, Паралипоменон, то уже как-то ускользает, что там было в Числах. И даже в Левит. Нет, в Левит, в общих чертах, можно вспомнить. Там что-то про лишай и плечо барана. И бодливый бык ещё.

Или это не в Левит? Должно быть в Левит, по логике. Надо погуглить.

Так, ладно. Паралипоменон. Что?! Почему их две?... Боже, ну можно было хотя бы имена читабельные какие-нибудь. Зачем, Господи, зачем… удиви на мне милость Твою…

*** Если всё-таки хотите преодолеть ситуацию - добро пожаловать на мой курс по Пятикнижию: https://so-smislom.ru/bible-school-5kn