«Kitoboy» — неторопливая, очень молчаливая и по-своему прекрасная картина, в которой постепенно тонешь. Кажется, кино не планировало отличиться неоднозначностью, но что-то своё в нём так и сочится.
Фильм повествует о жизни чукотского подростка, заключённой в маленьком посёлке, китобойном промысле и только-только проведённом интернете. Именно интернет, как некий символ цивилизации, расталкивает события и размеренную жизнь Лёши. Мальчик влюбляется в вебкам модель, да так серьёзно, что начинает учить язык и однажды решается на побег в Америку.
История протекает ровно, размеренно, даже вспышки эмоций в ней выглядят блёкло и тихо. Как будто люди в посёлке совсем другие, хоть и верят во всё то же светлое будущее и счастье, что примостилось совсем рядом, в каких-то восьмидесяти шести километрах от дома.
Чтобы прочувствовать всё происходящее в фильме и не разочароваться в концовке, нужно попытаться проникнуть в действительность персонажа. Благо, картина с этим абсолютно справляется. Только представьте, тихий посёлок на берегу, вечные перебои электричества, только-только появившаяся возможность познавать окружающий мир и тяжёлый труд в виде убийства китов. Это всё происходит в наши дни. Если главный герой покажется вам медлительным, пугливым или слабым, попробуйте вообразить, что должно в нём скрыться, чтобы даже в таких условиях найти силы вырваться.
Посыл под конец кажется очевидным. Хорошо на родине, Россия – это будущее, в Америке вода невкусная и рыба умирает, а дома так хорошо и свободно, что ты сам волен выбирать, когда тебе жить, а когда умирать. Пожалуй, есть в этом правда. Мало где человек по-настоящему нужен, кроме родного и во всём знакомого места, мало где ощущаешь себя настолько правильно и свободно, как дома. Но разве возникнет такое необузданное желание бежать, если хорошо и дома? «Надоела мне эта Америка», – признаётся себе Лёша, когда бродит без сил по холодной Аляске. Но как бы он чувствовал это изменение, имей он знания, кругозор и лодку, которая не сломается на половине пути? Дома хорошо, но возникают вопросы к реальности этого чувства. У такого человека, как Лёша, нет главного – возможности осознать разницу. Американский полицейский для него чужой лишь потому, что они говорят на разных языках. Аляска лишена очарования, потому что очарование в Америке своё, но понять это сложно. Россия для таких людей – и правда будущее, но будущим для запертых на чукотке китобоев может показаться всё что угодно. Это удивительное место, но вбитые в землю кости китов навевают болезненную тоску. Осколки былых достижений вводят в оцепенение даже сквозь экран, но как много нового выросло на таком фундаменте за пролетевшие годы?