Инструментом в нашем случае служит не какое-либо специальное приспособление, а любой предмет, использующийся для достижения цели.
Подтягивание предметов при помощи верёвочки.
Недалеко от ребёнка поставим привлекательную игрушку, привязанную за верёвочку, расположенную рядом с рукой ребёнка. Ребёнок уже хорошо знает, что игрушку можно подтянуть за верёвочку. Предоставим ребёнку возможность завладеть различными игрушками при помощи верёвочек различных цветов толщины и вида (толстые, округлые) и т. д. Он также должен узнать, что можно овладеть игрушкой, стоящей на пелёнке, газете, дощечке и т. д.
Когда ребёнок научится использовать верёвочку и подобные ей приспособления, которые прочно соединены с интересной игрушкой, учим его использовать вспомогательные средства, не имеющие прямого соединения с привлекательной игрушкой.
Подтягивание предметов крюком.
Выберем удобный предмет в форме крюка. Поместим привлекательную игрушку в труднодоступное для ребёнка место и позаботимся о том, чтобы ребёнок использовал крюк для подтягивания отдалённой или спрятанной от него игрушки.
Ловля сачком.
Возьмём сачок для ловли бабочек. Поставим ребёнка возле ванны, куда поместим различные игрушки. Ребёнок будет пытаться выловить и овладеть ими.
Подтягивание предметов линейкой.
Предложим ребёнку достать линейкой или подобным длинным предметом залетевшую под шкаф игрушку. Использование линейки в этом случае гораздо сложнее, чем использования крюка.
Заталкивание кубика линейкой в ямку.
Выроем ямку на улице, дадим ребёнку линейку и кубик (камушек и сухую ветку) и покажем ему, что, подталкивая кубик линейкой, можно загнать его в ямку.
Выталкивание предметов из трубки
при помощи палочки.
В присутствии ребёнка завернем в бумагу интересный мелкий предмет и затолкаем его в пластиковую трубу длиной около 20 см. Дадим ребёнку трубу и палочку, которой он бы мог вытащить завернутый предмет из трубы.
Забивалка.
Соединим вместе 3 дощечки размером 10 Х 15 см., чтобы конструкция имела вид буквы «Н». На горизонтальной поверхности просверлим 3 отверстия диаметром 1 см. и вставим в них овальные палочки, которые должны с трудом проходить через отверстия. Дадим ребёнку деревянный молоток, чтобы он забивал колышки. Когда ребёнок выполнит задачу, то перевернём приспособление, и ребёнок может забивать колышки с противоположной стороны. Постепенно ребёнок научится попадать молотком по головкам палочек.
Открывание ключом выдвижного ящика.
В выдвижной ящик без ручки, который выдвигается при помощи ключа, положим привлекательную игрушку, закроем ящик, вытащим ключ (замок не замыкаем), и подадим его ребёнку. Некоторые дети в конце 12-го месяца могут вставить ключ в замочную скважину и при помощи его открыть ящик. Некоторые дети способны даже открыть замок ключом и затем выдвинуть ящик.
Открывание дверей при помощи ручки.
Поставим ребёнка на низкую лавку у двери, страхуя его от падения при попытке открытия двери за ручку. Ребёнок вскоре поймет, что двери легче открываются, если брать за конец ручки, а не возле основания оси; тем самым он практически знакомится с законом рычага.