«Под руководством философии материализма человечество движется по порочному пути. Чем дальше, тем всё более ясно, что это путь страданий и человечество должно приступить к постижению духовных тайн или погибнуть». А. Конан-Дойль
Дословный перевод названия фильма и романа - «Какие мечты могут сбыться». Это голливудский шедевр идеального неожиданного хэппи-энда. Снят он в жанре так называемой «бангсианской фантазии», когда действие происходит в загробном мире (или как сейчас говорят в «астрале») с сюжетным «мостиком» в реальность. В этом стиле пишет всемирно заслуженный драматург Том Стоппард («Изобретение любви», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), снято множество фильмов, самые известные из которых «Приведение» (1990), «Шестое чувство» (1999), «Пассажиры» (2008), «Город ангелов» (1998), «Город зеро» (1988), «Между небом и землёй» (2005), «Другие» (2001) с Николь Кидман.
Обычно добродушные сюжеты этого жанра фэнтези не имеют ничего общего с ужастиками, хотя попереживать приходится. Художественная традиция «Зазеркалья» имеет глубокие корни: шумерский и древнегреческий эпос, египетская сакральная архитектура, магия и религия, «Божественная комедия» Данте Алигьери, апокалиптические христианские сюжеты, включая работы Сведенборга, близкие к мистицизму Каббалы («Шеол»), буддистские визионерские практики Бон По и древние тексты Тибета («Бардо»), наконец парапсихологические направления научных исследований, изучающих околосмертные феномены NDE, Near Death Experiences, и близкие по сюжету фильмы, например «Каматозники» (1990, 2017), документальный фильм «После смерти» (2023).
В некоторых фантастических фильмах смерть рассматривается как изменённое состояние сознания «Исходный код» (2011), «Дежавю» (2006), «Эффект бабочки» (2004), «Превосходство» (2014), «Репродукция» (2018), что в принципе совпадает с парапсихологической буддистской традицией «Дзог Чен».
Так или иначе вопрос автономности и взаимопроникновения души и тела – увлекательнейший вопрос, расширяющий границы нашего сознания и понимания многомерной реальности, которая постоянно открывается нам с новой стороны: тёмная энергия и материя, частицы с отрицательной массой, чёрные дыры с остановкой времени и проникновением в «параллельные вселенные».
От всего этого захватывает дух, вдохновляется мысль, обогащается воображение, устремляя пытливый ум к невиданным ранее горизонтам.
В центре сюжета Крис Нильсен (незабываемый Робин Уильямс), детский врач, который погибает в автокатастрофе и, попав в Рай, спускается в Ад, чтобы спасти свою жену Энни (прекрасная Аннабелла Шиорра).
Можно утверждать, что это современная реконструкция древнейшего шумерского мифа о нисхождении Инанны Иштар в Подземный мир («Ангалта») и её избавлении мужем Думузи. Ещё более узнаваем сюжет фильма в легенде об Орфее и Эфредике. История Эвридики имеет много универсальных культурных параллелей: японский миф об Идзанаги и Идзанами, мифы майя об Ицамне и Икшеле и индийские сказания о Савитри и Сатьяване.
Роман Ричарда Мэтисона очень схож с идеей фильма «Предчувствие» (2023) Бертрана Бонелло с Леа Сейду в главной роли о том, как сформировалась, а потом распалась кармическая связь влюблённой пары. Крис, по замыслу автора, не смог потерять свою Энни в Нижнем царстве пустоты и забвения из-за того, что они оставались парой в течении многих перерождений и стали РОДСТВЕННЫМИ ДУШАМИ. Собственно, и в романе (в отличие от фильма) покончившая с собой Энн не попала с ним в рай, а переродилась на земле, чтобы вновь стать искупленной его любовью (как София Христом в гностической версии христианства).
Основная идея фильма и производного романа состоит в том, что так же, как наше будущее при жизни зависит от нашего характера и силы стремлений, в «мире снов» мы также ведомы нашими реализованными или не очень желаниями и мечтами. Астральный План, по концепции автора, допускает свободное выражение духовных и душевных Ценностей, «накопленных» нами в земной жизни и «Зазеркалье» — это лишь отражение наших идеалов на тонком плане. В «Саммерленде» и Нижнем царстве Ричарда Мэтисона то, чем мы жили и что владело нашими помыслами до «перехода» приобретает образное воплощение «там». И это не только оазисы любви, добра, мудрости и красоты, но и чудовища под названием «смертные грехи», с которыми мы сроднились, приобретая призы в призрачной гонке мнимого выживания. Незримая тьма, окружающая нас при жизни, становится ощутимой потом. Это и есть демоническая природа невежества, которую попирал Великий Шива в своём космическом танце, и которое человек (всё как-то реже сегодня) пытается преодолеть угасающим разумом и тренировкой восприятия с «50 оттенками серого», хотя Картина Целого даётся Свыше в откровении как дар. Способность брать и отдавать Истинное – это основа познания непреходящего Себя в жизни.
В заключении надо отметить, что история, рассказанная мечтателем Мэтисоном основана на фундаментальных принципах его мировоззрения, начиная с теософии и заканчивая трансперсональной психологией. Хитрый автор уже при жизни создал дизайн мечты, которая сбывается. Это хайтек-версия исповедания одной из заповедей Учителя Праведности Кумранской монашеской общины Детей Света под именем «Новый Завет»: «По вере вашей да будет вам!».
Я снова у моста любви, соединяющего скалы, - свиданье вечно, тени алы - забудься, сердце, и плыви. - Мне за подругу вода речная: не изменяясь, не изменяя, она проходит, и век не минет, и покидает, и не покинет.
Хуан Рауль Хименес