Найти тему
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Последний средний танк Medium Mark III, 1926

Оглавление

К 1926 году Военное министерство Великобритании окончательно убедилось, что имевшиеся на вооружении средние танки Medium I и II оказались не особо надёжными и отвечающими требованиям военных. Армии был нужен новый средний танк, но с одним условием – бюджета на его создание выделено критически мало, поэтому создавать новую модель нужно без фанатизма. Так появился Medium Mark III.

Танк Vickers Medium Mark III собственной персоной. Изображение в свободном доступе.
Танк Vickers Medium Mark III собственной персоной. Изображение в свободном доступе.

История создания

К началу 1920-х годов энтузиазм британского правительства в отношении танковой производственной программы сильно утих – бюджета на проектирование и создание танков уже не оставалось благодаря Vickers Mark D, оказавшегося слишком смелым и амбициозным проектом. Выделять новый бюджет для танковой промышленности страна тоже не могла – серьёзный недостаток средств в казне, вызванный Первой Мировой войной, всё ещё ощущался, иностранные колонии практически перестали приносить деньги, посему оборонному сектору пришлось затянуть пояса потуже. Повлияли на танковую промышленность и кадровые перестановки – Уинстон Черчилль в 1921 году ушёл из министерства боеприпасов, а на его месте оказались скептики и консерваторы, до сих пор считавшие, что танки заимели лишь случайный успех, ибо противнику было нечем на них ответить. В общем, государство от производства танков как-то самоустранилось.

Но на счастье британской армии, на территории Туманного Альбиона раскинулись производственные мощности компании Vickers – именно им, путём многих проб и ошибок пришлось восстанавливать танковую промышленность королевства. Пока конкуренты пытались создать и запустить хоть в какое-то производство Mark D, в компании Vickers усиленно работали напильниками, создавая средние танки Mark I и Mark II. Они действительно были качественным улучшением стоявших на вооружении «ромбов» и «Whippet». Но несмотря на свои преимущества, первые две модификации средних танков были слишком «сырыми». Как говорится, за неимением лучшего, будем работать с тем, что есть.

Танк Vickers Medium Mk.III ранних серий на заводе. Фотография в свободном доступе.
Танк Vickers Medium Mk.III ранних серий на заводе. Фотография в свободном доступе.

Да, эти танки имели бронирование нового типа, вращающиеся башни, усиленное вооружение, а также новые силовые установки, что позволило поднять скорость передвижения. Но недостатки, повторюсь, были – сложное управление, ненадёжная трансмиссия, а также появление в армиях противника бронебойных патронов для винтовок и пулемётов сделали бронирование в 6,35 мм по бортам абсолютно бесполезным. Равно как и новые тактики применения артиллерийских частей и отдельных орудий, направленных теперь и на борьбу с танками тоже. И несмотря на свою относительную новизну, их признали негодными, и предложили либо доработать конструкцию под требования современности, либо создать новый, достаточно бюджетный танк, который заменил бы все предыдущие модели.

Первый проект А6

Для нового танка были установлены определённые требования – вес не более 15,5 тонн (такой вес – это максимум из того, что выдерживали понтонные мосты того времени), а также танк должен был помещаться на стандартной железнодорожной платформе. Также от машины требовалось наличие беспроводной связи и снижение шумности на ходу, а также повышение управляемости и усиление защиты. Под эти требования и начали строить первую опытную модификацию A6, в который попытались «впихнуть» наработки многобашенного монстра А1Е1 Independent. В Vickers справедливо рассуждали, что многобашенные танки могут принести пользу на полях сражений – чуть позже история докажет обратное, а пока не будем «ломать кайф» конструкторам.

Танки Medium Mk.II и Medium Mk.III. Фотография в свободном доступе.
Танки Medium Mk.II и Medium Mk.III. Фотография в свободном доступе.

Они вооружили новый танк пушкой Vickers QF 3-pounder калибра 47 миллиметров, установленной в главной двухместной башне, а также установили три вспомогательных пулемётных турели – две передних должны были бороться с пехотой противника, а задняя имела задачу бороться с авиацией. Прототип имел каркасного типа бронирование (когда на пространственную раму при помощи болтов или заклёпок крепятся бронелисты), толщиной в 13 мм в лобовой проекции и 7 мм по бортам и в корме. Это позволило снизить массу танка примерно до 14 тонн, и считалось, что двигатель Armstrong V8 мощностью в 180 лошадиных сил, будет гонять эту конструкцию по шоссе со скоростью до 32 километров в час.

В 1927 году, когда утвердили деревянный макет, был заказан один прототип с трансмиссией Wilson эпицикличного типа. Но одного военным оказалось мало, и они заказали три прототипа, которые должны были всесторонне испытать. Однако по окончании испытаний выяснилось, что у нового танка мало преимуществ перед предыдущей моделью Mark II, следовательно, заказывать машины серийно никто не собирался.

Модернизированный прототип

Спасая проект (и свои вложения), компания Vickers-Armstrong начала сборку улучшенной машины – две из них были построены на входящей в оружейный концерн фабрике Woolwich, и один – непосредственно в цехах Vickers. Эти машины отличались усиленным бронированием (14 мм во лбу и 9 мм по бортам и корме), отказались от бесполезной в принципе задней башни, а передние сместили вперёд для лучшей развесовки танка. Усилили и тормозную систему, позволявшую существенно улучшить управление боевой машиной. Эту машину признали уже более надёжной, более комфортной, а также более подходящей под требования военных. На одном из ходовых испытаний танк удалось разогнать до 48 км/ч! Для конца 20-х – начала 30-х эти скорости для танка были едва ли гоночными.

Но не обошлось и без ложки дёгтя – танк получил перегруженную подвеску, а его гусеницы быстро приходили в негодность на бездорожье. Но если с первым поделать ничего не смогли, то второе исправили с помощью гусениц нового образца, разработанных в Vickers. По итогу, в 1933 году три прототипа были приняты на вооружение, равно как и первые – однако все они были слишком дорогими, и поэтому дальнейших заказов не поступало. С этим прототипом вышла ещё одна «история» - в 1930 году в Великобританию приехала советская закупочная комиссия во главе с Халепским. Они купили несколько танкеток, лёгких танков и вроде бы спокойно уплыли домой, ожидать поставок. Однако вскоре выяснилось, что Гинзбург подкупил одного из британских офицеров и получил чертежи танков Independent и Vickers Medium III. Именно поэтому считается, что настоящим «отцом» Т-28 считается танк Medium III, а советского Т-35 – британский A1E1 Independent. Хотя на самом деле, эта информация не соответствует действительности.

Испытания

В 1934 году, на равнине Солсбери прошли крупнейшие общевойсковые учения тех лет – один из трёх последних прототипов в них принимал участие в роли командирского танках. Эти учения были призваны проверить все заявленные производителем характеристики боевых машин, а также выяснить, какую роль могут сыграть танки в современных военных конфликтах. По иронии судьбы, эти учения не возвысят танки, но даже принизят их значение.

Medium Mark III в ходе очередных испытаний. Фотография в свободном доступе.
Medium Mark III в ходе очередных испытаний. Фотография в свободном доступе.

Дело в том, что некоторые консервативные военные исказили роль танков на этих учениях, что привело к тому, что сегодня принято называть «Великим танковым скандалом». Консерваторы считали, что роль танков на полях сражений была изначально преувеличена, и главную роль в атаке и захвате вражеских земель должны играть люди и кавалерия. Таким образом, роль танков сводилась к чисто психологической, что поставило британские бронетанковые силы на шаг-два назад от остальных армий мира – во Вторую Мировую Войну, Великобритания вступила с устаревшими и несовершенными моделями.

Заключение

Как видите, основатели и законодатели танковой моды, которыми должна была стать Великобритания, в танках немного дали маху. В 30-х годах танки Великобритании представляли собой настолько сильно устаревшие машины, что их использование против танков Третьего Рейха не представлялось реальным. Но тем не менее, модели Medium Mark I-III хоть и стали заключительными в ряду средних танков, они были и на вооружении, а какие-то из них ещё и в бою.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!