Найти тему

«Куда приводят мечты» (1998) Винсента Уорда по одноимённой книге Ричарда Мэтисона (1978).

«Под руководством философии материализма человечество движется по порочному пути. Чем дальше, тем всё более ясно, что это путь страданий и человечество должно приступить к постижению духовных тайн или погибнуть». А. Конан-Дойль

Дословный перевод названия фильма и романа - «Какие мечты могут сбыться». Это голливудский шедевр идеального неожиданного хэппи-энда. Снят он в жанре так называемой «бангсианской фантазии», когда действие происходит в загробном мире (или как сейчас говорят в «астрале») с сюжетным «мостиком» в реальность. В этом стиле пишет всемирно заслуженный драматург Том Стоппард («Изобретение любви», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), снято множество фильмов, самые известные из которых «Приведение» (1990), «Шестое чувство» (1999), «Пассажиры» (2008), «Город ангелов» (1998), «Город зеро» (1988), «Между небом и землёй» (2005), «Другие» (2001) с Николь Кидман.

Обычно добродушные сюжеты этого жанра фэнтези не имеют ничего общего с ужастиками, хотя попереживать приходится. Художественная традиция «Зазеркалья» имеет глубокие корни: шумерский и древнегреческий эпос, египетская сакральная архитектура, магия и религия, «Божественная комедия» Данте Алигьери, апокалиптические христианские сюжеты, включая работы Сведенборга, близкие к мистицизму Каббалы («Шеол»), буддистские визионерские практики Бон По и древние тексты Тибета («Бардо»), наконец парапсихологические направления научных исследований, изучающих околосмертные феномены NDE, Near Death Experiences, и близкие по сюжету фильмы, например «Каматозники» (1990, 2017), документальный фильм «После смерти» (2023).

В некоторых фантастических фильмах смерть рассматривается как изменённое состояние сознания «Исходный код» (2011), «Дежавю» (2006), «Эффект бабочки» (2004), «Превосходство» (2014), «Репродукция» (2018), что в принципе совпадает с парапсихологической буддистской традицией «Дзог Чен».

Так или иначе вопрос автономности и взаимопроникновения души и тела – увлекательнейший вопрос, расширяющий границы нашего сознания и понимания многомерной реальности, которая постоянно открывается нам с новой стороны: тёмная энергия и материя, частицы с отрицательной массой, чёрные дыры с остановкой времени и проникновением в «параллельные вселенные».

От всего этого захватывает дух, вдохновляется мысль, обогащается воображение, устремляя пытливый ум к невиданным ранее горизонтам.

В центре сюжета Крис Нильсен (незабываемый Робин Уильямс), детский врач, который погибает в автокатастрофе и, попав в Рай, спускается в Ад, чтобы спасти свою жену Энни (прекрасная Аннабелла Шиорра).

Можно утверждать, что это современная реконструкция древнейшего шумерского мифа о нисхождении Инанны Иштар в Подземный мир («Ангалта») и её избавлении мужем Думузи. Ещё более узнаваем сюжет фильма в легенде об Орфее и Эфредике. История Эвридики имеет много универсальных культурных параллелей: японский миф об Идзанаги и Идзанами, мифы майя об Ицамне и Икшеле и индийские сказания о Савитри и Сатьяване.

Роман Ричарда Мэтисона очень схож с идеей фильма «Предчувствие» (2023) Бертрана Бонелло с Леа Сейду в главной роли о том, как сформировалась, а потом распалась кармическая связь влюблённой пары. Крис, по замыслу автора, не смог потерять свою Энни в Нижнем царстве пустоты и забвения из-за того, что они оставались парой в течении многих перерождений и стали РОДСТВЕННЫМИ ДУШАМИ. Собственно, и в романе (в отличие от фильма) покончившая с собой Энн не попала с ним в рай, а переродилась на земле, чтобы вновь стать искупленной его любовью (как София Христом в гностической версии христианства).

Основная идея фильма и производного романа состоит в том, что так же, как наше будущее при жизни зависит от нашего характера и силы стремлений, в «мире снов» мы также ведомы нашими реализованными или не очень желаниями и мечтами. Астральный План, по концепции автора, допускает свободное выражение духовных и душевных Ценностей, «накопленных» нами в земной жизни и «Зазеркалье» — это лишь отражение наших идеалов на тонком плане. В «Саммерленде» и Нижнем царстве Ричарда Мэтисона то, чем мы жили и что владело нашими помыслами до «перехода» приобретает образное воплощение «там». И это не только оазисы любви, добра, мудрости и красоты, но и чудовища под названием «смертные грехи», с которыми мы сроднились, приобретая призы в призрачной гонке мнимого выживания. Незримая тьма, окружающая нас при жизни, становится ощутимой потом. Это и есть демоническая природа невежества, которую попирал Великий Шива в своём космическом танце, и которое человек (всё как-то реже сегодня) пытается преодолеть угасающим разумом и тренировкой восприятия с «50 оттенками серого», хотя Картина Целого даётся Свыше в откровении как дар. Способность брать и отдавать Истинное – это основа познания непреходящего Себя в жизни.

В заключении надо отметить, что история, рассказанная мечтателем Мэтисоном основана на фундаментальных принципах его мировоззрения, начиная с теософии и заканчивая трансперсональной психологией. Хитрый автор уже при жизни создал дизайн мечты, которая сбывается. Это хайтек-версия исповедания одной из заповедей Учителя Праведности Кумранской монашеской общины Детей Света под именем «Новый Завет»: «По вере вашей да будет вам!».

Я снова у моста любви, соединяющего скалы, - свиданье вечно, тени алы - забудься, сердце, и плыви. - Мне за подругу вода речная: не изменяясь, не изменяя, она проходит, и век не минет, и покидает, и не покинет.

Хуан Рауль Хименес

-2