Найти тему

Пьеса «Гроза» А.Н. Островский. Аргументы

Каково место семейных ценностей в жизни человека?

Почему человек должен хранить память о членах своей семьи?

Роль семьи в формировании личности человека

Как понимала семейные ценности женщина из купеческого мира – главная героиня пьесы «Гроза» Катерина Кабанова? Катерина рассказывала об этом Варваре, сестре ее мужа Тихона. Она сравнивала жизнь в домашней обстановке и нынешнюю замужнюю жизнь. Спокойную мирную жизнь в доме своих родителей Кабанова вспоминала с любовью. Нежное, заботливое отношение родителей к дочери, множество странниц, искренние молитвы и песнопения, прогулки по саду, занятие рукоделием, уход за цветами – вот атмосфера, которая стала для Катерины семейной ценностью. К ней пришло осознание того, что в ее новой семье то же самое, но не от души – «здесь все как будто из-под неволи». Родители Катерины воспитали ее глубоко одухотворенной, мечтательной, свободолюбивой и совестливой натурой. Главная героиня пьесы «Гроза» бережно хранила память о своей семье и ее ценностях.

Какого человека можно назвать передовым человеком своего времени?

В чем может проявляться активная гражданская позиция?

Что значит быть гражданином?

В пьесе «Гроза» драматург А.Н. Островский противопоставил прогрессивно мыслящего, цивилизованного самобытного ученого невежественным представителям купеческого мира: Кабанихе, Дикому, странницам-богомолкам. Роль Кулигина в пропаганде научных идей значимая. Этот человек пытается добиться от власти понимания этой проблемы. Автор показывает его как истинного гражданина, который печется о том, чтобы создавать для калиновцев более современные, цивилизованные условия жизни: приобрести для города часы и громоотвод. Таким образом, механик-самоучка не стоит в стороне от прогресса и прилагает усилия для создания общественного блага.

Итак, А.Н. Островский наделил Кулигина ролью просветителя, как научного, так и нравственного, и гражданина. На его образе драматург показал зарождение прогрессивного провинциального мышления в середине ХIХ века.

Какую роль в становлении личности играют детство и юность?

Детство и юность играют значительную роль в становлении личности.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» читатель узнает о том, как мечтательная, добрая, открытая и честная женщина попала в купеческую семью, где главой была жесткая и властная купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. Главная героиня «Грозы», разговаривая с сестрой мужа Варварой, вспоминала о своем детстве и родительском доме. Мать её очень любила. Вставала Катерина рано утром, ходила на ключ, поливала цветы. В доме у них было много богомольцев. После посещения церкви садились вышивать, а странницы рассказывали истории, пели. После вечерней молитвы снова рассказы и пение. Когда в церкви проходила служба, Катерина наблюдала за ней как за чудом и представляла, что в солнечном светлом столбе из-под купола летают и поют ангелы. Ей казалось, что она находилась в раю. Катерину привлекала в религии прежде всего красота преданий, церковная музыка, иконопись. Гармония в природе и в религии - норма для неё. Так А.Н. Островский показал высокую духовность Катерины, которая зародилась ещё в детстве.

Что отличает ведущего человека от ведомого?

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» изображена жизнь купеческой семьи Кабановых, где глава семьи – купчиха Марфа Игнатьевна. Она придерживалась патриархальных обычаев, поэтому стремилась к тому, чтобы и сын и сноха подчинялись ей. Она обладала такими качествами, как неспособность к примирению, властолюбие, деспотизм. Это властная, суровая, жесткая, диктующая патриархальные условия жизни мать и свекровь. Вид ее грозный и беспощадный. Это блюстительница порядков. Молодые должны беспрекословно выполнять приказы старших. Каждое слово снохи Катерины она обрывала и делала замечания, унижающие достоинство снохи. Она осуждала Катерину за то, что та во время проводов мужа не кланялась ему. По ее мнению, женщина должна бояться мужа, слушаться во всем. Ее сын Тихон, безвольный и бесхарактерный человек, повторяет за матерью ее слова о том, как Катерина должна жить после отъезда мужа. Это по-настоящему ведомый матерью сын.

В русской литературе эта ведущая личность охарактеризована как «самодур русской жизни».

Роль дома в жизни человека

Дом в жизни каждого человека играет огромную роль.

Жизнь в доме купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой, куда Катерину выдали замуж не по любви, была для неё «постылой». После слов Варвары – сестры мужа Тихона, что и у них происходит то же самое, что и в девичьем доме Катерины, она говорит золовке, что у них всё «…как будто из-под неволи».

Из их диалога мы узнаем о детстве главной героини, ее доме. Мать её любила. Катерина утром ходила на ключ и поливала цветы. После посещения церкви садились вышивать, а странницы-богомолки, которых в доме было много, что-либо рассказывали, пели. Катерина наблюдала за церковной службой как за чудом. Ей казалось, что под куполом в лучах солнца летают и поют ангелы. Дома она видела «золотые» сны о чудесных храмах, необыкновенных садах. Катерина всей душой любила природу. Она признавалась Варваре в том, что в девичестве в домашней обстановке ей было хорошо. Именно в родительском доме зародилась ее духовность. Там она жила в поэтичном мире и была счастливой. В доме купчихи Марфы Кабановой она столкнулась с ложью и неволей, неуважением и тиранией.

Воспоминания Катерины о родном доме, о детстве спасали ее от мрачных мыслей и согревали ее мятущуюся душу. А дом мужа не стал для нее родным, не стал домом ее души – он принес ей гибель.

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

Традиционный, ярко выраженный семейный конфликт между свекровью и снохой показал драматург А.Н. Островский в пьесе «Гроза». Этот конфликт писатель связал с появлением людей, мыслящих по-другому, стремящихся к свободному проявлению личности, выступающих против закабаления, тирании, жестокости вообще в жизни и в частности в семейной.

Купчиха Марфа Кабанова стремится сохранить патриархальный быт. Она считает, что все в семье должны подчиняться старшим. Она не намерена выслушивать сына и сноху. По ее мнению, жена должна беспрекословно слушаться во всем мужа, повиноваться ему.

Драматург А.Н. Островский представил читателям ситуацию не только семейного конфликта. Он хотел показать конфликт между устаревшими традициями и желаниями свободолюбивой личности, пытавшейся жить в «темном царстве» по своим сложившимся принципам – быть искренней, быть по-настоящему любимой, не хитрить и не лицемерить.

Какие времена можно назвать жестокими?

О жестоких нравах, которые существовали в купеческом мире в ХIХ веке, поведал один из героев пьесы А.Н. Островского «Гроза». Беседуя о жизни с племянником купца Дикого, механик-самоучка Кулигин говорил о бедности мещанства. Богатые старались подчинить малоимущих. Кулигин рассказал случай, который произошёл с купцом Диким. К городничему пришли работники с жалобой на купца. Дикой объяснил городничему, что недоплачивает он для того, чтобы накопить богатство. Он радовался тому, что если недоплатит копеечку, ему от этого хорошо. Между собой купцы жили плохо – завидовали друг другу, враждовали между собой. Они могли подать в суд кляузу на другого купца. В купеческих семьях существовал суровый патриархальный быт, основанный на подчинении младших членов семьи старшим. Итак, монолог Кулигина о жестоких нравах доносит до современного читателя мысль о невыносимой, горестной судьбе закабаленного народа и о гнетущей, удручающей атмосфере среди купцов.

Итак, жестокие времена вносят дисгармонию в отношения между людьми. В такие годы наступают изменения, которые наносят человеку физические и душевные раны.

Знать мир на пять | Дзен

У нас есть много интересных тестов на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!